Маркетинговое исследование сырьевой базы и рынка сбыта экономически и социально значимых предприятий легкой промышленности Тюменской области
Чистякова А.О., Моставщикова С.М.
ЗАО "ТюмБИТ", Тюмень
//www.tyumbit.ru
Номинант конкурса "Консультант 2003"
ЧАСТЬ VI. ВЫВОДЫ
И РЕКОМЕНДАЦИИ
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
1. По результатам исследования Тюменских предприятий, некоторые предприятия предпочитают оставаться закрытыми АО, тем самым перекрывая себе кислород для притока инвестиций, появления рачительных хозяев. При организации юридической помощи предприятиям, желающим реорганизоваться в ОАО и привлекать дополнительные средства путем эмиссии акций, можно достичь значительного привлечения финансовых ресурсов для вклада их в наращение производственного потенциала предприятия.
2. Содействие предприятиям в написании бизнес-проектов развития предприятия, дополнительных маркетинговых исследований потребительских предпочтений и конкуренции при освоении новой продукции, рассмотрение и анализ проектов (экспертиза доходности, сроков окупаемости) и их целевое финансирование. Рекомендуем также дальнейший контроль за целевым использованием средств и периодическая актуализация проектов (сопоставление реальных и планируемых результатов).
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ
Ассортимент тюменских швейных фабрик по мягкому инвентарю:
Табл.6.1
Заводоуковск |
Профиль |
Ишимская швейная фабрика |
Дружба |
|||
наимено-вание |
ткань |
наимено-вание |
наимено-вание |
такнь |
наимено-вание |
такнь |
*Халат медицинский, стандартный (М, Ж) |
сорочечная |
*Халат медицинский с длинным рукавом (М, Ж) |
Халат белый |
бязь |
Халат медицинский |
бязь отбе-ленная |
бязь |
||||||
ситец |
||||||
*Костюм медицинский мужской, цветной в ассортименте |
сорочечная |
Комплект хирурги-ческий муж (блуза, брюки) |
Костюм хирурга (1 модель) |
бязь |
Костюм хирурга |
бязь отбе-ленная |
бязь |
бязь г/к |
|||||
сису |
||||||
*Костюм медицинский женский, цветной в ассортименте |
сорочечная |
Костюм медицинский (7 моделей) |
сорочечная |
|||
бязь |
||||||
*Колпак медицинский, мужской и женский, цветной в ассортименте |
сорочечная |
Колпак хирурга |
бязь |
Колпак хирурга |
бязь отбе-ленная |
|
бязь |
бязь г/к |
|||||
*Халат с кровооттал-кивающей пр. |
сису |
Колпак хирурга |
сорочечная |
бахилы |
бязь г/к |
|
*Халат хирургический |
сорочечная |
|||||
бязь |
||||||
ситец |
Ассортимент тюменских швейных фабрик по постельному белью:
Табл.6.2.
Заводоуковск |
Ишимская швейная фабрика |
Дружба |
|||
*Пододеяльник |
бязь |
*Пододеяльник 1,5 спальный |
ситец |
||
ситец |
*Пододеяльник 2х спальный |
ситец |
|||
лен |
|||||
*Простынь |
бязь |
*Простынь 1,5 спальное |
ситец |
*Простынь от 214-120 до 214-150 - до |
ситец |
ситец |
|||||
лен |
|||||
Наволочка |
бязь |
Наволочка. Наволочка детская |
ситец. Бязь |
Наволочка |
ситец |
ситец |
|||||
лен |
|||||
*Пеленка |
бязь |
*Пеленка |
ситец |
||
ситец |
|||||
лен |
фланель |
||||
КПБ 1.5 спальный |
лен |
КПБ 1.5 спальный |
ситец |
КПБ - 5 наименований |
ситец |
КПБ с вышивкой |
лен |
||||
Матрац |
Вата, паралон |
Матрац - два размера |
тик матрацный |
Матрац от 190-70 до 190-90 |
Шерсть |
подушка |
Перо, синтепон, пух |
подушка |
пух-перо |
||
Одеяло |
синтепон, ватное, шерсть, п/шерсть |
Одеяло - 1,5-2хспальное, детское, шерстяное |
Ватин-ситец, шерсть |
Одеяло - 3 вида |
Ватин, синтепон, шерсть |
По двум этим таблицам можно сделать вывод: тюменские швейные фабрики повторяют ассортимент продукции, являясь конкурентами друг для друга. Точно такая же картина создается при сравнении рабочей одежды: зимней, так и летней.
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПТОВИКОВ
1. Необходим комплекс мероприятий по повышению качества продукции.
2. Использование современного оборудования и новых технологий при изготовлении продукции для достижения наиболее оптимального соотношения цены и качества продукции.
3. Изучение деятельности конкурентов, с которыми работают тюменские оптовики и производственные предприятия и их преимуществ.
4. Использование объективной информации о потребительском рынке, о потребностях производственных предприятий и профессиональный подход к планированию нового товара, который подразумевает маркетинговый подход.
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОПРОСА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
1. Необходим комплекс мероприятий по повышению качества продукции.
2. Использование современного оборудования и новых технологий при изготовлении продукции для достижения наиболее оптимального соотношения цены и качества продукции.
3. Использование объективной информации о потребительском рынке, профессиональный подход к планированию нового товара, который подразумевает маркетинговый подход.
4. Изучение информации о современных направлениях развития моды и улучшение дизайна с учетом использования опыта зарубежных производителей.
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АНАЛИЗА ПОТЕНЦИАЛЬНОГО СПРОСА НА ПРОДУКЦИЮ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
1. Исследование конкурентной ситуации и выгодное позиционирование своего товара с соответствующей определенному сегменту рынка ценой и качеством.
2. Исследование потребностей покупателей и маркетинговая разработка концепции нового товара (например, ярких расцветок шерстяных и полушерстяных колгот для женщин, подростков).
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПОИСКА АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ПОСТАВЩИКОВ И ОПТОВИКОВ.
Как можно увидеть из таблицы 5.4 на стр. 57, обувным фабрикам были предложены поставщики не только из регионов, в которых проводился анализ сырьевой базы. 43 предприятия, в числе которых крупнейшие производители кожи (по данным статистики) и их представительства. Тюменские производители выбирали поставщиков, основываясь не на цене, хотя цена была главным критерием, они исходили из трех условий: цена, удобная транспортная схема, качество.
Так сразу были отнесены в разряд неэффективных предприятия из г. Ростова-на-Дону, Казани (Сафьян – дорого), предприятия Екатеринбурга (Политрейд). 15 предприятий из которых дважды (двумя тюменскими производителями) были выбраны:
1. ООО «Ларита» - низкие цены 1.80 за подкладку и др
2. ООО «Шеврет» - имеет представительство в Омске, высокая готовность к сотрудничеству;
3. ООО «Кожсервис» - г. Богородск, средние цены.
Самым эффективным среди предприятий-поставщиков для обувной промышленности стал Вахруши-Юфть, его продукцией выразили желание пользоваться: «Восход», «Ишимская обувная ф-ка» и «Текс».
В рамках маркетингового исследования на предприятиях «Текс», «Восход», «Ишимская обувная фабрика» прошел презентационный маркетинг «Комбината искусственной подошвы» г. Иваново, который предоставил образцы подошвы для рабочей обуви, искусственную кожу (кирзу), текстильные материалы для верха обуви. При положительной оценке качества образцов и цены, был дан отрицательный отзыв о возможности сотрудничества: «Ивановский комбинат» находится дальше, чем «Кировский», с которым сотрудничают данные предприятия. Следовательно, затраты на транспортные издержки возрастут.
Иная реакция была на образцы компании «Полартекс». Низкие цены и прекрасное качество льна и полульна дают надежду, что наши швейные фабрики приобретут еще одного эффективного поставщика.
Если проанализировать выбор Тюменских производителей и возможности поставщиков, то можно сказать следующее:
1. Предприятия Узбекистана – стр. 174, 175, 176, 7 предприятий, в основном это ткани и вата «Швейная», «Прима», линт хлопковый, шерсть.
2. Предприятия Дагестана – стр. 174.
3. Предприятия Туркменистана – стр. 177.
4. Предприятия Киргизии – стр. 177.
5. Предприятия Калмыкии – стр. 177
6. Предприятия Башкортостана – стр. 178, 182
7. Предприятия Республики Марий Эл – стр. 180
8. Предприятия Татарстана – стр. 183
9. Предприятия Карачаево-Черкессии – стр. 184
10. Предприятия Чувашии – стр. 159
11. Поставщики в РФ, представляющих Узбекистан, Туркменистан. Данные можно посмотреть в Табл. 6.1. п. 15, 16, 17, стр. 175
12. Предприятия Ставрополья – стр. 174,
13. г. Пермь – стр. 178,
14. г. Новосибирск – стр. 179, 180,
15. г.Челябинск – стр.182
Наименее удачно прошли поиски сырья для «Овчинно-меховой фабрики». На Алтае, Чите, Ставрополье овчины в наличии нет (см. стр. 159,160,161,165, 166), чему способствует экономическая обстановка в стране. Руководство фабрики заинтересовало предложение «Пищевой ассоциации Туркменистана» (стр164, табл. 6.1. п 21).
В Чувашии промышленность г. Чебоксары по многим показателям занимает ведущие позиции в промышленном производстве Чувашской Республики. Промышленными предприятиями города производится около 65% промышленной продукции, производимой в Чувашской Республики. Наиболее интересным для наших производителей является Чебоксарский ХБК, но с ним уже сотрудничают наши производители, как с сами ХБК, так и с представительством в Тюмени.
Поиск сырья в Дагестане. После начала конфликта в Чечне российские власти закрыли границы с этой республикой, одновременно отрезав и Дагестан от остального цивилизованного мира. Оказавшись в полной блокаде, экономика и промышленность этой республики очень быстро пришли в плачевное состояние. Большинство животноводческих колхозов и совхозов разорились, частные отары распродавались, люди переезжали из сельской местности в город. Сырьевая база находилась на грани вымирания.
Что же касается нынешней ситуации в республике, то, при достаточном объеме инвестиций в наиболее перспективные отрасли уже через пару лет Дагестан сможет обеспечивать не только собственный бюджет, но и приносить ощутимый вклад в развитие российской экономики в целом. Среди прерогативных направлений промышленной деятельности были выделены нефтепереработка (по оценкам специалистов, Дагестан способен добывать 180 млн. т нефти в год), пищевая промышленность (производство натуральных соков) и туристический бизнес. Кроме того, это крупнейший на Кавказе транспортный узел. Однако территориальная близость к «горячей точке» отпугивает многих потенциальных отечественных и зарубежных инвесторов. Несмотря на самые искренние заверения руководства республики о том, что ситуация находится под контролем, привлечь серьезные средства в экономику Дагестана пока не удается.
Поиск эффективных оптовиков был затруднен тем, что у предприятий «Омела», «ОдЖен» (на тот момент), «Бирюза» не было даже стандартного прайс-листа. Коллекцию одежды и обуви предоставили лишь «Заводоуковская швейная фабрика», «Ишимская обувная фабрика», «Ишимская швейная фабрика» предоставила фотографии, остальные – грамоты, дипломы, прайсы. Рекламные буклеты – «Дружба», «Бирюза», «Текс», «Кросно».
В г. Тюмени существуют оптовые фирмы, такие как «Ямбург-Ги», «Авиатор», занимающиеся поставками спецодежды и спецобуви на север Тюменской области. Тесное взаимодействие с такими фирмами позволит предприятиям области, в ассортименте которых преобладает рабочая одежда и обувь, поможет выйти на новые северные рубежи, вместе с тем, руководству предприятий, следует в середине года повторить запросы на предприятия ЯМАО и ХМАО.