Энциклопедия маркетинга, https://www.marketing.spb.ru

Адрес документа: https://www.marketing.spb.ru/mr/social/emergency.htm
Обновлено: 20.11.2017

Недобросовестность работодателей

Buman Media

Всероссийский интернет-опрос портала по поиску работы Joblist.ru показал, что 87% россиян сталкивались с недобросовестными работодателями. 60% из них отметили, что, устроившись на работу, по долгу не получали зарплату, а 34% так и не получили ее вовсе. По словам 30% респондентов, вместо обещанной официальной зарплаты работодатель выплачивал им зарплату «в конверте», неофициально, а 29% опрошенным затягивали с заключением договора. Большинство работников (42%) ругались с работодателем, пытаясь решить проблему, 22% угрожали судом, а 6% осуществили свои угрозы и пошли в суд.

36% респондентов считают, что за несоблюдение прав работников необходимо лишать недобросовестных работодателей прав на ведение бизнеса. По мнению 31% — нужно накладывать штрафы со стороны государства. А 16% отметили, что делать ничего не нужно, так как в нашей стране такая ситуация является нормой.

К слову, по данным COMCON, российские работники не отстаивают свои трудовые права. Они легко поддаются на уговоры руководителей написать заявление об увольнении по собственному желанию или внести изменения в трудовой договор с ухудшением условий оплаты труда.

Покорность работников и нежелание работодателей считаться с интересами сотрудников всегда были отличительными чертами российского рынка труда. Кризис лишь ярче высветил эти особенности. Из всех уволенных 65% ушли с работы, подписав заявление по собственному желанию, поддавшись на уговоры начальства, при этом 68% из них пока не смогли трудоустроиться.

Работники настолько запуганы, настолько боятся лишиться работы, что не готовы ни морально, ни физически отстаивать свои интересы. Кроме того, по мнению бизнес-тренера компании «Нанопром» Сергея Дубова, в нашей стране не принято перечить руководству, а тех, кто пытается качать права, большинство рядовых работников расценивают как скандалистов, желающих набить себе цену.

«С начала 90-х годов российский бизнес прошел большой путь развития цивилизованных бизнес-отношений. Всего несколько месяцев кризиса начинают смели наши достижения», — комментирует ситуацию генеральный директор COMCON Елена Конева.

Исследование COMCON свидетельствует о том, что многие сотрудники ушли ни с чем. Только половина из них (47% опрошенных) в момент увольнения получили полный расчет, как это прописано в законе. Лишь четверти (24%) выплатили пособие в размере среднемесячного заработка за два месяца. Предупредили о грядущих сокращениях меньше четверти всех опрошенных — 23%.

С одной стороны, нет ничего удивительного в том, что многие увольнялись по первой просьбе. Все прекрасно осознают: если директор принял решение попрощаться с сотрудником, он найдет способ это сделать. Если человек не хочет увольняться «по-хорошему», можно найти способ уволить «по-плохому». Работа для него превратится в бой за рабочее место. «Во-первых, существуют однократные основания для разрыва договора, например непоявление на рабочем месте в течение четырех часов. Это квалифицируется как прогул. Появление на работе в нетрезвом виде — необязательно реальное, его можно и подстроить, составить акт. А потом сотруднику говорят: «Хотите — судитесь». Обычно не хотят», — рассказывает юрист московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры» Игорь Симонов. Другие основания — неоднократные выговоры (при желании можно найти причины и для них), неоднократные опоздания. Убедить сотрудников перейти на сокращенную рабочую неделю еще легче: все понимают — особого выбора нет.

Сталкивались ли вы с недобросовестными работодателями? (не выполняющими свои обязательства или ваши совместные договоренности)

Ответ

Процент

Да

87%

Нет

13%

В чем именно заключалась недобросовестность работодателя?

Ответ

Процент

Не платили вовремя зарплату

60%

Не заплатили зарплату вовсе

34%

Обещали платить зарплату официально («белую»), а платили «в конверте»

30%

Долго отказывались заключать трудовой договор

29%

Штрафовали под разными предлогами

27%

Отказывались оплачивать отпуск

25%

Не отпускали в отпуск

20%

Отказывались оплачивать больничный

24%

Другое

18%

Как долго вам не платили зарплату?

Ответ

Процент

Месяц

29%

2 месяца

24%

3 месяца

25%

4–5 месяцев

12%

6–7 месяцев

2%

8–9 месяцев

1%

10–12 месяцев

1%

Более года

6%

Вы пытались отстаивать свои права?

Ответ

Процент

Нет, это бесполезно

35%

Да, ругался

42%

Да, угрожал судом, другими вышестоящими инстанциями

22%

Да, обращался в суд

6%

Другое

7%

Как расстались с недобросовестным работодателем?

Ответ

Процент

До сих пор с ним работаю

7%

Сам уволился

73%

Меня уволили

10%

Мы наконец-то договорились

2%

Другое

7%

Если работодатель не соблюдает права своих сотрудников (не выплачивает вовремя зарплату, платит зарплату «в конверте», «отказывается оплачивать отпуск» и пр.), какую меру наказания он заслуживает?

Ответ

Процент

Лишение права на ведение бизнеса

36%

Штрафы со стороны государства

31%

Никакую, в нашей стране это норма

16%

Лишение свободы

4%

Затрудняюсь ответить

11%

Другое

2%

При этом 42% работников становились очевидцами чрезвычайного происшествия на работе. Большинство уверены, что виноватого в произошедшем нет, просто так сложились обстоятельства (47%). В то же время каждый третий (32%) отметил, что до подобных обстоятельств довела беспечность руководства.

К ЧП были готовы 70% опрошенных участников событий, а 19% сообразили, что делать уже в ходе самого ЧП. В том, что абсолютно не были готовы к подобной ситуации, признались 9% опрошенных.

Случались ли у вас в компании чрезвычайные происшествия, приостановившие трудовую деятельность и угрожавшие жизни людей?

Ответ

Процент

Да, авария

16%

Да, пожар

17%

Да, потоп, наводнение

5%

Нет

58%

Другое (рейдерский захват, обвалилась часть здания, бомба, разбойное нападение и пр.)

14%

Кто в первую очередь был виноват в чрезвычайном происшествии?

Ответ

Процент

Никто, так сложились обстоятельства

47%

Руководство

32%

Сами сотрудники

17%

Затрудняюсь ответить

4%

Готовы ли вы были к подобному происшествию?

Ответ

Процент

Да, нас инструктировали

70%

Сообразил (а) по ходу

19%

Нет, я не знал, что делать

9%

Другое

2%

Пострадали ли вы или кто-то из ваших коллег в чрезвычайном происшествии? Расскажите, что произошло.

Ответ

Процент

Да («ожоги смолой, капающей с крыши», «я сломал пятку, ребра, а больничный заставили оформлять как не производственное», «после ремонта автоматического выключателя, на котором была пломба, был годен, при включении мною меня ударило 380 В, потом бирка пропала когда дошло до разбирательства и меня сделали виноватым якобы я включал дефектную аппаратуру»)

13%

Нет

87%

Бывают ли у вас на работе технические проблемы, которые мешают вам комфортно справляться со своей работой?

 

Да, не работает офисная техника, оборудование на рабочем месте

Да, выключается телефон, интернет (средства связи)

Да, отключается электричество

Да, не работает санузел

Да, сломан водопровод

Да, зимой в офисе не работают батареи

Никогда

19%

25%

22%

49%

53%

52%

Редко (реже раза в год)

24%

19%

37%

24%

25%

21%

Иногда (несколько раз в год)

29%

29%

33%

20%

13%

18%

Часто (практически каждый месяц)

29%

27%

9%

7%

9%

9%

Другие проблемы:

«отсутствие вентиляции и кондиционирования»

«огромные щели в пластиковых окнах»

«дефицит запчастей для ремонта, спешка в обслуживании, отсутствие контроля, технического состояния руководством, отписки, подлоги…»

«отсутствие вентиляции в используемых подвальных помещениях»

«внутренние финансовые косяки банка, которые не может объяснить даже начальство»

«в жару не работали кондиционеры»

«2 зимы работали в неотапливаемом помещении»

«хочется работать с людьми, которые будут уважать себя и производство»

«отключение технической воды, воздуха, поломки производственного оборудования, налоговая, милиция и т.п.»

«затопили соседи сверху офис, у них прорвало батарею»

«отсутствие рабочего места»

«текла крыша, проваливались ступени на лестнице, затухал котел отопления»

Как вы думаете, что привело к таким проблемам?

Ответ

Процент

Плохое состояние техники, оборудования

51%

Попустительское отношение руководства

44%

Небрежное отношение к технике и пр. сотрудников

28%

Аварийное состояние здания

10%

Другое

10%


© 1998-2023 Дмитрий Рябых