Библиотека маркетолога

Рынок платного телевидения России. Итоги 2015 года

J'son & Partners Сonsulting

В 2015 году абонентская база платного ТВ в России выросла до 39,8 млн. подписчиков.

Основной вклад внесли спутниковое ТВ (+8% новых абонентов) и IPTV (+23,9%). По базовому прогнозу до 2020 года эти сегменты продолжат расти: спутниковые тарелки за счет отсутствия альтернативы вне городов, а IPTV - из-за увеличения проникновения широкополосного доступа в интернет. Доля кабельного ТВ будет снижаться, при этом внутри сегмента подписчики будут переходить с аналогового телесигнала на цифровой.

Структура абонентской базы рынка по технологиям в 2014 и 2015 годах приведена на рис.1

Рис. 1. Структура абонентской базы российского рынка ПТВ по технологиям, 2014-2015 гг.

В борьбе за абонента в 2015 году крупные операторы использовали агрессивные маркетинговые кампании, пакетирование большого количества услуг в одно предложение и скидки по акциям. Но основным аргументом для зрителя продолжают оставаться большой набор телеканалов (максимальное предложение оператора - 276) и наличие в нем HD-версий (до 60). Количество зрителей HD-каналов выросло за год на 40% и составило 14,3 млн. домохозяйств.

Больше всего новых абонентов привлекли операторы Триколор-ТВ и Ростелеком. Как результат, на них приходится теперь более половины всех подписчиков платного ТВ России (рис. 2). При этом из-за разных тарифных политик Топ-5 рейтинга операторов по выручке выглядит иначе:

  1. Ростелеком.
  2. Триколор-ТВ.
  3. Эр-Телеком.
  4. МТС.
  5. НТВ Плюс

Рис. 2. Доля рынка в абонентах крупнейших операторов, 2015 год

По уточненным данным общая выручка операторов от предоставления услуг платного ТВ выросла в 2015 году на 5% и достигла 69,8 млрд. рублей.

Это стало возможным из-за резкого роста доходов двух лидеров рынка, тогда как у остальных игроков обороты выросли слабо или упали.

Рынок телеконтента

Телеканалы претерпели в анализируемом году существенную трансформацию из-за новых результате слиянии, поглощении и укрупнении получилось 18 агрегаторов и дистрибьюторов. Три из них являются самыми большими по количеству каналов (Национальная Медиагруппа, Газпром-Медиа и Сигнал Медиа). Общее количество неэфирных каналов, доступных на территории страны, составляет 363, из которых более 80% распространяется на платной основе.

В рамках исследования эксперты J'son & Partners Consulting разделили телеканалы, транслируемые на территории России на три типа:

  1. Российские - телеканалы, произведенные отечественными компаниями.
  2. Иностранные без перевода - телеканалы производства иностранных компаний, транслируемые на территории России на языке оригинала.
  3. Иностранные с переводом - телеканалы, произведенные иностранными компаниями, вещаемые на территории России на русском языке.

Рис. 3. Структура неэфирных ТВ-каналов по степени локализации, присутствующих в РФ, 2015 г.

Важным фактором развития рынка является ежегодно увеличивающаяся конкуренция среди платных каналов. Разрыв в аудитории между лидерами все уменьшается. В таблице приведены данные по среднемесячному охвату Топ-20 платных телеканалов за 4 квартал 2014 и 2015 гг.

Табл. 1. Среднемесячный охват в % ТОП-5 платных телеканалов, октябрь-декабрь 2014 и 2015 гг.

Прогнозы развития отрасли платного ТВ

Рынок платного ТВ России в ближайшие годы продолжит расти как в абонентах, так и выручке. Эксперты J'son and Partners прогнозируют среднегодовые темпы роста выручки всего рынка на период до 2020 года не выше чем в 2-3%, что обусловлено уменьшением темпов роста абонентской базы, уменьшением реально располагаемых доходов населения и активной конкуренцией среди операторов.

Наращивание доходов операторов возможно, прежде всего, за счет развития дополнительных услуг, таких как VOD (видео по запросу), Timeshift (отложенный просмотр) или Multiroom (подключение нескольких телевизоров в домохозяйстве). При этом сервисы, которые позиционировались ранее как отдельные (например, мобильное ТВ) объединяются в Multiscreen (возможность смотреть передачи и фильмы на любом устройстве в рамках общей подписки). Это является следствием изменений в спросе со стороны потребителей, замены парка телевизоров (роста доли Smart TV) и увеличения числа мобильных устройств.

В рамках сценария опережающего развития проникновения новых технологий J'son and Partners прогнозирует, что в 2019 году общее количество абонентов платного ТВ и подписчиков OTT-сервисов может превысить число домохозяйств в России.