Библиотека маркетолога

Как путешествуют и отдыхают россияне

По материалам Profi Online Research

Агентство маркетинговых исследований Profi Online Research провело опрос среди жителей российских городов-милионников, выяснив, как наши соотечественники предпочитают отдыхать, какие туристические агентства знают, как выбирают туры, куда ездят, где обычно останавливаться во время отдыха, какой тип отдыха предпочитают.

Исследование показало достаточно высокую степень осведомленности россиян о туристических операторах, которые работают на отечественном рынке, что свидетельствует, как минимум, об интересе, проявляемом жителями крупных городов к путешествиям и отдыху, который можно заказать через такие организации.

Выяснилось, что более чем половине участников исследования известен такой туроператор как «Tez Tour». Cо значительным отставанием от лидера (по уровню знания с подсказкой), второе место занял «Натали Турс». О нем оказались осведомлены около 1/3 опрошенных. На третьем месте — «Пегас Туристик»: его знают немного более ¼ респондентов (см. рис. №1).

Наши соотечественники продолжают осваивать туристические ресурсы стран, в которых можно отдохнуть за сравнительно небольшие деньги. Речь здесь, в первую очередь, идет о таких государствах, как Турция и Египет. Неудивительно, что компании, занявшие первое и третье места в рейтинге туроператоров, активно работают именно с этими странами. Четвертое место разделили операторы «Нева» и «Мостравел»: первый сотрудничает преимущественно с курортами Восточной Европы, второй, также как и туроператоры-лидеры, — в основном с Турцией и Египтом. Многие участники исследования указали, что также знают «Пилигрим-тур» (15%), «Инна тур» (12%), «Зевс-Трэвел» (9%) и др.

Однако около 23% респондентов, даже с подсказкой, не смогли вспомнить ни одну знакомую им компанию. «Скорее всего, эти люди не уделяют большого внимания, кому они платят деньги. Такие клиенты смотрят, в первую очередь, на стоимость тура и страну. Данное явление можно объяснить и тем, что «неосведомленная» часть граждан, возможно, не практикует отдых за границей, либо занимается покупкой туров и оформлением всех необходимых документов самостоятельно», — комментирует ситуацию директор по развитию Profi Online Research Елена Смирнова.


Рис. №1: Каких из представленных в данном списке туроператоров Вы знаете?

Как оказалось, большая часть россиян понимают разницу между туроператором и туристическим агентством. Более того, приблизительно одинаковое количество людей заказывают туры как напрямую у туроператоров, так и через туристические агентства — 32% и 35% соответственно. Однако, несмотря на то, что работа непосредственно с туроператором может позволить сэкономить, для 18% все-таки не важно, как и через кого покупать туры (см. рис. №2).


Рис. №2: Как Вы предпочитаете покупать себе путевку: самостоятельно или через посредника? Если через посредника, то через какого?

Однако, даже при наличии возможности самостоятельно покупать билеты и бронировать отели, что может удешевить стоимость отдыха, почти 20% респондентов затруднились ответить, станут ли они прибегать к этому способу. Одновременно с этим, 40% уже подумывают о том, чтобы самостоятельно организовывать свои путешествия. И лишь 13% отметили, что, отправляясь за границу, планируют и организовывают свой отдых сами.

Немалая часть респондентов (28%) указали, что все-таки будут продолжать пользоваться услугами посредников. Видимо, такой параметр, как «удобство» играет в их выборе решающую роль: людям не хочется заниматься нервной и отнимающей много времени бумажной волокитой по оформлению визы, а также поиском и заказом билетов, бронированием отелей, приобретением страховки и др. (см. рис. №3).


Рис. №3: При поездке за границу Вы самостоятельно покупаете билеты и бронируете отель, не обращаясь в турагентство. Насколько Вам может быть интересна такая схема в будущем?

Исследование также показало, что подавляющее большинство россиян предпочитает демократический вид отдыха, который подразумевает оптимальное соотношение сервиса и цены — эти люди довольствуются отелями в три звезды. Еще 26% готовы ехать в места более низкого класса (отели 2*, хостелы и др.). Лишь 4% респондентов отметили, что для них приемлемы только высококлассные пятизвездочные отели с достойным уровнем сервиса. И останавливаться в «сомнительных» местах более низкого класса для них недопустимо.


Рис. №4: Какая «звездность» отеля для Вас является минимально приемлемой?

Что касается типа отдыха (активный или спокойный) — большинство предпочитают второй вариант. Вообще, как становится ясно из рисунка №5, только 1/5 часть опрошенных отметила, что регулярно занимается тем или иным спортом, в то время как в свободное от других дел время спортивным нагрузкам посвящают свое время около 1/3 респондентов. А каждый 10-й из опрошенных отмечал, что в его жизни спорту нет места.


Рис. №5: Занимаетесь ли Вы спортом регулярно (1 раз в неделю и чаще)?

Из тех, кто все-таки находит время на то, чтобы поддерживать себя в хорошей форме благодаря физической активности лишь каждый десятый делает это ежедневно. Самое большое количество людей, занимающихся спортом, могут уделять ему 2–3 дня в неделю — 36%. Еще столько же участников исследования указали, что спортом занимаются от 2-х до 4-х раз в месяц (рис. №6). Интересно, что те, кому удается 1 раз в месяц или того реже позволить себе тот или иной вид физической активности причисляют себя к категории людей, которые спортом все-таки занимаются.


Рис. №6: Как часто вы занимаетесь спортом, включая участие в спортивных играх, велопрогулки, пробежки и другие виды физической активности?

Что же является причиной, которая мешает уделять необходимое внимание своей физической форме большинству опрошенных? Порядка 64% указывают на недостаток времени как на одно из самых главных препятствий на пути к здоровому образу жизни. Еще 40% не хватает силы воли. Более чем треть респондентов признались, что преградой является нехватка денег. Также, более четверти участников исследования сослались на отсутствие стимула и желания, которые бы смогли сподвигнуть их на спортивные «подвиги». Интересно, что 15% заниматься спортом не позволяет отсутствие достойных наставников, спортивных комплексов и т.д.


Рис. №7: Чего Вам не хватает для того, чтобы начать заниматься спортом или делать это чаще? Выберите одну-три наиболее значимых причины.