Библиотека маркетолога

Маркетинг и интрапренерство в системе предпринимательства

В.В. Томилов, А.А. Крупанин, Т.Д. Хакунов

Становление и развитие рыночной экономики в нашей стране объективно требует ускоренного создания и внедрения принципиально новых форм и методов управления на всех ее уровнях и, в первую очередь, на уровне основных производственных звеньев-предприятий (фирм). Эти формы и методы управления должны быть адекватными главным принципам функционирования рыночной экономики, обладать высокой степенью "реакции" на изменения внешней среды, базироваться на рыночной философии хозяйствования (маркетинге) и прогрессивных направлениях организации предпринимательской деятельности.
Недостаточное осмысление и проработка теоретической и методологической базы в реализации решений указанной проблемы приводит к усилению кризисных явлений в отечественной экономике, к сдерживанию внедрения прогрессивных инновационных процессов в ее реструктуризации и выхода на уровень развитых стран. И здесь особое место занимают процессы, связанные с развитием системы предпринимательства, являющейся приоритетной в рыночной экономике и способствующей быстрому ее росту.
В России возрождение предпринимательства после 70-летнего запрещения началось в 90-е годы, когда страна стала переходить от социалистической, плановой командно-административной экономики к рыночной. Основной формой развитая предпринимательства стало создание мелких предприятий. В 1997 году их количество составило около 1 млн. Это в 3-5 раз меньше, чем в промышленно развитых странах. При этом, работают в сфере малого бизнеса чуть более 13 % от занятых в народном хозяйстве. Вместе с тем, обеспечить интенсивное развитие в стране малого предпринимательства только за счет развитая инициативной деятельности отдельных граждан не удается, так как стоящие перед ними кредитно-финансовые и организационные проблемы на сегодняшний день трудно разрешимы.
Наряду с малым, в стране существует и в той ли иной мере развивается крупное и среднее предпринимательство, которое базируется в основном на приватизированных в последние годы госпредприятиях, превратившихся в основной своей массе в различного вида АО. Изменение форм собственности мало повлияло на эффективность конверсии, структурной перестройки, низкой конкурентоспособности, отсутствие средств. Наряду с внешними проблемами низкая эффективность многих традиционных предприятий вызвана: их большой фондоемкостью, устаревшей техникой, технологическим и организационным консерватизмом, раздробленность. собственности, снижающейся заинтересованностью и ответственностью менеджеров.
особенности развитая отечественной экономики и ее переходного периода вызывают необходимость применения наиболее профессиональных форм предпринимательства, адекватно характерных одному этапу и, в первую очередь, такой ее формы, как интрапренерство, представляющее собой инициативную, новаторскую деятельность по производству и реализации товаров и услуг на основе интеграции предпринимательских возможностей предприятия и личности (предпринимателя). Эта форма развивается на действующей производственно-хозяйственной единице, на основе создания духовных, организационных и экономических условий для возникновения предпринимательских идей и их реализации в интересах автора и предприятия. В условиях переходной экономики (доставшейся от социализма чрезмерной концентрации и специализации производства, низкой загрузки производственных мощностей, необходимости конверсии и т.п.) интрапренерство играет неоспоримо важную роль в выводе из экономического кризиса и повышении эффективности народного хозяйства. Оно создает условия для эффективного использования резервов предприятия и его динамического развития на основе нововведений.
Все выше сказанное свидетельствует о том, что существует объективная потребность в понимании и изучении сущности, роли предпринимательства для российской экономики и, в первую очередь, таких ее наиболее прогрессивных форм, как интрапренерство, с целью применения их в практике деятельности отечественных производственно-хозяйственных структур.
Данное пособие является важным дополняющим источником к уже имеющейся учебной литературе, рекомендуемой для подготовки экономистов по специальности "Маркетинг", а также может быть использовано при подготовке специалистов иных экономических специальностей. Оно состоит из трех разделов, в которых раскрывается сущность и экономико-организационные основы интрапренерства, его задачи и роль в развитии предпринимательства; методы и форма организации интрапренерства в организационно-производственных структурах; вопросы эффективности интрапренерства; основы формирования механизма интрапренерства, включая обоснование выбора соответствующей маркетинговой концепции и иллюстрацию практической апробации данной системы.
При подготовке данного учебного пособия использован опыт зарубежных стран по развитию предпринимательства и организации интрапренерства в структурных образованиях рыночной экономики, а также результаты научных исследований авторов по указанной проблеме.

Оглавление

ГЛАВА I. Экономико-организационные основы интрапренерства в условиях переходной экономики России
1.1. Тенденции развития предпринимательства в условиях переходной экономики России
1.2. Становление и развитие теоретико-методологических основ предпринимательства
1.3. Сущность и роль интрапренерства в развитии предпринимательства

ГЛАВА II. Становление и развитие итнрапренерства в организационно-производственных структурах
2.1. Основные положения системного подхода к исследованию интрапренерства
2.2. Системный анализ процесса становления интрапренерства
2.3. Методы и формы организации интрапренерства
2.4. Эффективность интрапренерства и выбор оптимальной программы его становления

ГЛАВА III. Основы формирования механизма интрапренерства
3.1. Маркетинговая концепция формирования интрапренерства в системе предпринимательства
3.2. Методические основы анализа ресурсной базы интрапренерства и выбора предпочтительного направления его развития
3.3. Апробация методических положений по формированию интрапренерства в организационно-производственных структурах

Приложения
Приложение 1 Малый и средний бизнес в европейской экономике
Приложение 2 Как используются резервы предприятия
Приложение 3 Предпринимательство
Приложение 4 Классификация внутрипроизводственных резервов
Приложение 5 Методы поиска предпринимательской идеи
Приложение 6 Характер и состояние предпринимательской деятельности на предприятии НА КАМАЗ

Литература

1. Альтшуллер Г.С. Найти идею: Введение в теорию решения изобретательских задач.- Новосибирск: Наука, 1986.
2. Аллэ М. Единственный критерий истины - согласие с опытом (Интервью с Нобелевским лауреатом)- МЗМО ? 11, 1989.
3. Богачев В.Ф., Кабаков В.С., Ходачек А. Стратегия малого предпринимательства - СПб: 1995.
4. Багиев Г.Л., Томилов В.В., Чернышева З.А. Маркетинг и культура предпринимательства - СПб.: 1995.
5. Благов Э.И. Предпринимательство в Российской экономике - СПб:1995.
6. Бляхман Л.С. Предпринимательство - основа социально-экономического развития общества (Вестник СПб Университета Серия 5 "Экономика", 1992).
7. Берг Г. Создать свою фирму. - М.: Дело ЛТД, 1994.
8. Бусленко Н.П. Моделирование сложных систем. - М.: Наука, 1978.
9. Вебер М. Избранные произведения. - М., 1990.
10. Гэлбрайт Д.К. Экономическая теория и цели общества. - М.: Экономика", 1988.
11. Инвестиционное проектирование: Практическое руководство по экономическому обоснованию инвестиционных проектов. - М.: Минстатинформ, 1995.
12. Крупанин А.А. Основы предпринимательства. - СПб: СПбГИЭА,1992.
13. Котлер Ф. Основы маркетинга. - М.: Прогресс, 1990.
14. Кейнс Д.М. Избранные произведения. - М.: 1993.
15. Крутик А.Б., Пименова А.А. Введение в предпринимательство. - СПб.:Изд. "Политехника", 1995.
16. Кабаков В.С., Шатрова Е.В. Стратегия предпринимательства. - СПб.: СПбГИЭА, 1996.
17. Кларк Дж.Б. Распределение богатства. - М.: 1934.
18. Кунц Г. О'Доннел С.Управление: системный и ситуационный анализ управленческий функций. - М.: Прогресс, 1991.
19. Сиц И.В. Бизнес-план - основа успеха. - М.: "Дело", 1994.
20. Муравьев А.И. Проблемы измерения, оценки и планирования повышения эффективности производства.- 1984.
21. Малые предприятия н РСФСР. Пакет документов. - М.: "Паритет", 1991.
22. Мир управления проектами. Основы, методы, организация, применение /Под ред. Х. Релика, Х. Шелля - М.: Аякс, 1994.
23. Маршалл А.Принципы экономической науки. - М.: Экономика,1990.
24. Порховник Ю.М., Лисицина Е.Б. Инвестиционный менеджмент. - СПб.: СПбГЕМ, 1996.
25. Предпринимательство в конца 20 века. - М., 1992.
26. Пособие по проведению технико-промышленных исследований.-М.: ЮНИДО, 1978.
27. Развитие малого бизнеса в России, состояние проблемы, перспективы. Сборник международной конференции "Малый бизнес в России". - СПб, 1994.
28. Рюттингер Р. Культура предпринимательства. - М.: Экономика,1992.
29. Разумов Н. Мелкие фирмы в США: экономика и управление. - М.: Наука, 1989.
30. Рапопорт В.Ш. Диагностика управления: практический опыт и рекомендации. - М.: Экономика, 1988.
31. Рикардо Д. Собрание сочинений. - СПб.: 1908.
32. Смолл М., Маккензи Р. Как стать предприимчивым и богатым. - М.: Молодая гвардия, 1991.
33. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М., 1962.
34. Системный анализ в экономике и организации производства /Под общей редакцией С.А. Вацева и В.И. Войсовой/ - Л.: Политехника, 1991.
35. Томилов В.В., Крупанин А.А. Зкономико-организационные основы предпринимательства. - СПб.: СПбУМ, 1996.
36. Томилов В.В. Организационная культура и предпринимательство.- СПб.: СПбУМ, 1994.
37. Хизрич М., Питерс Т. Предпринимательство (выпуски 1-5). - М.: Прогресс-Университет, 1991.
38. Хоскинг А. Курс предпринимательства. - М.: "Международные отношения", 1993.
39. Хайне П. Экономический образ мышления. М.: И. "Дело", 1993.
40. Черников Г.П. Предприниматель - кто он? - М.: Международные отношения, 1992.
41. Шумперт И. Теория экономического развития. - М.: 1982.
42. Экономико-математические методы и модели планирования и управления. - М.: Знание, 1983.