Листовое стекло в России
М.А. Тютин Проектопровод
Общее состояние рынка листового стекла в России можно оценить по динамике наиболее массового, занимающего 95% в натуральном выражении (кв.м.) — флоат-стекла. Оговоримся, что отдельные позиции специальных видов листового стекла, например некоторых разновидностей триплекса и т.п., могут и ведут себя иначе. Но это относится к узким секторам стекольного рынка. Общее его состояние лучше всего характеризуется самым массовым типом.
Рис.1.Производство листового стекла в России
Рис.2. Средняя потребительская цена на листовое стекло в России
На сайте //irsm.ru/informers/all/steklo.php периодически публикуются таблицы (рис.1,2) объемов и средних цен. На рис. 1 видно увеличение (в единицах условного 2-мм стекла) годового производства с 355 млн.кв.м (1 775 000 т/год стекла) в 2007 году до 362 млн.кв.м (1 809 500т/год стекла) в 2008 году и в 2009 году (383,2) до 349 млн.кв.м. за 11 месяцев.
Если интерполировать июль — ноябрьские данные с учетом непрерывности стекольного производства, то получим 383,2 млн.кв.м (1 916 000 т/год) в 2010 году. В годовом графике 2009 года с июня виден резкий прирост производства с 29.49 млн.кв.м/мес до 32.79 млн.кв.м/мес. Если пересчитать в тонны, получим ежедневный прирост в 550 т/сут.
Это соответствует запуску нового стеклозавода фирмы «Гардиан» в Рязани, который строился три года и был запущен перед кризисом. Убрав влияние запуска нового завода (если стекловаренную печь запустить, то ее работу будут поддерживать, невзирая на спрос, слишком дорого обходится остановка печи) снижение производства произошло с 361,9 до 356,2 (1 781 120т/год стекла). Вроде бы не много, всего-то 2%. Но это будет поверхностный взгляд. Напомним, что стекловаренное производство относится к непрерывному типу.
Построенные в последние годы стеклозаводы будут работать без остановки 10–15 лет. Если, конечно, их эксплуатировать не варварски. А вот график средних цен, уже показывает совсем другую картину (Рис.2). С 2008 года к 2009 году цены снизились с 267 руб/кв.м до 220 руб/кв.м, то есть на 18%.
В этой краткой заметке нет возможности полноценного анализа. Укажем лишь на то, что, как ни странно, отдельные позиции импортируемых специальных листовых стекол, особенно дорогостоящих, только увеличились за рассматриваемый период. Кроме того, запущенные за последние годы новые производства флоат-стекла экспортируют львиную долю именно дорогого стекла (низкоэмиссионного и иного), да и недорого тоже.
Складские остатки как заводов, так и дистрибьюторов, и в целом стеклотрейдеров сильно увеличились. Возросло количество сделок с оплатой в рассрочку. Чем более детальный анализ вышеуказанных факторов и еще некоторых мы будем проводить, тем ближе мы будем подходить к цифре 18%-го снижения емкости данного рынка.
Почти 70 % данного стекла используется в строительстве. Приводимые Минрегионразвития РФ итоговые показатели ввода жилья: в 2008 году 61 млн. кв.м, в 2009-м — 52 млн. кв.м (15%), в 2010 году — 53 млн. кв.м //www.gosstroy.gov.ru/news476.htm — подтверждают спад рынка листового стекла на величину близкую к 18%. Другая заметная область (20–25%) применения листового стекла, автомобильная промышленность, даже не нуждается в комментариях. Достаточно посмотреть заголовки публикаций о состоянии автомобильного производства в России. Есть еще сфера применения листового стекла, мебель и пр., занимающая около 5–7% рынка. Она прямо коррелирует с вводом строительных объектов.
В целом можно уверенно принимать снижение емкости рынка листового стекла в России на февраль 2010 года не менее, чем на 15–18%, что примерно соответствует, по мнению автора (оставим официальные цифры ВВП России статистике и политикам), спаду реального производства в целом по России, за исключением нефтегазового сектора.
Среди листового стекла есть относительно небольшая ниша, которую можно назвать декоративным стеклом. Это и наиболее распространенное прокатное узорчатое стекло, и многое другое. Особенно стоит отметить стабильно присутствующее на рынке и постоянно увеличивающее объем продаж — матированное стекло, которое может быть и узорчатым. Речь идет о стекле, матированном химическим способом. Пескоструйное матирование крайне мало распространено, его сфера применения специфична и узка, нанесение надписей и т.п., поэтому здесь нет смысла оценивать долю на рассматриваемом рынке стекла, обработанного пескоструйным методом. В прошлом году в России построено 2 производства химически матированного стекла: на Борском стекольном заводе и в Воронеже. Общая производительность в целом до 2 млн.кв.м/год. Пока неясно, какова доля стекла названных предприятий предназначена для экспорта, а какая для внутреннего российского потребления. Возможно, даже этих объектов недостаточно для России.
Поскольку производства обычного прокатного узорчатого стекла в России до сих пор нет, все оно импортируется. Объем импорта такого стекла в последние годы стабильно оценивается примерно в 3,2 млн.кв.м/год. Это уже больше уровня потребления узорчатого стекла в СССР до его распада. Тогда работало 5 заводов (!) по производству узорчатого прокатного стекла, которые производили около 2,3 млн.кв.м. Сейчас нет ни одного. Вне всякого сомнения, есть существенное изменение структуры и резкое расширение сферы применения декоративного стекла в сегодняшней России. Это относится как к сектору внутренних перегородок, дверей и т.п., так и к мебельному сектору. Многие типы изделий из декоративного стекла просто ранее отсутствовали, а старые не только не исчезли, а только расширились. Ранее, в 2006 году мы оценивали емкость рынка узорчатого стекла в России в 3,5–4 млн.кв.м. В эту цифру входит и армированное стекло. Примем сокращение рынка узорчатого стекла соответственно нашему краткому анализу главного листового стекла на 20% на ближайшие 2 года (время строительства и запуска стеклозавода среднего размера). Получим минимум 2,6 млн.кв.м и максимум 2,8–3,2 млн.кв.м. Зная разницу потребления в Европе (15кг на человека в год) и в России (7–10кг в год), реальную емкость рынка прокатного стекольного стекла в России в ближайшее 10-летие можно оценивать намного больше.
С учетом растущей популярности химически матированного стекла, можно подумать, что ниша обычного прокатного сократилась. Тем более, если принять во внимание очень значительную для данного сектора 2-миллионную максимальную производительность построенных в Бору и Воронеже предприятий. Однако, прокатное стекло отнюдь не исчезло в Европе, несмотря на то, что только в небольшой Чехии, количеством населения в несколько млн человек, действует 2 крупных завода по производству химически матированного стекла. Около половины продукции потребляется внутри Чехии. Но прокатное стекло не было полностью вытеснено химически матированным. Объяснение очень простое. Матированные стекла относятся к одним из самых дорогих типов декоративного массового стекла и даже на европейском рынке, имеющем гораздо более платежеспособного покупателя, являются подчиненными рынку обычного прокатного стекла.
Имеется два фактора, обусловливающих преобладание прокатного стекла. Во-первых — меньшая цена прокатного узорчатого стекла. Во-вторых, есть технологически обусловленная узость ассортимента химически матированных стекол. В частности, этим способом принципиально невозможно изготовить армированное стекло, ниша которого недостаточно освоена в России пока из-за несоблюдения действующих норм в массовом строительстве.
Если при работе производства прокатного стекла армированное занимает до 25% от общей выработки, то, по некоторым данным, при импорте прокатного стекла в Россию армированное занимает всего лишь порядка 9%. Кроме того, главным типом при изготовлении матированного стекла и самым дорогим является именно однотонное без узоров «сатинированное» стекло.
Надо заметить, что за последние 5–6 лет структура потребления стекла разных типов в России ярко и отчетливо стремится к европейской, это прекрасно видно как по отдельным видам стекла, так и в целом по группам. Например, 5 лет назад импортировалось гораздо больше окрашенного узорчатого стекла, чем бесцветного, хотя в Европе соотношение потребляемого стекла обратное. Но уже последнее время их соотношение в России становится близким к европейскому. Поэтому в идеале емкость и соотношение прокатного узорчатого и химически матированного стекла в России можно и нужно оценивать по данным потребления (не производства) вышеуказанных типов стекол по аналогии с Европой.
К сожалению, таких данных у нас нет, но учитывая ценовой фактор (вряд ли кто возьмет на себя смелость утверждать, что платежеспособность российского потребителя в ближайшие 5–7 лет достигнет европейского уровня), можно смело прогнозировать значительно большую долю потребления в России прокатного стекла по сравнению с химически матированным.
Почему 5–7 лет? Потому что это максимальный срок окупаемости стеклозавода среднего размера, к каковым относятся все в мире производства прокатного стекла. Заметим, что срок окупаемости в России зависит не только от мастерства специалистов (качество проектирования, менеджмента при строительстве, эксплуатации), хотя это первичная основа рентабельности производства, но очень значительно от условий кредитования.
В заключение можно сказать, что производственная и рыночная ниша прокатного узорчатого стекла в России по прежнему пуста, соответствует потреблению 2,8–3,2 млн.кв.м в год в ближайшие 2 года с ростом до 3,5–4 млн.кв.м в следующие 5 лет и строительство таких стеклозаводов рано или поздно будет начато в России.
Можем добавить, что крупнейшие стекольные фирмы, построившие флоат-заводы в России и не построившие прокатные заводы, руководствуются не оценкой жизнеспособности данного бизнеса в России, а нежеланием конкурировать с собственными производствами в Европе, экспортирующими прокатное узорчатое стекло в Россию.
Поскольку ниши прокатного узорчатого и химически матированного стекла, с одной стороны, частично перекрываются и, с другой стороны, частично дополняют друг друга, то наилучшим решением для будущего строительства производств декоративного стекла является сочетание и того, и другого производства. Соотношение мощностей подскажет детальный анализ рынка химически матированного стекла.