Недобросовестность работодателей
Buman Media
Всероссийский интернет-опрос портала по поиску работы Joblist.ru показал, что 87% россиян сталкивались с недобросовестными работодателями. 60% из них отметили, что, устроившись на работу, по долгу не получали зарплату, а 34% так и не получили ее вовсе. По словам 30% респондентов, вместо обещанной официальной зарплаты работодатель выплачивал им зарплату «в конверте», неофициально, а 29% опрошенным затягивали с заключением договора. Большинство работников (42%) ругались с работодателем, пытаясь решить проблему, 22% угрожали судом, а 6% осуществили свои угрозы и пошли в суд.
36% респондентов считают, что за несоблюдение прав работников необходимо лишать недобросовестных работодателей прав на ведение бизнеса. По мнению 31% — нужно накладывать штрафы со стороны государства. А 16% отметили, что делать ничего не нужно, так как в нашей стране такая ситуация является нормой.
К слову, по данным COMCON, российские работники не отстаивают свои трудовые права. Они легко поддаются на уговоры руководителей написать заявление об увольнении по собственному желанию или внести изменения в трудовой договор с ухудшением условий оплаты труда.
Покорность работников и нежелание работодателей считаться с интересами сотрудников всегда были отличительными чертами российского рынка труда. Кризис лишь ярче высветил эти особенности. Из всех уволенных 65% ушли с работы, подписав заявление по собственному желанию, поддавшись на уговоры начальства, при этом 68% из них пока не смогли трудоустроиться.
Работники настолько запуганы, настолько боятся лишиться работы, что не готовы ни морально, ни физически отстаивать свои интересы. Кроме того, по мнению бизнес-тренера компании «Нанопром» Сергея Дубова, в нашей стране не принято перечить руководству, а тех, кто пытается качать права, большинство рядовых работников расценивают как скандалистов, желающих набить себе цену.
«С начала 90-х годов российский бизнес прошел большой путь развития цивилизованных бизнес-отношений. Всего несколько месяцев кризиса начинают смели наши достижения», — комментирует ситуацию генеральный директор COMCON Елена Конева.
Исследование COMCON свидетельствует о том, что многие сотрудники ушли ни с чем. Только половина из них (47% опрошенных) в момент увольнения получили полный расчет, как это прописано в законе. Лишь четверти (24%) выплатили пособие в размере среднемесячного заработка за два месяца. Предупредили о грядущих сокращениях меньше четверти всех опрошенных — 23%.
С одной стороны, нет ничего удивительного в том, что многие увольнялись по первой просьбе. Все прекрасно осознают: если директор принял решение попрощаться с сотрудником, он найдет способ это сделать. Если человек не хочет увольняться «по-хорошему», можно найти способ уволить «по-плохому». Работа для него превратится в бой за рабочее место. «Во-первых, существуют однократные основания для разрыва договора, например непоявление на рабочем месте в течение четырех часов. Это квалифицируется как прогул. Появление на работе в нетрезвом виде — необязательно реальное, его можно и подстроить, составить акт. А потом сотруднику говорят: «Хотите — судитесь». Обычно не хотят», — рассказывает юрист московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры» Игорь Симонов. Другие основания — неоднократные выговоры (при желании можно найти причины и для них), неоднократные опоздания. Убедить сотрудников перейти на сокращенную рабочую неделю еще легче: все понимают — особого выбора нет.
Сталкивались ли вы с недобросовестными работодателями? (не выполняющими свои обязательства или ваши совместные договоренности) | |
Ответ |
Процент |
Да |
87% |
Нет |
13% |
В чем именно заключалась недобросовестность работодателя? | |
Ответ |
Процент |
Не платили вовремя зарплату |
60% |
Не заплатили зарплату вовсе |
34% |
Обещали платить зарплату официально («белую»), а платили «в конверте» |
30% |
Долго отказывались заключать трудовой договор |
29% |
Штрафовали под разными предлогами |
27% |
Отказывались оплачивать отпуск |
25% |
Не отпускали в отпуск |
20% |
Отказывались оплачивать больничный |
24% |
Другое |
18% |
Как долго вам не платили зарплату? | |
Ответ |
Процент |
Месяц |
29% |
2 месяца |
24% |
3 месяца |
25% |
4–5 месяцев |
12% |
6–7 месяцев |
2% |
8–9 месяцев |
1% |
10–12 месяцев |
1% |
Более года |
6% |
Вы пытались отстаивать свои права? | |
Ответ |
Процент |
Нет, это бесполезно |
35% |
Да, ругался |
42% |
Да, угрожал судом, другими вышестоящими инстанциями |
22% |
Да, обращался в суд |
6% |
Другое |
7% |
Как расстались с недобросовестным работодателем? | |
Ответ |
Процент |
До сих пор с ним работаю |
7% |
Сам уволился |
73% |
Меня уволили |
10% |
Мы наконец-то договорились |
2% |
Другое |
7% |
Если работодатель не соблюдает права своих сотрудников (не выплачивает вовремя зарплату, платит зарплату «в конверте», «отказывается оплачивать отпуск» и пр.), какую меру наказания он заслуживает? | |
Ответ |
Процент |
Лишение права на ведение бизнеса |
36% |
Штрафы со стороны государства |
31% |
Никакую, в нашей стране это норма |
16% |
Лишение свободы |
4% |
Затрудняюсь ответить |
11% |
Другое |
2% |
При этом 42% работников становились очевидцами чрезвычайного происшествия на работе. Большинство уверены, что виноватого в произошедшем нет, просто так сложились обстоятельства (47%). В то же время каждый третий (32%) отметил, что до подобных обстоятельств довела беспечность руководства.
К ЧП были готовы 70% опрошенных участников событий, а 19% сообразили, что делать уже в ходе самого ЧП. В том, что абсолютно не были готовы к подобной ситуации, признались 9% опрошенных.
Случались ли у вас в компании чрезвычайные происшествия, приостановившие трудовую деятельность и угрожавшие жизни людей? | |
Ответ |
Процент |
Да, авария |
16% |
Да, пожар |
17% |
Да, потоп, наводнение |
5% |
Нет |
58% |
Другое (рейдерский захват, обвалилась часть здания, бомба, разбойное нападение и пр.) |
14% |
Кто в первую очередь был виноват в чрезвычайном происшествии? | ||
Ответ |
Процент | |
Никто, так сложились обстоятельства |
47% | |
Руководство |
32% | |
Сами сотрудники |
17% | |
Затрудняюсь ответить |
4% |
Готовы ли вы были к подобному происшествию? | |
Ответ |
Процент |
Да, нас инструктировали |
70% |
Сообразил (а) по ходу |
19% |
Нет, я не знал, что делать |
9% |
Другое |
2% |
Пострадали ли вы или кто-то из ваших коллег в чрезвычайном происшествии? Расскажите, что произошло. | |
Ответ |
Процент |
Да («ожоги смолой, капающей с крыши», «я сломал пятку, ребра, а больничный заставили оформлять как не производственное», «после ремонта автоматического выключателя, на котором была пломба, был годен, при включении мною меня ударило 380 В, потом бирка пропала когда дошло до разбирательства и меня сделали виноватым якобы я включал дефектную аппаратуру») |
13% |
Нет |
87% |
Бывают ли у вас на работе технические проблемы, которые мешают вам комфортно справляться со своей работой? | ||||||
|
Да, не работает офисная техника, оборудование на рабочем месте |
Да, выключается телефон, интернет (средства связи) |
Да, отключается электричество |
Да, не работает санузел |
Да, сломан водопровод |
Да, зимой в офисе не работают батареи |
Никогда |
19% |
25% |
22% |
49% |
53% |
52% |
Редко (реже раза в год) |
24% |
19% |
37% |
24% |
25% |
21% |
Иногда (несколько раз в год) |
29% |
29% |
33% |
20% |
13% |
18% |
Часто (практически каждый месяц) |
29% |
27% |
9% |
7% |
9% |
9% |
Другие проблемы:
«отсутствие вентиляции и кондиционирования»
«огромные щели в пластиковых окнах»
«дефицит запчастей для ремонта, спешка в обслуживании, отсутствие контроля, технического состояния руководством, отписки, подлоги…»
«отсутствие вентиляции в используемых подвальных помещениях»
«внутренние финансовые косяки банка, которые не может объяснить даже начальство»
«в жару не работали кондиционеры»
«2 зимы работали в неотапливаемом помещении»
«хочется работать с людьми, которые будут уважать себя и производство»
«отключение технической воды, воздуха, поломки производственного оборудования, налоговая, милиция и т.п.»
«затопили соседи сверху офис, у них прорвало батарею»
«отсутствие рабочего места»
«текла крыша, проваливались ступени на лестнице, затухал котел отопления»
Как вы думаете, что привело к таким проблемам? | |
Ответ |
Процент |
Плохое состояние техники, оборудования |
51% |
Попустительское отношение руководства |
44% |
Небрежное отношение к технике и пр. сотрудников |
28% |
Аварийное состояние здания |
10% |
Другое |
10% |