Библиотека маркетолога

Рынок рекламы в печатных изданиях по трудоустройству

«Рекламный метр»

Информационный отчет посвящен рынку рекламы вакансий в печатных job-изданиях,выходящих в Москве и Московской области.

Основная цель обзора — предоставление информации по объемам и характеристикам рынка рекламы вакансий в прессе. В рамках системы измеряются все характеристики по размещениям объявлений в печатных изданиях, необходимые при медиа планировании в HR-службах, а также глубокого анализа рынка рекламы вакансий в издательских домах.

Издания, по которым собирается статистика рекламы вакансий: Работа и Зарплата; Работа, Учеба, Сервис (без учета районных приложений); Вакансия от А до Я; Работа Сегодня; Работа в Москве; Парад Вакансий (центральный выпуск); Парад Вакансий, областные выпуски (с каждого номера берутся 4 обложки); Работа для Вас (понедельник и четверг); Есть Работа! (понедельник); Из Рук в Руки (5 номеров в неделю, часть издания по теме «трудоустройство»); Все для Вас (только объявления по теме «трудоустройство», объединение из нескольких районных изданий) и ряд других.

В отчете приведены данные за период с июня 2010 по июнь 2011 года.

Регионы: Москва и Московская область

Тенденции и факты

Рынок в целом

  • С наступлением лета активность работодателей немного снизилась — объем рынка рекламы вакансий в печатных изданиях упал на 5% и составил 242 млн рублей в июне 2011 года.
  • Снижение цен на модульную рекламу привело к росту количества ее размещений и затрат рекламодателей

Движения бюджетов

  • «X5 Retail Group», как и в мае 2011 года, снова перераспределил бюджеты, перекинув часть рекламы вакансий из издания «Парад вакансий» в «ИРР-РиО» (+117 тыс рублей) и «Работа для Вас» (+96 тыс рублей)
  • На уменьшение доходов издания «Работа.Учеба.Сервис» (на 3,5%) от размещения вакансий розничной торговли в основном повлиял уход «Реала», бюджет которого в издании составлял 442 тыс руб в мае 2011 года.
  • У издания «Работа и зарплата» в июне произошло уменьшение количества размещаемых объявлений (на 8% по модульным, и на 12% по строчным объявлениям), что и стало основной причиной падения доходов издания.
  • У издания «Работа и зарплата» на 10% упала доля в размещении рекламы на всю полосу. Рекламодатели предпочли активнее размещать рекламу в других изданиях — «Работа для Вас» и «Работа.Учеба.Сервис».
  • Модуль размером в 1/4 полосы захватил лидерство по привлекаемым бюджетам, так как на самый популярный в последние три месяца формат 1/8, рекламодатели снизили траты (-17%).

Падения и взлеты

  • Лучший месячный прирост количества рекламодателей (+9%) у издания «Работа для Вас». Это и повлияло на увеличение доходов РДВ на 5 млн за июнь 2011 года.
  • Наибольшее увеличение среднего чека и объявлений на рекламодателя у издания «ИРР-РиО», что и стало основным двигателем роста их выручки (+15%).
  • Только «ИРР-РиО» и «Работа для Вас» смогли увеличитьсвои доходы от продажи и модульной, и строчной рекламы в июне 2011 года
  • Наиболее привлекательным рекламодателем, с точки зрения стоимости покупки одного размещения, стала компания «Проктер энд Гэмбл» (180 тыс рублей).
  • В июне 2011 года самые высокие заработные платы предлагались врачам. Особенно актуальны после весны стали урологи.
  • Впервые за продолжительное время самыми «дорогими» в поиске персонала оказались руководители магазинов — директора, управляющие и их заместители.

1. Рынок рекламы вакансий в печатных изданиях

С наступлением лета активность работодателей немного снизилась — объем рынка рекламы вакансий в печатных изданиях за месяц упал на 5% и в июне 2011 года составил 242 млн рублей. Но если сравнивать с аналогичным прошлогодним показателем, то ситуацию на рынке можно назвать довольно позитивной — годовой рост составил 7%.

Рис. 1. Динамика рынка рекламы вакансий в печатных изданиях, июнь 2010–2011, млн рублей

Рекламные бюджеты по прайсовым ценам считаются с НДС и на основе официального прайс-листа издания, опубликованного на сайте издания (или в самом издании). Бюджеты с учетом скидок считаются на основе нескольких ключевых параметров (Стоимость со скидкой = Стоимость по прайс-листу * Коэффициент бесплатных размещений * Общую скидку)

Количество размещенных вакансий и стоимость размещения одного объявления снизились примерно на одну величину –3%. Снижение подобного порядка вполне характерно в летнее время и имеет сезонный характер.

Рис. 2. Стоимость одного объявления и количество размещенных объявлений, июнь 2010–2011

Количество объявлений — общее количество размещенных объявлений о вакансиях, за отчетный период во всех изданиях. Стоимость размещения объявления = Затраты всех рекламодателей на рекламу вакансий (прайсовые цены) / Количество размещенных объявлений о вакансиях, за расчетный период и по всем изданиям

Ситуацию со снижением количества рекламодателей и среднего чека, также можно назвать сезонным фактором — в июне 2011 года эти показатели снизилась на несколько процентов. Тем не менее, тренд увеличения стоимости среднего чека еще актуален.

2. Рекламодатели-работодатели

По динамике роста бюджетов среди ведущих рекламодателей лучшими оказались продавцы и производители мебели, товаров для дома — гипермаркеты OBI (увеличили бюджет в 3.4 раза за месяц) и производитель мебели «Анонс» (увеличение расходов в 4,4 раза). Одна из основных причин роста затрат на рекламу вакансий в данной отрасли — наступление дачного сезона.

Таблица 1. ТОП30 рекламодателей-работодателей в job-изданиях

Данные по объемам рекламы приведены в млн рублей, с НДС и по прайсовым ценам. Под долей рынка понимается отношение затрат рекламодателя к общему объему рынка рекламы вакансий. Из рейтинга исключены непрямые рекламодатели (агентства).

В правых колонках отражаются изменения по отношению к прошлым периодам. Розовым цветом отмечены 5 самых значительных падений, зеленым — 5 самых больших взлетов.

Наиболее привлекательным рекламодателем, с точки зрения стоимости покупки одного размещения, как и в мае 2011 года, сталакомпания «Проктер энд Гэмбл» (180 тыс рублей). На второе место попала сеть цифровых салонов «Альт Телеком» (с 6 размещениями за месяц по 90 тыс рублей каждое).

Рис. 3. ТОП20 рекламодателей по стоимости размещения одного объявления, июнь 2011

Стоимость объявления рассчитывается путем деления всего бюджета работодателя на количество всех размещенных объявлений (рекламы вакансий во всех печатных изданиях, за месяц). Учитываются только крупные рекламодатели (с бюджетом более 100 000 рублей в месяц).

3. Ведущие печатные издания рекламы вакансий

Лидер рынка, издание «Работа и зарплата», снизило в июне 2011 года размер своих доходов от размещения рекламы вакансий, так как многие крупные рекламодатели урезали (X5 Retail Group на 11% , «Руна» на 35%) свои бюджеты с наступлением летнего межсезонья.

Для некоторых изданий наступление лета наоборот принесло увеличение доходов. К ним относятся издания «Работа для Вас» (+4 млн за месяц) и «ИРР–РиО» (+15% к бюджетам мая).

Рис.4. Динамика рекламных бюджетов по изданиям, июнь 2010–2011, млн рублей

В связи с закрытием издания «Работа сегодня» в апреле 2011 года, с мая 2011 года в расчет распределения бюджетов по «ИРР-РиО + Работа сегодня» включено только издание «ИРР-РиО».

4. Форматы рекламы вакансий

В июне 2011 года наблюдалось снижение доходов от строчной рекламы (на 1%), и соответственно, увеличение доли модульной рекламы (с 64 до 65%). Из-за синхронного сезонного снижения стоимости размещения объявления по данным видам рекламы (-3% по каждому из форматов), на перераспределения рынка по форматам повлияло увеличение доли размещений модульной рекламы.

Больше всего снижение доли доходов от размещений строчной рекламы коснулось издания «Работа и зарплата» (-3%).

Рис. 5. Доли рекламных бюджетов по изданиям, на форматы, июнь 2011, %

Издание «ИРР-РиО» увеличило количество размещений строчных объявлений, доля которых в издании и так достигла максимальных 96%. Этот фактор и повлиял на 15% увеличение рекламных доходов издания.

У издания «Работа и зарплата» в июне произошло уменьшение количества размещаемых объявлений (на 8% по модульным, и на 12% по строчным объявлениям). Это и могло стать основной из причин падения доходов издания в последний месяц.

Уиздания «Работа и зарплата» на 10% упала доля доходов от размещения рекламы на всю полосу. Рекламодатели предпочли перераспределить рекламу по данному формату в пользу других изданий — «Работа для Вас» и «Работа.Учеба.Сервис».

Стоимость размещения одного рекламного модуля достигла минимума за весь год (8,2 тыс рублей), а доля размещений по форматам, наоборот, максимума (15%). Снижение цен на модульную рекламу привело к росту количества ее размещений и затрат рекламодателей

Рис. 6. Средняя стоимость размещения и доля рекламы в формате «Модуль», июнь 2010–2011

Стоимость размещения = Рекламные бюджеты по всему рынку на формат / Количество размещений по формату. Данные рассчитываются по месяцам, по прайсовым ценам, с НДС

5. Популярные отрасли

По-прежнему наиболее прибыльна по размещению вакансий среди отраслей Розничная торговля (рекламные затраты на привлечения персонала почти 50млн рублей за июнь 2011 года) с долей в 21% от всего рынка рекламы вакансий в печатных изданиях.

В самой «дорогой» отрасли по размещению вакансий, Телекоммуникациям, еще значительнее увеличилась стоимость размещения (+9% за месяц) и составила 6,6 тыс рублей. Наибольшую динамику роста стоимости размещения вакансии показал IT, интернет сектор (+33% и стоимость объявления в 2,1 тыс рублей).

Таблица 2. Средняя стоимость размещения одного объявления по отраслям, рублей

Средняя стоимость объявления = Общий рекламный бюджет на отрасль / Количество объявлений о вакансиях в отрасли. Расчет показателей производится по прайсовым ценам, с НДС и по месяцам.

В правых колонках отражаются изменения по отношению к прошлым периодам. Розовым цветом отмечены 5 самых значительных падений, зеленым — 5 самых больших взлетов.

6. Популярные специальности

В июне 2011 года самые высокие заработные платы предлагались врачам. Особенно актуальны после весны стали урологи — им и стали предлагать максимальную зарплату (в среднем 94 тыс рублей). Общий уровень зарплатных предложений за последний месяц практически не изменился.

Таблица 3. ТОП30 специальностей по количеству объявлений о вакансиях

Количество объявлений по специальностям считается по всем изданиям за месяц, повторы размещений одного и того же объявления в издании на протяжении месяца и в разных изданиях не отсеиваются, вследствие чего количество реальных вакансий будет меньше, чем количество объявлений по ним.

В правых колонках отражаются изменения по отношению к прошлым периодам. Розовым цветом отмечены 5 самых значительных падений, зеленым — 5 самых больших взлетов.

Впервые за продолжительное время самыми «дорогими» в поиске персонала оказались руководители магазинов — директора, управляющие и их заместители. На размещение одного объявления по привлечению подобных специалистов компании тратили в июне 2011 года в среднем 20 тыс рублей.

Рис. 7. ТОП20 специальностей по стоимости размещения одного объявления, июнь 2011, рублей

О технологиях сбора и обработки данных для данного исследования можно узнать здесь.