Библиотека маркетолога

Психология потребительской мотивации

Психология потребительской мотивации

Дулькин Александр Владимирович

В основу данной работы положена классификация "соматопсихологических человеческих типов" Ганзена-Толкачева (см. ниже), разработанной на базе концепции З.Фрейда.

Цель работы: показать значение этой классификации для маркетинговой деятельности.

Данную классификацию можно использовать во многих областях маркетинга: рекламной деятельности, сегментировании, при проведении маркетинговых исследований, стимулировании сбыта, построении ассортиментного ряда и т.д.

Для примера, рассмотрим коротко основные потребительские мотивы или стимулы отдельных типов покупателей к приобретению тех или иных товаров:

Зрительный тип - большое значение придают дизайну, престижности, имиджу товара. Поэтому упаковка является определяющим фактором при покупке. Цена имеет второстепенное значение.

Слуховой тип - высока потребность в благоприятном звуковом климате. Нейтральны (относительно) по отношению к цене и упаковке товара.

Оральный тип - значительные стимулы к покупке появляются при общении с продавцом. В связи с этим ключевыми являются прямые персональные продажи, формирование личностных отношений между покупателями и продавцом, консультации продавцов при покупках т.п.

Обонятельный тип - качество товара не играет значительную роль; как правило, сами не осуществляют покупки. Важную роль может сыграть аэрозольная упаковка, хотя ее применение имеет некоторый риск, так как она может привести к обратному эффекту.

Кожный тип - чрезвычайно важна цена товара: чем дешевле, тем лучше. В связи с этим значительную роль играют скидки, зачеты и т.п. Небольшое значение придают имиджу товара, его упаковке, внешнему виду. Психологическая цена является очень сильным стимулом покупки товара и при этом она воздействует только на данный тип покупателя.

Мышечный тип. При покупках ориентируются в основном на "грубые однородные" товары, имеющие как правило низкие цены. При этом большое значение придают количеству товара (чем больше, тем лучше). Упаковка и внешний вид имеют второстепенное значение. На формирование отдельных мотивов влияет авторитет. При покупках важными являются также привычки и традиции. В основном покупают отечественные товары.

Хронопасты. Очень трудно принимают решения о покупке и редко проявляет инициативу при покупках. Отрицательно относится к новым товарам, так как высоко недоверие к ним. Как правило, имеет много потребительских привычек. Сохраняют верность своей марке, характерно постоянство в покупках.

Хронофутуры. Все, что является новым, нетрадиционным, неординарным, "выделяющим", независимо от цены, будет являться для данного типа характера сильным стимулом к покупке.

По классификации Ганзена-Толкачева различают 8 типов характера (у Фрейда семь) (см. рис.1):

Зрительный тип - наделен высокой цветовой чувствительностью, интеллектуал, художественное видение мира и высокая "фанта-зийность";

Звуковой тип - наделен высокой чувствительностью слуха. Ему присуща музыкальная одаренность; очень тяжело и сложно адаптируется в обществе; пассивны.

Оральный тип - высокая чувствительность в области слизистой рта, вкусовая одаренность; вербальное мышление. Эти люди общительны и являются, как правило, специалистами в ораторском искусстве.

Обонятельный тип - высокая обонятельная чувствительность, мышление тонкое, интуитивное. Как правило, замкнуты, скрытны, недоверчивы (из-за множества раздражающих запахов).

Мышечный тип - испытывают острую положительную эмоциональность при длительной, равномерной или сверхтяжелой мышечной нагрузке. Это люди устойчивых консервативных убеждений. Большое значение уделяют теплу, комфорту.

Кожный тип - высокая чувствительность кожного покрова. Эти люди дисциплинированы, стремятся к владению имуществом и территорией; консервативны, рациональны и расчетливы. Для них характерна высокая биоритмическая организация (военные:).

Хронопасты - хладнокровны, спокойны, аккуратны, доводят любое дело до конца, пунктуальны.

Хронофутуры - активные биологические процессы, в связи с этим тяга к воде; отличаются честолюбием, тщеславием, гордостью, жаждой власти; решения принимают мгновенно. Эти люди профессиональные "зачинатели", изобретатели. Однако не способны доводить дело до конца; принципиально неаккуратны.

Рис.1. Объединенная матрица: темпераменты и психологические типы характеров

Рис.1. Объединенная матрица: темпераменты и психологические типы характеров