Библиотека маркетолога
Бизнес-план в системе планирования предприятия
О.У. ЮлдашеваЗа последнее время у нас в стране возник повышенный интерес к разработке бизнес-планов отдельных организаций и предприятий. Однако в публикациях по данному вопросу практически не рассматриваются вопросы определения места бизнес-плана в системе планирования предприятия, его связи с другими планами предприятия. Хотя для малых предприятий может разрабатываться только один бизнес-план, для большинства предприятий бизнес-план только один из планов их производственно-хозяйственной и сбытовой деятельности. Бизнес-план производственно-хозяйственной и сбытовой деятельности предприятия, занимающий промежуточное положение между стратегическим планом предприятия и его годовым планом маркетинга. Целью бизнес-плана является установление достаточно широких целей и стратегий деловой активности для стратегических хозяйственных центров на период времени до пяти лет. В этом аспекте бизнес-план подобен стратегическому плану, который также ориентирован на достаточно длительный интервал времени. Другой общей чертой этих двух планов является стратегическое рассмотрение вопросов разработки или приобретения новых продуктов, освоения новых рынков с целью достижения желаемых финансовых целей. Бизнес-план, как и план маркетинга, основан на глубоких маркетинговых исследованиях. Однако первый не содержит программ действий, что является характерной особенностью планов маркетинга, а излагает только в обобщенном виде основные направления действий. Например, если в число выбранных стратегий входит стратегия разработки нового продукта, то в бизнес-плане приводятся также обобщенные данные о поддержке реализации этого решения. Однако констатация данной стратегии не сопровождается планом разработки нового продукта. Разработка бизнес-планов приобрела особую актуальность в нашей стране в последнее время в связи с открытием финансирования отдельных проектов российских предпринимателей со стороны зарубежных инвесторов. Обязательным документом для участия в конкурсе проектов является бизнес-план организаций, принимающих участие в таком конкурсе. Бизнес-план может включать в свой состав следующие разделы: реквизиты организации; описание бизнеса, включая характеристику форм собственности; его текущее состояние и перспективы развития; управление организацией, включая краткие автобиографические справки на руководителей; характеристику выпускаемой продукции; цели и стратегии развития; исследование рынка (рыночные сегменты и их емкость, характеристика потребителей, конкуренты, рыночная доля, барьеры проникновения на рынок); стратегии маркетинга; прогнозные оценки объемов сбыта на несколько лет (возможно, на 5 лет) с погодовой разбивкой; фонды и их использование с подробным обоснованием требуемых валютных средств; обоснование сроков возврата кредита. Можно рекомендовать разработку двух бизнес-планов. Первый составляется для тех, кто может занять вам деньги или вложить их в ваш бизнес. Этот план призван вызвать у инвестора уверенность, что приводимые прогнозы реалистичны, а цели достижимы. Второй план - для самого предприятия. Этот план является более детальным и более объективно и откровенно описывает текущее состояние и открывающиеся возможности. Он помогает осуществлять контроль за деятельностью предприятия, сравнивать текущую деятельность с прогнозами и объяснять различия. Составляют бизнес-план обычно сотрудники данного предприятия при методической помощи и участии экспертов-консультантов. Действительно, никто, кроме сотрудников предприятия, лучше не знает производственных и иных возможностей этого предприятия, поставщиков, потребителей, торговых посредников и т.п. При составлении бизнес-плана в ряде случаев целесообразно проводить экспертные опросы и социологические исследования (или использовать результаты таких исследований, проведенных другими организациями), касающиеся различных аспектов деятельности предприятия и состояния рынка.
Целью настоящей работы является разработка методических рекомендаций по формированию бизнес-плана для компании на примере СП "ОККО". В ходе реализации поставленной цели решаются следующие основные задачи:
1. Определение роли и места бизнес-плана в системе планирования.
2. Анализ источников информационного обеспечения процесса разработки бизнес-плана.
3. Выработке конкретных рекомендаций по разработке отдельных разделов бизнес-плана для СП "ОККО".
В соответствии с определенными целями и задачами в дипломной работе последовательно раскрывается сущность и значение разработки бизнес-плана для деятельности компании в условиях рынка, структура бизнес-плана и его назначение (глава 1).
Во второй главе анализируются источники информации, необходимой для составления бизнес-плана на примере СП "ОККО".
Третья глава содержит рекомендации по составлению трех разделов бизнес-плана для СП "ОККО" - структура управления компанией, план маркетинга, производственный план.
Оглавление
ГЛАВА 1. БИЗНЕС-ПЛАН В СИСТЕМЕ ПЛАНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Планирование как функция управления
1.2. Назначение бизнес-плана
1.3. Состав бизнес-плана
ГЛАВА 2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА РАЗРАБОТКИ БИЗНЕС-ПЛАНА
2.1. Исходная информация для написания бизнес-плана
2.2. Анализ маркетинговой среды
2.3. Производственная информация
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ БИЗНЕС-ПЛАНА ДЛЯ СП "ОККО"
3.1. Рекомендуемая система управления компанией
3.2. План маркетинга
3.3. Финансовый план
Литература
- 1. Густав Берл, Пол Киршнер. Мгновенный бизнес-план, двенадцать быстрых шагов к успеху. - М., 1995.
- 2. Колосов М.П. Практическое пособие по составлению бизнес=плана. Компьютерная программа "Дело".
- 3. Экономика и жизнь. Журнал, 1994,N 34-36.
- 4. Маркетинг. Журнал, 1994, N 4.
- 5. Биржевые вести, 1993, N 42-44
- 6. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1994. - С. 685.
- 7. Акофф Р. Планирование будущего корпорации. - М.: прогресс, 1985.
- 8. Гребнев Е.Г. Управленческие нововведения. - М.: Экономика, 1985.
- 9. Кинг У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. - М.: Прогресс, - С. 23-28.
- 10. Котлер Ф. Управление маркетингом //Пер. с англ. - М.: Экономика, 1980.
- 11. Титова Н.Е. Основы теории маркетинга и менеджмента. - М.: РА гос. службы при президенте РФ центра проблем рыночной экономики, 1994.
- 12. Экономическая стратегия фирмы /Под ред. Градова А.П. - СПб.: Спецлитература, 1995.
- 13. Шапиро В.Д. и др.Управление проектами. - Спб.: "ДваТри", 1996.