Библиотека маркетолога

Выбор веб студии как партнера для разработки сайта

Рейтинг Рунета совместно с CMS Magazine

В конце прошлого года Рейтинг Рунета совместно с CMS Magazine провели количественное исследование, целью которого было выявление ожиданий, возможностей, потребностей и проблем, стоящих перед клиентами веб-студий. В опросе приняло участие около 250 представителей компаний-клиентов, включая представителей малого и среднего бизнеса, крупных компаний и индивидуальных предпринимателей. Важный момент: все респонденты заказывали в 2015 году или создание сайта с нуля или весомую доработку существующего. На несколько вопросов можно было выбирать по несколько вариантов ответа. Среди компаний-респондентов: Столплит, Адамас, Связь-Банк и другие.

Представляем вашему вниманию информацию о том, на что обращают внимание заказчики при выборе партнера для разработки сайта.

Основные критерии выбора подрядчика

Что нужно знать клиентам для того, чтобы выбрать студию-партнера? Респондентам было предложено выбрать несколько самых важных на их взгляд критериев. Решающим из них оказалось наличие в портфолио студии проектов, аналогичных заказываемому. Этот вариант выбрало 60,3% опрашиваемых. Стоимость услуг оказалась на втором месте – 57,4%.

Если убрать из выборки представителей компаний Москвы и Санкт-Петербурга, то важность этого критерия возрастает - решающее значение прайс имеет для 68% региональных заказчиков.

Интересно, что в ходе проводимого в конце 2011 - начале 2012 года аналогичного опроса, стоимость услуг назвали главным критерием выбора все категории опрашиваемых – 64%.

Критерии выбора подрядчика из верхнего ценового сегмента

Закономерно, что представители компаний-клиентов с бюджетом на сайт свыше 700 тысяч рублей, гораздо более щепетильны и рассматривают большее количество критериев одновременно, при этом стоимость услуг здесь опускается на пятое место по важности:

Критерии выбора подрядчика из нижнего ценового сегмента

С другой стороны, что касается нижнего ценового сегмента (до 200 тысяч рублей за сайт), требований к подрядчикам здесь существенно меньше, а набольшее значение имеет именно цена.

Обращение к иногородней веб-студии как способ сэкономить на разработке интернет-магазина

Каждый год появляются все новые и новые инструменты, обеспечивающие комфорт и надежность при удаленном общении с подрядчиком или совместной работе над проектами. Но есть весомая категория предпринимателей, скептически относящихся ко многим технологическим нововведениям, не говоря уже о страхах обращения в компанию, чьего офиса они даже не видели. Однако ответы на вопрос «Находится ли веб-студия в одном регионе с вами?» удивили самих организаторов опроса. 44,1% респондентов признались, что нашли подрядчика в другом регионе.

Что интересно: когда на этот же вопрос отвечали заказчики конкретно интернет-магазинов, выяснилось, что эта категория предпринимателей еще более открыта для экспериментов. К иногородним подрядчикам обратилось более 60% опрашиваемых – см. диаграмму ниже.

Получается, что история не новая – сотни, если не тысячи заказчиков уже имеют положительный опыт обращения в студии из других городов.

Одной из основных причин этому явлению эксперты называют желание клиентов сэкономить на разработке. Особенно это актуально для заказчиков из столицы и городов-миллионников. Ценник на один и тот же проект у местных студий в этом случае может быть в несколько раз выше, чем у студий из небольших городов.

Понимая это, все большее количество предпринимателей готово получать новый для себя опыт и взаимодействовать с подрядчиками удаленно. Очевидно, что в нынешних финансовых условиях эта тенденция только усилится.

На что обратить внимание при поиске веб-разработчика из другого города

Мы попросили Нину Калаус, руководителя веб-студии Магвай, уже семь лет большей частью работающую именно с иногородними клиентами, дать читателям несколько советов, каким образом стоит искать подрядчика из другого региона. Итак, вот какие шаги нужно предпринять в первую очередь.

1. Обращайте внимание на рейтинги и репутацию.

Это важный фактор, если региональная студия находится в рейтингах, где представлены компании, специализирующиеся на разработке интернет-магазинов, значит, с ней работают крупные заказчики, ее работы побеждают на конкурсах и она - признанный эксперт в отрасли. К такой студии можно не бояться обращаться за продуктом. Она стабильна и не подведет, потому что для нее репутация важнее всего.

Запросите рекомендательные письма и отзывы. Особенно обращайте внимание на рекомендации компаний из других городов. Там обычно написано, что понравилось и не понравилось при работе с компанией. Возможно, там будет описан ваш самый большой страх при работе с удаленным исполнителем. А, возможно, этот страх будет снят положительной рекомендацией.

При этом не переусердствуйте, смотрите рекомендации за последние год-два. Потому что у любой студии есть негативные истории при работе с клиентами, возможно компания уже сделала вывода или поменялись люди, которые работали с клиентом, оставившим негативную рекомендацию. Если исполнитель вам нравится, но вы нашли негативный отзыв – попросите представителей студии подробно рассказать об этом случае и сделайте самостоятельно вывод «кто прав-кто виноват» в том, что осталась именно такая рекомендация.

2. Устраивайте скайп-конференции, видео-звонки или все же позовите на первую встречу к себе в город.

Это снимет все сомнения, потому что живое общение и ответы на вопросы сразу покажут все пробелы, которые есть. Попросите потенциальных исполнителей рассказать, как на их взгляд должен выглядеть будущий проект, какова оптимальная структура, рекомендуемый функционал, дальнейшее продвижение и реклама проекта. Поставьте задачу и попросите предложить решение. Именно тогда все шаблонные фразы «продажников» сойдут на нет и обнажится профессионализм компании, ее опыт в решении подобных задач. К тому же личное общение покажет насколько адекватны люди «по ту сторону» проекта, насколько вы сможете с ними сработаться.

При этом желательно, чтобы на подобных встречах присутствовал будущий руководитель проекта, человек, с которым вы продолжите работу над проектом. Важно, чтобы он был грамотный и адекватный, чтобы вам было комфортно с ним общаться – потому что это уже 30% успеха в проекте.

3. Пристально изучите портфолио и попросите потенциального исполнителя прислать ссылки или кейсы проектов, которые на его взгляд похожи на ваш проект.

Этот совет хорош тем, что если в портфолио есть сайты, которые категорически не нравятся – то, возможно, этот исполнитель сделает вам именно такой сайт. Особенно при удаленной работе, когда часть информации, которую можно передать при личной встрече, теряется в письменной речи.

Кейсы и ссылки на проекты, чем-то похожие на ваш (по графике или функционалу) покажут насколько исполнитель понял задачу, в верном ли направлении он мыслит, насколько схожи ваши представления о будущем проекте.

Поводя итоги, можно пожелать предпринимателям не бояться работать со студиями, которые находятся в другом городе. Множество предпринимателей, как следует из данного опроса, уже убедились, что в этом больше пользы, чем рисков. Следует иметь в виду, что, возможно, ваши прямые конкуренты экономят таким образом экономят деньги на разработке сайта, а сэкономленные средства направляют на маркетинг и рекламу, тем самым обгоняя вас по бизнес-показателям.

В текущих условиях кризиса стоит выйти из зоны комфорта, пожертвовать личными встречами, чтобы сэкономить на бюджете, но не потерять в качестве. Самое главное при этом, собирать максимум информации о будущем разработчике, задавать правильные вопросы и поймать «единую волну», чтобы обе стороны остались довольны как процессом разработки продукта, так и результатом.

Основные выводы:

1. В целом уровень грамотности заказчиков растет. Приходит осознание, что при поиске подрядчиков нужно рассматривать сразу несколько критериев и не всегда стоит выбирать то, что дешевле.

2. Важность специализаций студий на конкретных типах проектов нашла свое подтверждение. Такой критерий как наличие в портфолио проектов, аналогичных заказываемому – стоит на первом или втором месте для большинства заказчиков.

3. Студиям из нижнего ценового сегмента в ближайшее время придется продолжить борьбу за клиента путем предложения наиболее привлекательной цены. По крайней мере, 61,5% потенциальных клиентов ждут именно этого.

4. Если сравнивать срезы верхнего и нижнего ценового сегмента, бросается в глаза, что участие в рейтингах компаний, специализирующихся на разработке сайтов, наиболее выгодно студиям из верхнего ценового сегмента, так как этот фактор имеет существенное значение более чем для половины их заказчиков – 57,8%.

5. За 4 года для многих клиентов выросло значение уровня клиентского сервиса. 29,2% опрашиваемых в 2012 году, против 32,4-54% (в зависимости от ценовой категории) в этом году. В условиях, когда клиентов стало сложнее «добывать», студиям стоит обратить на это особое внимание.

Артем Соколов, директор по маркетингу InSales.ru: «В силу того, что рынок веб-разработки - это сфера услуг, стоимость проектов всегда будет сильно разниться, зачастую не коррелируя с конечным результатом. Если говорить про рынок разработки интернет-магазинов, в котором работает InSales - мы видим с каждым годом сильный рост уровня знаний заказчиков. Многие уже имеют опыт взаимодействия с разработчиками, и представляют все подводные камни, также многие уже использовали готовые решения и представляют, что им необходимо от сайта, какие задачи он будет решать. Если еще несколько лет назад разработка сайта или магазина - это было веселое путешествие по радуге в мир неизведанного, то сейчас это больше похоже на настройку часов швейцарским мастером, особенно в верхнем ценовом сегменте.

Неудивительно, что очень многие говорят об аналогичных проектах в портфолио. Понятно, что технологически абсолютно все равно - делать магазин зоокормов или доставки пива, важны компетенции в маркетинге, юзабилити в данной конкретной отрасли. Разработчик, который может подсказать не только выбор цвета шрифта для магазина, но и рекомендовать сервис email-рассылки, помочь с выгрузкой на Яндекс.Маркет и определиться со службой доставки и сервисом оплаты, рассказать ситуацию с поставщиками и тонкие места бизнеса онлайн - это уже не совсем разработчик. Но именно такие команды, накопившие компетенции и специализирующиеся на определенной отрасли будут расти наиболее уверенно».