Библиотека маркетолога

Рынок мучных кондитерских изделий

Информационно-консультационный центр СПб ТПП

Мучные кондитерские изделия включают в себя разнообразные виды печенья, вафель, сухарей, рулетов, кексов, сушек, пряников, а также торты, пирожные и мелкоштучную сдобу. Предметом данного исследования, проведенного информационным агентством "БИНК", является российское производство мучных кондитерских изделий (на примере развесных печенья, вафель, пряников, сушек и сухарей).

Основными производителями кондитерских изделий являются крупные хлебозаводы, кондитерские фабрики и комбинаты. Чаще всего большая часть продукция распределяется в регионе, где находится предприятие. Это объясняется, прежде всего, очень большим количеством таких организаций, представленных почти в каждом городе России, а также сравнительно небольшими сроками хранения. Крупнейшие хлебозаводы распространяют продукцию по всей стране и даже экспортируют ее в другие страны. Товары таких производителей отличает красочная и удобная упаковка, более длительные сроки реализации, осуществляемые за счет совершенствования самого процесса изготовления.

Доли рынка отечественной и импортной кондитерской продукции распределяются неравномерно. Если отечественные сухари, сушки, пряники имеют почти 100% охват рынка, то печенье и вафли делят рынок с иностранными аналогами. Насыщенность российского рынка мучными кондитерскими изделиями максимальна. Большинство оптовиков считает, что каждый производитель и поставщик кондитерской продукции занимает на рынке определенную нишу, тем не менее, этот рынок можно назвать высококонкурентным.

Жесткие реалии конкуренции на рынке заставляют производителей идти по пути расширения ассортимента, создания новой продукции, которая отличает его от конкурентов. Поэтому большинство крупных хлебозаводов и кондитерских фабрик занимаются обновлением производства, оформлением своего фирменного товара, созданием новых продуктов или воскрешением некогда забытых рецептов. Серьезное место среди новой продукции занимают мучные кондитерские изделия.

Обновление производства осуществляется, в основном, за счет установки импортного оборудования. В ряде случаев иностранное оборудование изготавливается конкретно для данного завода и подстраивается под отечественное сырье.

Финансовый кризис 1998 года, повлекший за собой сокращение импорта продуктов питания, дал возможность отечественным производителям усилить свои позиции на отечественном рынке. Однако с кризисом пришли и трудности, связанные, прежде всего, с закупкой импортного сырья и оборудования. Около 80 % сырья отечественные кондитеры покупали за рубежом, а после скачка курса доллара такое производство стало убыточным. Многие фабрики просто "проедали" свои оборотные средства. По данным кондитерской ассоциации "Асконд", в целом по кондитерской отрасли оборотные средства предприятий уменьшились втрое, среднегодовое потребление кондитерских изделий сократилось с 10,9 до 8,5 кг на душу населения. Упали и объемы производства, уже в 1998 году было произведено около 1,3 млн тонн сладкой продукции против 1,4 млн тон в 1997 при мощности предприятий в 2,6 млн тонн. А в этом году, по некоторым прогнозам кондитерская промышленность выпустит всего 1,2 млн. тонн продукции.

Кризис изменил и ценовую политику компаний по всей цепочки прохождения товаров: производитель - опт - розница. Разброс цен на идентичную продукцию одной и той же ассортиментной группы в различных торговых точках составляет более 30 %.

Московские производители

Правительство Москвы, контролирующее либо частично ("Красный Октябрь", "Рот-Фронт"), либо полностью ("Крекер") несколько самых крупных предприятий отрасли, решило предоставить кредит столичным кондитерским фабрикам в размере 400 млн рублей. На кредит претендуют около 20 московских фабрик. Получив "живые" деньги, кондитеры смогут расплатиться по долгам и переориентировать производство на выпуск более дешевой продукции.

Группа "Красный Октябрь" - крупнейший отечественный производитель кондитерских изделий, общий объем производства группы в 1998 году составил 75 тыс. тонн, а ее доля на рынке порядка 10 %. В группу входят : московская фабрика "Красный Октябрь", петербургская "Кондитерская фабрика им. Самойловой", Коломенская, Егорьевская, Рязанская и Йошкар-Олинская фабрики, тульская фабрика "Ясная поляна", тамбовская фабрика "ТАКФ".

В конце 1998 года АО "Московская кондитерская фабрика "Красный Октябрь"" завершила сделку по покупке у зарубежной компании Kraft Jacobs Suchard контрольного (99,8%) пакета акций петербургского АО "Крафт Якобс Сушар Петроконф". Сделка включает покупку всего оборудования, небольшого сопутствующего производства в Тихвене (Ленинградская область), нематериальных активов и торговых марок "Урожай", "Дуэт", "Нева Петроконф" и "Сильвана", а также передачу прав на долгосрочную аренду участка. Это, пожалуй, первый случай в истории современной российской пищевой промышленности, когда собственность, принадлежавшая ранее западной компании, перекупается отечественным инвестором.

Основное направление деятельности фабрики "Петроконф" - производство печенья, фабрика также выпускает вафли и драже. Руководство "Красного Октября" рассчитывает в 1999 году увеличить объем производства на петербургском предприятии с 7 до 15 тысяч тонн кондитерских изделий.

Другими крупными московскими производителями является комбинат "Крекер", предлагающий разнообразные виды печенья под одноименным названием; "Рот-Фронт", выпускающий из мучных кондитерских изделий - вафли (порядка 3 тыс тонн в год); "Большевик", контролируемый французским Danone, производящий более 30 тыс. тонн печенья, вафли и крекер.

Петербургские производители

Основными производителями мучных кондитерских изделий г. Санкт-Петербурга являются 9 крупных хлебозавода, 3 кондитерских комбината, мукомольный комбинат и несколько небольших организаций. Ежегодно они производ ят около 26 тысяч тонн мучных кондитерских изделий. На сегодняшний день большинство крупных хлебозаводов объединены в ассоциацию "Хлебопеки Санкт-Петербурга". Помимо координации действий и решения проблем, общих для всех хлебопеков, ассоциация помогает своим членам отстаивать завоеванные сегменты рынка.

ОАО “Хлебный дом” - крупнейшее в Петербурге хлебобулочное предприятие, контролирующее примерно 20% рынка хлебобулочных изделий региона. Завод является монополистом Северо-западного региона по выпечке пряников. Особым спросом сегодня пользуются пряники "Шоколадные", за которые завод получил премию "Сделано в Петербурге". Интересно, что вся продукция "Хлебного дома" изготавливается на основе минерализованной воды.

В 1997 г ОАО "Хлебный Дом" завершило первый этап модернизации завода. Завод заменил четыре из шести хлебопекарных печей, потратив на это более DM6 млн и $4 млн. На заводе стоят совершенно новые печи: две - германской фирмы Winkler GmbH и две - итальянской Sasib Bakery SpA. Печи приобретались на собственные средства, банковские кредиты и на деньги, вырученные от дополнительной эмиссии акций, часть средств инвестировали "Ленстройматериалы". В планах завода - обновить оставшиеся две печи, усовершенствовать рецептуру приготовления теста и наладить выпуск мелких пряников с начинкой. Самым престижным деловым партнером "Хлебного дома" стала финская компания "Фазер". Подразделение концерна "Fazer Bakeries", специализирующееся на производстве хлеба и выпечки, проинвестировало в производсто 20 млн долларов. На вырученные от эмиссии деньги планируется модернизация производства: установление холодильного оборудования, новых печей, цеха мелкоштучных изделий. В конце 1998 году завод открыл свой фирменный магазин в Петербурге.

Хлебозавод Василеостровского района помимо привычной продукции начал выпуск диабетических изделий. Примером может служить кекс “Солнечный” на сорбите для страдающих сердечно-сосудистыми, желчекаменными заболеваниями. Выпуск витаминизированных и лечебных изделий – одно из самых популярных направлений пищевой промышленности сегодня. Однако главный “конек” завода – сухари. Хлебозавод производит 10 видов сухарей, около 6 тысяч тонн в год.

ОАО "Пекарь" образовано в 1992 году. Около тысячи работников СПб АООТ "Пекарь" внесли собственные голосующие акции в уставные фонды двух юридически самостоятельных предприятий, образованных для обслуживания основного производства. С появлением двух других фирм, созданных на базе прежних участков комбината и в дополнение к имеющейся службе сбыта, фактически завершилось становление "Пекаря" как холдинговой компании.

В целом на предприятии ежесуточно производится 60-65 тонн хлеба и батонов, 14 тонн восточных сладостей, 7 тонн шоколадно-вафельной и 5 тонн бисквитно-кремовой продукции. Почти в полном объеме ее реализуют три дилера, два из которых - "Пекарь-сервис" и "Адмирал" - дочерние компании АООТ "Пекарь", занимаются оптовой и розничной продажей продукции. Третьей дочерней компанией АО является "Пекарь-Плюс", основной деятельностью которой стала подготовка производственного процесса, т. е. доставка сырья, изготовление упаковки.

ОАО “Пекарь” запустил новую германскую линию по производству вафельных изделий, стоимость которой составила DEM3,5 млн. Также предприятие выкупило у испанской фирмы Chupa Chups за $2,5 млн оборудование по производству шоколадных рулетов. Для этого предприятие привлекло кредит BNP-Dresdner Bank на сумму около 25 млрд рублей на 2 года. Комбинат начал строительство дополнительного цеха по производству восточных сладостей. Начавшееся после 17 августа 1998 года резкое падение рубля привело к постоянному росту валютного долга. В результате вся прибыль "Пекаря" уходит сейчас не на развитие, а на выплату по кредитам.

Хлебозавод “Муринский” несмотря на расширение ассортимента, снизил объем реализации на 25%. Руководство завода объясняет это усилившейся конкуренцией со стороны других производителей хлебобулочных изделий. За 1998 год завод продал около 13.000 тонн хлебобулочных, кондитерских изделий и воздушных палочек. Новым направлением деятельности в 1996 году стало производство кондитерских изделий, в частности двух сортов печенья в коробках - "Орион" и "Лунное". А отличается Муринский тем, что на языке хлебопеков называется мелкоштучными изделиями - рожки яблочные, сдобные булочки, булочки "веснушка", сдоба "чайная", кексы "весенний" и "столичный", печенье и прочие мелкие штучки.

Петербургский хлебозавод "Каравай" (хлебозавод имени Бадаева) В настоящее время занимает в Петербурге второе место по объемам продукции после АО ~Хлебный дом~ и первое - по ассортименту. Ежесуточно на предприятии производится 270 т хлебобулочных и кондитерских изделий 46 наименований. На сегодняшний день как и другие заводы занимается обновлением производства. Была установлена новая линия, включающая современные денбуровские печи и хлебопекарное оборудование голандской фирмы ”Kaak”. Также . “Каравай” запустил вторую линию по производству сдобной продукции с начинкой, увеличив количество сладкой продукции до 12 тонн в день. Эта линия, как и предыдущая, чешского производства обошлась предприятию в $30.000. Чешские линии позволяют оперативно и без особой сложности менять ассортимент в зависимости от заказов торговли. Поэтому помимо уже опробованных изделий в ассортименте завода появился, к примеру, рулет "Любительский" с кокосовой обсыпкой. “Каравай" также продолжает выпуск рулетов с маком, корицей, "Забав" с творогом, фруктовой начинкой, маком, булочкек с кунжутом, кокосом и изюмом, сушек, соломки и многой другой продукции.

ЗАО “Охтинское” - небольшое предприятие, которое имеет два производственных цеха: кондитерский, где делают печенье и кексы, и булочный, выпекающий хлеб и булку. В день предприятие выпускает 12 тонн булки, 2 тонны хлеба и 2 тонны печенья. Изначально “Охтинское” было ориентировано на выпуск мелкой сдобы, но, когда спрос на эту продукцию упал, предприятие переключилось на печенье. Была приобретена современная кремосбивательная машина, которая делает массу для приготовления печенья, а также упаковочный аппарат для расфасовки печенья в тубусы. Элитные сорта печенья фасуются в красочные коробки. Таким образом предприятие нашло свою шишу на рынке и планирует увеличить объемы производства печенья.

Другие регионы

Помимо перечисленных выше производителей мучных кондитерских изделий на российском рынке также достаточно хорошо известны:

АО "Казанская кондитерская фабрика "Заря", крупнейшее предприятие по производству кондитерских изделий Татарии. Ассортимент предприятия состоит из шоколадных конфет, карамели, ириса, мармелада, крекера, печенья, вафель, тортов. Фабрика реализуют свою продукцию в различных регионах Татарии (30 % рынка), а также в Самаре, Свердловске, Челябенске, Ориенбурге.

"Кондитерская фирма "Алтай" (г. Барнаул) была введена в строй в 1988 году. В настоящее время ее производственная мощность составляет 24, 5 тыс. тонн кондитерских изделий, из них около 20 % составляют мучные кондитерские изделия. В 1998 году швейцарская компания Nestle Food, являющаяся хозяином этой фабрики, приступила к ее частичному техническому перевооружению. Затраты корпорации превышают несколько десятков миллионов долларов.

Крупнейшей фабрикой в Ульяновской области является "Волжанка", производящая более чем 10 тысяч тонн мучных кондитерских изделий ежегодно.

Крупнейший производитель хлебобулочных, бараночных и мучных кондитерских изделий Красноярского края - ОАО "Красноярский хлеб", объединяющий в своем составе четыре хлебозавода и ряд цехов-пекарен. Ежегодно на производствах ОАО выпускается свыше 45 тыс. тонн продукции.

Перспективы рынка

В отличии от других, рынок мучных кондитерских изделий достаточно устойчиво развивается. Закупка импортного оборудования позволила предприятиям расширить ассортимент выпускаемой продукции и повысить качество изделий. Августовский кризис значительно уменьшил присутствие на рынке аналогичной иностранной продукции, дал возможность отечественному производителю занять долю рынка иностранных продуктов. С другой стороны доля рынка традиционных российских продуктов увеличилась за счет расширения ассортимента.

Рынок остался за российскими производителями и будет развиваться дальше.