Библиотека маркетолога

Анализ рынка мясных изделий г. Ростова-на-Дону

Агентство АЛЬЯНС МАЖОР, //www.allianc.ru

Ростов - это город-миллионнник, южная столица России. По оценкам экспертов, актуальная емкость рынка мясных изделий (под мясными изделиями в данном случае понимаются колбасы и сосиски, сардельки) составляет 80 тонн ежедневно, а в денежном выражении это составляет около 100 млн. долларов в год. И совершенно понятен неугасающий интерес исследователей к этому сегменту рынка: продукт ежедневного употребления, высокого спроса, высокой стоимости и высокой приоритетности покупки.

Почти 99% ростовчан являются потребителями мяса и мясной продукции. В среднем, в год ростовчанин употребляет около 40-45 кг мяса и мясных изделий.

Если говорить о рынке мясных изделий, то на долю вареных колбас приходится примерно 60% всех продаж, на долю сосисок - 27%, а на долю прочих видов продуктов (сырокопченые, варено-копченые колбасы, мясные деликатесы, сардельки, сало и т.д.) приходится 13% этого сегмента рынка. Среди покупателей мясных изделий 70% составляют женщины и 30% - мужчины.

В этой статье представлены сравнительные данные двух исследований рынка мясной продукции г. Ростова-на-Дону, проведенных в 2002 и 2003 годах агентством "АЛЬЯНС МАЖОР" (выборка 1000 респондентов).

За прошедший год снизилась частота покупки вареных колбас и увеличилась частота покупки сосисок. Если в 2002 году от случая к случаю вареную колбасу покупали 29% опрошенных, то в 2003 году уже 32%. В то время как от случая к случаю сосиски в 2002 году покупали 32% опрошенных, а в 2003 году - 18%.

Однако, по-прежнему, наиболее распространенной является покупка этих продуктов один раз в неделю (33% от покупающих вареную колбасу и 51% от покупающих сосиски).

За прошедший год существенно изменились объемы разовой покупки этих продуктов.

Графики иллюстрируют эти изменения: и вареной колбасы, и сосисок в одну покупку стали покупать больше. Так, в 2002 году чаще всего совершали покупку до 0,5 кг (46% опрошенных при покупке вареной колбасы и 40% опрошенных - при покупке сосисок), а в 2003 году наиболее частой является покупка от 0,5 до 1 кг (41% - вареная колбаса и 44% - сосиски).

При этом за прошедший год выросли и цены на приобретаемые вареные колбасы и сосиски.

Лидирующей в продажах осталась прежняя цена от 81 до 100 рублей за кг. Однако существенно изменились верхние и нижние границы цены, то есть стали меньше покупать дешевых мясных продуктов и больше - дорогих. Таким образом, в 2002 году средняя цена за кг вареной колбасы составила 86 рублей, а в 2003 году - 101 рубль. Для сосисок: 2002 год - 77 рублей за кг , 2003 год - 88 рублей за кг.

Как мы видим, и объем, и стоимость покупаемых мясных продуктов увеличиваются. Сразу же отметим, что растут и доходы ростовчан. Таким образом, еще раз подтверждается правильность гипотезы о первоочередном влиянии фактора личных доходов на потребление мяса и мясопродуктов. Так, в 2002 году средний доход ростовчанина составил 2336 рублей в месяц, а в 2003 году - 3124 рублей в месяц.

Что касается популярности у ростовчан сортов вареных колбас, то вот уже несколько лет наиболее любимыми являются Докторская и Любительская колбасы. Причем за последний год эти колбасы существенно укрепили свою популярность, Докторская - с 24% до 32%, а Любительская с 19% до 33%. Все остальные сорта колбас существенно отстают от лидеров. Третье место популярности занимает Телячья колбаса, которую предпочли 9% опрошенных в 2003 году и 7% опрошенных в 2002 году.

По поводу сосисок можно сказать, что наиболее популярными являются Ганноверские сосиски, которые также укрепили свою популярность за прошедший год с 46% до 54%. Далее в рейтинге популярности следуют Родионовские сосиски (11% - 2002 год и 15% - 2003 год). Третье место занимают небрэндовые сосиски, позиционирующиеся под названием "просто сосиски" (8% - 2002 год и 14% - 2003 год).

При анализе рейтингов производителей можно сказать, что на ростовском рынке существует один явный лидер продаж "Тавр", причем это лидерство "Тавр" удерживает практически по всем наиболее популярным товарным позициям.

Однако, как мы видим, в последний год "Тавр" утратил часть своей популярности у покупателей колбасы (с 67% до 58%). Также и производители Краснодарского края вынуждены были потесниться (с 22% до 12%). А завоевывали себе популярность в прошедший год другие производители колбасы из Ростовской области (с 6% до 14%).

При этом положение на рынке сосисок изменилось только для производителей Краснодарского края. Они потеряли в популярности с 33% до 21%.

В результате к 2003 году увеличилось количество потребителей, намеренных сменить свои предпочтения (по колбасе с 2% до 11%, а по сосискам с 3% до 15%).

Таким образом, производителям мясной продукции снова придется бороться за сердца своих покупателей, а этот путь, как всем известно, лежит через желудок.