Библиотека маркетолога

Российский рынок организаций, работающих в области политических технологий

Тамарин С.Г.

Введение
Накануне общефедеральных выборов 1999-2000 годов многократно увеличивается рынок политических технологий. По оценкам специалистов объем рынка в прошлые выборы составил около двух миллиардов долларов, а размер предстоящих - не будет меньше. Данная статья способствует ориентации в нем, изучая особенности рынка и его участников.
Рынок
Рынок политического консалтинга стал формироваться в России с развитием демократических институтов к 1994 году. В частности, о конкуренции между политическими субъектами можно судить по числу зарегистрированных Министерством юстиции РФ партий. В 1995 году Минюстом было зарегистрировано 75 партий1, а в начале 1999 года уже 140 политических организаций2, практически каждая из них декларирует в своем уставе одной из целей деятельности стремление к власти. Легитимное завоевание власти сейчас возможно путем победы на выборах и делегированием во власть своих членов или сторонников.
До становления рынка политические технологи работали с кандидатами бесплатно (из идейных убеждений) или за весьма скромное вознаграждение. В лучшем случае клиент оплачивал аренду помещения для проведения собрания или размножение листовок на ротаторе.
Затем произошел прорыв, спровоцированный Большими Выборами (выборы депутатов Государственной Думы и Президента Российской Федерации). Ценовую динамику хорошо иллюстрирует следующий пример: консалтинговые услуги на губернаторских выборах в 1994 году стоили 50 тысяч долларов, а в 1998 уже от 300 тысяч да миллиона. Спрос стремительно рос, но квалифицированное предложение за ним не успевало. Несколько десятков профессиональных команд при всем желании не могут удовлетворить миллиардные потребности заказчиков. Разве могут они обеспечить губернаторские выборы, когда избираются 88 губернаторов, причем баллотируется, в среднем, пять-шесть кандидатов. На выборы в Государственную Думу идут одновременно более 10 кандидатов в 225 одномандатных округах, выбираются партии федерального масштаба, проводятся выборы в местные органы законодательной власти, муниципальные органы! А если учесть, что клиент часто вообще плохо представлял себе, что такое политические технологии, становится понятным появление на рынке огромного количества неквалифицированных игроков, желающих заработать легкие деньги. Профессиональные политтехнологи называют их "жмейкерами"3.
Анализ действующих организаций
Сбор информации об игроках российского рынка политических технологий имел большие проблемы. В частности, из-за того, что существуют несоблюдение буквы закона в финансировании российских избирательных кампаний, что является в свою очередь основной причиной атмосферы секретности, длительное время окружавшей всю сферу политических технологий. По степени закрытости с рынком политического консалтинга может сравниться разве что рынок наркотиков. По уровню же неопределенности того, что и почем на этом рынке продается, с ним не сравниться ничто.
Лишь в самое последнее время ситуация стала меняться. Заинтересованность крупных, преимущественно московских, фирм в рекламе собственной деятельности привела к тому, что в печати появились сообщения о том, какие именно фирмы задействованы в организации крупных (в основном, губернаторских) кампаний, и в чем состоит специфика их деятельности.
Сейчас уже много организаций, продуктом которых являются политические технологии или их составляющие части.    Проведя анализ этих организаций, можно выделить четыре основных направления их деятельности: организация предвыборных кампаний; создание определенных акций, отдельных заказов клиентов; научные направления; и группы политического давления.
Типология
Рассматривая подробнее эти организации можно выделить среди них следующие виды: из выборных организаций можно выделить созидающих и разрушающих - традиционных маркетологов и группы подавления предвыборной деятельности конкурентов; ко второму направлению относятся, в основном, организации, создающие имиджи, PR-акции, рекламные акции и тому подобные отдельные заказы; научные - исследующие и обучающие политическим технологиям; политические группы - лоббирующие группы и группы политического давления.
Возможно деление организаций по территориальному охвату: региональные (действующие в определенном регионе, например, субъект РФ город Санкт-Петербург), федеральные (действующие на уровне страны или одновременно в нескольких регионах) и международные (использующие свои технологии не только в России, но и за рубежом).
Организации нужно выделить по самостоятельности действия на рынке на внутренние (партийные) и внешние - работают ли организация (или специалисты) постоянно на определенного политического субъекта или они свободны в выборе своего клиента. К первым также относятся департаменты организаций, партий, личностей по связям с общественностью или отделы, занимающиеся выборами.
Партийные, внутренние или собственные политические технологи есть у каждой солидной партии, организации. Даже у отдельных личностей есть пресс-секретарь или отдел по работе с общественностью. У крупных партий федерального масштаба (таких, как КПРФ, ЛДПР) есть постоянно действующий департамент по проведению выборов.
В КПРФ связано это с тем, что больших прибылей работа с ними не сулила, поэтому "жмейкеры" и профессионалы, в подавляющем большинстве, не интересовались коммунистами (ведь в том числе, под угрозой был их неплохой бизнес, приведи они коммунистов к власти). Но после поражения на президентских выборах 1996 года КПРФ стала развивать свои собственные технологии и кадры.
Рассмотрим каждый вид специализации политических технологов в отдельности.
Традиционные выборные маркетологи занимаются только предвыборными кампаниями различных уровней. Когда говорят об организациях, проводящих выборные кампании, имеют в виду именно эту часть политических технологов. По разным оценкам, в России работает не более двух десятков крупных организаций, которые ведут предвыборные кампании по всей России. Они имеют в своем штате на постоянной основе до 100 специалистов (заработная плата у специалистов колеблется около $1500).
Эти фирмы проводят исследования, составляют стратегию кампании, организовывают работу предвыборного штаба, набирают персонал, руководят агитационной кампанией на всех уровнях и так далее. Этот комплекс работ называется проведением предвыборной кампании "под ключ".
Предварительные цены на работу с кандидатом в депутаты Государственной Думы Российской Федерации на предстоящих в декабре выборах зависят от многих факторов (фирма-производитель, действующий ли депутат, соперники, заказчик, история кандидата и округа, партийный ли и т.д.). Стоимость предвыборной кампании "под ключ" в 1999 году по оценкам политических технологов колеблется в пределах $100.000-$1.100.000 ($0,2-$2 за избирателя в округе).

СХЕМА "Специализации политических технологов"

Неквалифицированные участники рынка - "жмейкеры". Сформировались в период сильного расширения рынка политических технологий и недостатка в профессионалах. Состоят из неудавшихся политиков, рекламистов, журналистов и политологов и просто людей, пытающихся воспользоваться рыночной ситуацией вакуума профессиональных услуг. По словам Екатерины Егоровой, одной из руководителей компании "Никколо М": "на рынке появились медики и химики, желающие подзаработать, недоучившиеся студенты, встречаются даже люди без высшего образования, например парикмахеры. И таких людей по России несколько сотен, если не тысячи".
"Жмейкеры" сверхприбыль загоняют в смету расходов, а клиенту демонстрируется работа на грани рентабельности. В результате, по мнению большинства профессионалов, во второй половине 1995 - первой половине 1996 годов "жмейкеры" покрывали больше половины рыночного спроса - "партию власти" (выборные кампании НДР, президента Ельцина, действовавших губернаторов) . Только на нее они и могли работать, потому что без неограниченных финансовых и административных ресурсов они превращаются в голых королей"4.
Политический консалтинг часто выступает в качестве второй профессии для социологов, политологов, психологов и журналистов, имеющих иное постоянное место работы, и лишь периодически участвующих в избирательных кампаниях.
"Силовики" - группы подавления предвыборной работы конкурентов - решают проблему выбора силовыми методами, то есть физически препятствуют проведению предвыборной борьбы. Например, используются различные способы ограничения доступа в округ, отключение энерго- и теплоснабжения, связи и другие виды блокирования штабов и сторонников конкурентов, подавление источников финансирования, перевербовка актива, саботаж, шантаж, прямые угрозы (то, что вся страна увидела между первым и вторым туром выборов главы Карачаево-Черкесской республики, когда шли в ход "гранаты и бутылки с горючей смесью во дворах агитаторов, в станице Сторожевая сожжены помещение предвыборного штаба и дом местного главы администрации, поддерживающего одного из кандидатов"5, неоткрытие некоторых невыгодных избирательных участков, перекрытия автомобильных дорог и так далее). Этот способ борьбы, конечно, не приветствуется, но его берут в расчет как возможное противодействие со стороны конкурентов, особенно, когда борьба особенно накалена и полемические и другие традиционные методы однозначно не дают победу. Риск применения запрещенных приемов возрастает при дефиците ресурсов и времени6. Цены на услуги такого рода невысоки.
Узкоспециализирующиеся фирмы направлены на профессиональное выполнение определенного вида работ. Таких организаций очень много и политические заказы не являются основными в их деятельности. Связанными с политическими технологиями можно отметить агентства по рекламе, PR-агентства, имиджмейкерские конторы, агентства по связям с общественностью и тому подобные. И все же деятельность PR-агентств больше других близка к понятию политических технологий. Предварительное изучение рынка PR-агентств показало, что в столице сейчас действует около двадцати по-настоящему профессиональных организаций. Однако, каждое агентство намеревается участвовать, в среднем, в 5 предвыборных кампаниях кандидатов в депутаты по России7.
К научному типу отнесем тех, кто занимается исследованием, изучением и обучением политическим технологиям.
Государство стремиться улучшить культуру проведения и участия в выборах своей программой повышения правовой культуры избирателей и организаторов выборов, которая реализуется Российским Центром обучения избирательным технологиям при Центральной избирательной комиссии РФ с 1997 года. Центром проводятся семинары, консультации, курсы обучения для всех участников избирательного процесса, начиная от работников избирательных комиссий до менеджеров избирательных кампаний и избирателей, разрабатываются и издаются методические пособия, памятки, книги, брошюры, монографии и тому подобные. Программа центра состоит из частей: подготовка организаторов выборов и повышение их квалификации в Российской Федерации; повышение правовой культуры избирателей; подготовка, издание и распространение учебно-методической и другой специальной литературы в помощь организаторам выборов; создание аудио- видеоматериалов; проведение совещаний и семинаров по вопросам правового обучения организаторов выборов и совершенствования избирательных технологий; правовое просвещение представителей общественных (избирательных) объединений.
Коммерческим просвещением в данной области активно занимается Российский центр избирательных технологий (Санкт-Петербургское отделение РЦИТ находится при обществе "Знание"). Центр проводит обучение по любой грани предвыборной кампании с помощью дипломированных специалистов в области политических технологий.
Зарубежное сообщество тоже привлекает существенные средства для закрепления в нашей стране демократических институтов. Так с начала девяностых годов американский Национальный демократический институт международных отношений в Москве проводит просветительную политику среди руководителей и организаторов выборов в России. Институт привлекает известных исследователей политических процессов на Западе для опубликования соответствующих работ и монографий. В частности, многие были опубликованы в журнале "Политические исследования" за 1993-1994 годы.
В немногих ВУЗах России есть специализированные курсы обучения политическим технологиям. Наблюдая обилие предложений по проведению предвыборных кампаний, хочется сделать очевидный вывод об уровне компетентности тех или иных "новоиспеченных" политических технологов, о которых автор упоминал выше.
Итак, на сегодняшний день существуют: курс "Избирательные технологии" на кафедре Теории партий и политического маркетинга Российской Академии государственной службы при Президенте РФ, специализация "Политическая психология" на факультете психологии Санкт-Петербургского Государственного Университета, на одной из политических кафедр Московского Государственного Университета осенью 1998 года был проведен семинар, посвященный выборам и выборным технологиям. Не так давно в ГУ ВШЭ появился курс "Политическое консультирование": специализация предполагает прохождение практики в консалтинговых агентствах и фондах типа ИНДЕМ, Фонд "Политика", "Никколо М" и других. Курсы по специализации читаются, в основном, специалистами-практиками. Планируются курсы по следующим теоретическим и прикладным дисциплинам: политическое спонсорство и лоббизм; организация и проведение избирательных кампаний; рынок PR и рекламных услуг; имидж-мейкинг; политический кризис-менеджмент; технология работы со СМИ, PR и рекламными агентствами; организация фондрайзинга; правовые основания и профессиональная этика политконсалтинга.
В зародышевом состоянии находится обучение избирательной социологической составляющей. К сожалению, о других проектах автору неизвестно и это весьма печально, так как с повышением культуры проведения избирательных кампаний возросли бы качество информирования электората о кандидатах и, соответственно, моральная легитимность избранной власти.
Политические группы выражают интересы своей организации, включают в себя группы давления и лоббистские группы, которые "продавливают", лоббируют и другими способами достигают принятия необходимых решений от соответствующих ответственных органов. В своей основе это высокопоставленные официальные лица, выполняющие наказы, поддерживаемых ими отдельных корпораций, личностей и группировок, заинтересованных в принятии ответственными лицами выгодных им решений. В частности, можно привести пример депутатов, лоббирующих в Государственной Думе РФ (создавая новые законы, поправки и т.д.) и министерствах определенные интересы или оказывающие различное давление на чиновников, на общественное мнение своими провокационными заявлениями и тому подобное.
Список действующих организаций
Избирательное законодательство ограничивает финансирование предвыборных кампаний, но на практике невозможно выполнить требуемые действия, имея небольшой бюджет. Поэтому большая часть финансирования проводиться необлагаемыми налогами наличными, что делает этот рынок достаточно закрытым для неспециалистов, а реклама носит сугубо индивидуальный характер, в основном "по рекомендациям клиентов".
В 1995 году была образована Ассоциация центров политического консультирования объединение ведущих центров и агентств политического консалтинга (для формирования цивилизованного рынка услуг политических консультантов, обмена опытом работы, для правовой защиты агентств и центров).
Но АЦПК объединяет в себе всего 15 часть организаций. Члены ассоциации проводят в печати политику дистанцирования от других организаций, выделяя как профессионалов, только своих коллег по ассоциации. Далее идет список всех известных автору организаций.
Участники АЦПК:
ТОО "Агентство политического консалтинга "Нике"
Независимый некоммерческий фонд "Политика"
ТОО "Центр политического консультирования "Никколо М"
Независимый некоммерческий неправительственный фонд "Центр политических технологий"
Некоммерческая организация "Центр прикладных политических исследований "Индем"
ТОО "Центр предпринимательских инициатив"
ИЧП "Центр предпринимательских исследований "Экспертиза"  
Фонд эффективной политики
"Агентство прикладной и региональной политики", директор - Валерий Хомяков
Фирма "Адапт", Исследовательская группа ЦИРКОН
Фонд "Гражданское общество" 
Центр политических и социологических исследований 
Независимый Аналитический Центр, Санкт-Петербург 
Московский Центр политической рекламы 
Ассоциация политического консультирования "Ассоциация молодых психологов Санкт-Петербурга"
Другие организации:
"Институт политических исследований", "Новые коммуникации", Социально-психологического центр (Санкт-Петербург), Института социологических и политических технологий, "Независимый институт выборных технологий", "Управление политической информацией"
Существует российская ассоциация агентств по связям с общественностью (РАСО) также, имеющая отношение к этому рынку, но скорее как объединяющая узкоспециализированные агентства. Ниже приводится перечень основных из них.
Агентство "Тайный советник", Компания "Имиджленд", PR-компания "Эмиссар", PR-Агентство "Михайлов и партнеры", "Маслов, Сокур и партнеры", Рекламное агентство "Контакт", Рекламное агентство Adwenta, Компания "Имидж-контакт", PR-агентство "Паблисити", Центра социально-политологических исследований (Горбачев-фонд), Центр Карнеги, Агентство PR Impact

Организации, представленные в компьютерной сети Internet
Изучение русскоязычной части Internet выявило слабую используемость этого вида информирования организациями, предлагающими услуги в области политических технологий.
В частности, представлены АЦПК и ее члены: ТОО "Центр политического консультирования "Никколо М", Независимый некоммерческий неправительственный фонд "Центр политических технологий".
Ко второму типу относятся РАСО, агентство "Имидж-контакт", агентство по связям с общественностью "Имидж-контакт", агентство "Обратная связь".
Научные - Российский центр обучения избирательным технологиям.
Замечателен факт, что существует сервер, посвященный выборам elections.spb.ru, предназначенный для широкого информирования вопросами, связанными с выборами в Российской Федерации.

Выводы

Для становления цивилизованного рынка политических технологий необходимо скорректировать избирательное законодательство в части финансирования, чтобы легализовать этот бизнес, а также в плане безопасности участников политических процессов - для того, чтобы ограничить насколько это возможно применение силовых методов, препятствующих проведению и участию в информировании электората. В обязательном порядке требуется увеличить количество и качество программ по обучению избирательным технологиям, чтобы обучать высокопрофессиональных политтехнологов и пропагандировать гражданскую ответственность электората.

1 Зотова З.М. Избирательная кампания: Технологии организации и проведения. М.: Российский Центр обучения избирательным технологиям. 1995
2 Павел Милюков, газета "Новости Петербурга" ? 8 от 24.02-2.03.1999
3 Низкая конъюнктура конца истории. Дан Медовников// Эксперт ?16 от 26.04.99
4 см. сноску 1
5 Голосование гранатами. Наталия Жукова // Эксперт ?17 от 10.05.99
6 Жесткий ценз на рынке демократии. Татьяна Гурова. Дан Медовников// Эксперт ?48 от 21.12.98
7 Честные глаза за миллион. Роман Аршанский // Московский комсомолец ? 20 от 13-20 мая 1999