Библиотека маркетолога

Программы MBA

Access MBA/Access Masters
Перевод ABBYY Language Services

Специалисты с дипломом MBA все еще пользуются огромным спросом. Поток абитуриентов в международные школы бизнеса не иссякает с 2008 года.

С наступлением экономического кризиса многие фирмы перестали набирать новых сотрудников, однако кадровые прогнозы на 2012 – 2013 гг. совершенно противоположны исходным тенденциям.

В Лондоне стали принимать на работу больше выпускников программ MBA, и согласно данным Совета служб занятости MBA (MBA CSC) общий уровень приема на работу в развитых странах также возрос. Три четверти бизнес-школ, участвовавших в исследовании, проведенном MBA CSC, сообщили о том, что деятельность специалистов по кадрам на кампусах оживилась. Так что перспективы специалистов с дипломом MBA, в особенности претендующих на средние и высшие управленческие должности, весьма неплохи.

Теперь можно выбирать из множества вариантов обучения, в зависимости от времени и средств, которые вы готовы потратить на учебу. В расчете на работающих студентов бизнес-школы предлагают занятия по вечерам или выходным, интернет-курсы, заочное обучение, очное модульное и открытый набор. Даже Ратгерский университет ведет 12-недельные курсы Mini-MBA с выдачей сертификата! Теперь вы можете минимизировать отрыв от работы во время учебы.

Такие вузы, как Школа менеджмента Келлог Северо-Западного университета, предлагают абитуриентам специализированные программы, в частности «Привлечение средств и маркетинг», «Бизнес-показатели», а также «Программа для женщин в высшем руководстве». Бизнес-школа Роберто Гойзуета Университета Эмори сотрудничает с такими компаниями, как The Home Depot, при разработке специализированных программ развития бизнес-навыков и лидерских качеств.

По статистике, 48% студентов INSEAD устраиваются на работу до окончания программы. Сети выпускников MBA состоят из десятков тысяч людей (сеть HBS объединяет более 65 000 человек, а Уортонской школы бизнеса — 81 000) и представляют собой огромные сообщества профессионалов для потенциальных деловых связей.

В наши дни программы MBA по большей части стараются быть кризисоустойчивыми и работать в режиме открытой образовательной платформы. В частности, многие престижные бизнес-школы ведут различные программы обмена, позволяющие студентам изучать экономику азиатских или американских стран не только по лекциям, но и на практике. У многих ведущих вузов открыто по несколько кампусов. Уортонская школа бизнеса Пенсильванского университета имеет филиал в Сан-Франциско, а бизнес-школа Колумбийского университета в сотрудничестве со Школой бизнеса имени Хааса при Университете Калифорнии открыла совместную программу Executive MBA.

Университет Дьюка также не отстает от мировых тенденций, предлагая своим студентам возможность обучения в различных уголках мира, в том числе Нью-Дели и Санкт-Петербурге. Присутствие в важнейших экономических регионах планеты открывает студентам Дьюка доступ к обучению среди представителей самых различных культур, изучению практического опыта различных компаний, отраслей и партнеров, создавая для них, таким образом, обширную сеть связей.

Обучающиеся по программе Executive MBA в HEC также могут посещать занятия в пяти различных точках мира.

Затраты на бизнес-образование и прибыль от него

По данным недавно проведенного исследования, выпускники программ MBA полностью окупают затраты на обучение в среднем за 4 года. Однако тратятся в данном случае не только время и деньги, и выгода от таких вложений не только высокая заработная плата, но и ценный опыт плюс широкие связи.

При расчете прибыльности вложений необходимо оперировать следующими основными переменными:

  1. Ваша заработная плата до начала обучения, которая в данном случае выступает в качестве упущенной выгоды, поскольку вы теряете эти деньги при обучении;
  2. Расходы на программу MBA (плата за обучение и прочие сопутствующие издержки, например, на учебные материалы и жилье);
  3. Заработная плата после окончания программы плюс потенциальные премии и (или) дополнительные средства поощрения (их стоит оценивать реалистично, ориентируясь на уровень зарплат в вашей планируемой сфере деятельности).

В Интернете можно найти множество программ, позволяющих приблизительно рассчитать прибыльность MBA, однако если составить более детальное представление о стоимости и окупаемости программы, в расчеты необходимо внести и индивидуально-субъективные переменные. Например, вероятный срок занятости в будущем (в соответствии с вашим возрастом), т.к. чистая прибыль от вложений в MBA будет зависеть от количества лет, которые вы проработаете после того, как окупите сумму затрат. Кроме того, полезно выяснить порядок заработных плат, на которые можно рассчитывать сразу и через пять, десять и более лет после выпуска, ведь существуют программы, выпускники которых получают немало, однако их зарплата почти или совсем не меняется со временем. С другой стороны, есть программы MBA, зарплата по которым сразу после выпуска, вероятно, не впечатляет, но вырастет значительно по мере карьерного роста выпускника. Еще один важный фактор — источник финансирования обучения. Многие студенты берут кредиты в банке, чтобы оплатить дорогую программу MBA, и им важно знать, насколько реально выплатить кредит без особых хлопот в будущем. Поэтому при расчете прибыльности MBA нужно принимать во внимание выплату кредитов (сроки и процентные ставки).

Многие авторитетные издания, в том числе Bloomberg BusinessWeek, Forbes и Financial Times, проводят исследования и публикуют рейтинги прибыльности MBA в различных бизнес-школах для простоты сравнения. Недавнее исследование BusinessWeek показало, что есть ВУЗы, MBA которых окупается гораздо быстрее других, однако при этом они не считаются лучшими. Согласно результатам исследования, выпускник программы MBA Гарварда или Стэнфорда может отрабатывать свое обучение до 10 лет, в то время как MBA менее именитых вузов порой приносит доход гораздо быстрее. Возможное объяснение этому феномену состоит в том, что наиболее престижные бизнес-школы обычно стоят дороже, и в них идет больше абитуриентов с высокими начальными зарплатами, что сказывается на показателе прибыльности. Подытожим: выбор вуза во многом будет зависеть от ваших целей и потребностей. Если вы стремитесь к быстрой окупаемости, возможно, не стоит останавливать свой выбор на одной из самых престижных программ MBA.

Недавнее исследование Совета по приему в высшие школы менеджмента (GMAC) — международной некоммерческой образовательной организации, объединяющей ведущие бизнес-школы мира, — показало, что выпускники магистерских программ и выше в сфере менеджмента отрабатывают одну треть своих вложений в обучение за первый год после выпуска и 100% вложений за четыре первых года.

Исследование под названием «Перспективы выпускников» показало также, что в среднем прибыльность вложений в MBA возрастает почти в два раза в течение первых десяти лет после выпуска. В ходе исследования, проводившегося в конце 2011 года, были проанализированы данные 4135 выпускников, получивших диплом MBA в 2000 – 2011 гг., в том числе 963 выпускников 2011 года. 86% этих специалистов нашли работу сразу по получении диплома (из выпускников 2010 года — 88%).

Процент трудоустроенных выпускников MBA сильно варьируется в зависимости от типа программы и стажа работы до обучения. Три четверти занятых выпускников 2011 года сообщили исследователям, что диплом MBA был для них необходимым условием получения текущей должности.

Девяносто три процента выпускников 2011 года, трудоустроенных на момент проведения опроса, получили желаемую должность. Около 82% сообщили, что их зарплата соответствует ожиданиям или даже превышает их. «Перед началом программы MBA всегда требуется подробный экономический анализ этого проекта, в том числе и оценка потенциальной прибыльности финансовых вложений, — говорит Дэйв Уилсон, президент и исполнительный директор GMAC. — Результаты такого анализа покажут, что MBA — действительно целесообразное вложение в ваше будущее, как в хороших экономических условиях, так и в плохих».

Перед подачей заявления на обучение необходимо четко представлять себе примерные затраты. Основную их часть, как правило, составляет непосредственно плата за обучение. Кроме того, немалую часть бюджета MBA занимают питание, жилье, транспорт, страховка и прочие статьи расходов. В 2011 – 2012 гг. студенты MBA Уортонской школы бизнеса потратили на обучение по 58 244 долл. США, а их дополнительные расходы составили порядка 30 000 долл. США (по данным самой школы). Однако и это не все: в общих расходах стоит учесть и упущенную выгоду (доход, который вы получили бы за период обучения и от которого отказываетесь).

Три основных источника финансирования MBA: личные сбережения, кредит и стипендия. Поскольку программы MBA по большей части требуют от абитуриентов начального опыта работы, разумно начать откладывать деньги на обучение с момента принятия решения. Даже если собственные сбережения не покроют стоимость обучения и текущие расходы на жизнь, безопасней иметь накопления.

Очное обучение по программе MBA стоит больше других вариантов не только по причине более высокой стоимости самой учебы. Отказ от работы предполагает значительную упущенную выгоду, и не все работающие люди готовы на это пойти. Стоимость обучения в Школе бизнеса Стерна при Нью-Йоркском университете по очной двухгодичной программе MBA составляет 51 942 долл. США в год. Заочная или вечерняя программа может потребовать от двух до шести лет и стоит 21 140 долл. в год (шесть курсов в осеннем семестре и шесть в весеннем). Однако следует отметить, что вечерние и заочные курсы не всегда дешевле дневных. К примеру, в парижской HEC их стоимость одинакова (48 000 евро за весь двухгодичный период).

В США для финансирования MBA можно прибегнуть к государственным программам (Direct Loan и Direct Grad Plus Loan). По данным исследования GMAC, в котором участвовала 331 бизнес-школа, 38% студентов в американских программах MBA может получить кредит от самого ВУЗа. На MBA за рубежом кредит от ВУЗа может получить 52% абитуриентов; 14% программ предоставляют своим студентам возможность работать в ВУЗе параллельно с обучением и 9% предоставляют прямые вузовские кредиты.

Лучше всего за MBA заплатить, конечно, стипендией. И здесь крайне важна подготовка. В американских бизнес-школах стипендии предлагаются 42% студентов, в то время как в остальных странах мира только 25%. У некоторых ВУЗов подписаны договоры с компаниями, по которым студенты в рамках курса MBA проходят оплачиваемые стажировки. Для будущей карьеры это может оказаться полезным, но в финансовом плане поможет мало ввиду краткости таких стажировок. Некоторые бизнес-школы, особенно в США, могут предложить студентам должности ассистентов преподавателей, зарплата по которым покрывает значительную часть расходов на обучение. В Европе же это менее распространено.

Абитуриент MBA должен знать порядок оплаты обучения. Составьте реалистичный финансовый план на период учебы и последующие несколько лет. Беспокоиться об оплате MBA нормально. Только миллионеры могут позволить себе не думать об этом. Такое крупное вложение денег предполагает целый ряд рисков и требует разумного подхода. Прежде чем взять кредит, нужно хорошо представлять себе свою будущую карьеру и перспективы, чтобы свести к минимуму различные неприятные неожиданности.

Стипендии — самый распространенный вид финансовой помощи в бизнес-школах, однако не единственный. Согласно обзору GMAC, 42% новых студентов американских программ MBA получили стипендии, в то время как в других странах мира — лишь 25%. Не все стипендии полные. Из всех MBA-программ в мире, предоставляющих студентам финансовую помощь, 74% могут предложить абитуриентам стипендии, 27% — ассистентство, 26% — скидку на обучение, 17% — неполные стипендии, 14% — программы работы в кампусе и 9% — вузовские кредиты. В исследовании принял участие 331 ВУЗ и столько же факультетов, 218 из которых находятся в США, 60 — в Европе, 26 — в Азиатско-Тихоокеанском регионе, 16 — в Канаде и 13 — в других странах мира.

Полные стипендии, как правило, даются студентам очной формы обучения. Поступают они обычно из двух источников: от самих ВУЗов или государства. Кроме того, некоторые фирмы дают своим сотрудникам стипендии на обучение при условии того, что личные и карьерные планы этих сотрудников совместимы с целями и стратегией фирмы. Если компания решила расширить свое присутствие на Востоке (например, в Китае или Индии), логично будет выбрать программу MBA, специализирующуюся на восточных рынках или предоставляющую возможность наладить профессиональные связи с людьми этого региона. Есть и другой вариант (если обстоятельства позволяют и вы готовы к переменам): пойти в бизнес-школу в нужном регионе.

Корпоративные стипендии выдаются на основе личных заслуг и квалификации соискателя. Важно также получить хорошие рекомендации от непосредственного начальства или других вышестоящих лиц, имеющих опыт работы с вами. Иногда стипендия выдается с условием, что сотрудник по получении диплома MBA проработает в компании определенный срок.

Для получения стипендий за личные заслуги нужно принимать во внимание два момента. Во-первых, нужно быть в числе лучших. Один из важнейших критериев оценки кандидата на стипендию — балл по GMAT. При ограниченности средств стипендиального фонда это один из решающих факторов.

В 2011 году средний общий балл для абитуриентов программ MBA составил 541 (555 у мужчин и 516 у женщин). Старайтесь быть выше среднего. Средний балл в разных регионах разный. Самый высокий — в Австралии и Океании (595), Восточной и Юго-Восточной Азии (578), а также Центральной и Южной Азии (572). Внизу списка оказались на данный момент Африка, страны Среднего Востока, Мексика, Карибские острова и страны Латинской Америки.

Существуют национальные и региональные стипендии, материальная помощь, стипендии для национальных меньшинств и специализированные стипендии для женщин (в 2011 году 41% сдававших GMAT составили женщины).

Где учиться: в Европе или Северной Америке?

Решение в пользу американской или европейской программы MBA принимается с учетом многих факторов, зачастую вовсе не географического характера. Одно из самых важных различий между MBA по ту и эту сторону Атлантики — это цена обучения, его продолжительность и уровень международного присутствия бизнес-школы. В процессе сравнения полезно для начала проанализировать собственное резюме и карьерные цели. Логично выбрать ВУЗ, который готовит специалистов вашего индивидуального профиля. Начать можно со сферы вашей деятельности: маркетинг, торговля, управление проектами, бухучет и аудит и прочее.

Определившись со специализацией, абитуриенту стоит определить, какое место учебы ему больше подходит. Здесь может встать вопрос местной культуры и среды: Европу выбрать или Америку. Культура каждой страны неоднородна, и обобщения неуместны, поэтому лучше всего получить собственное представление о стране и программе. В большинстве образовательных учреждений проводятся дни отрытых дверей, которые абитуриенту стоит по возможности посетить. Полезно и пообщаться с теми, кто уже учится по программе. Еще один фактор, о котором нельзя забывать в процессе принятия решения о переезде, — перспектива трудоустройства после выпуска. Как в Америке, так и Европе существуют правовые барьеры для иммигрантов (визы, разрешения на работу и т.д.), которые могут затруднить осуществление ваших карьерных планов.

В Америке стандартная продолжительность полной программы MBA составляет два года. В Европе — год или полтора. Однако в виду того, что двухлетний курс дороже сам по себе и предполагает больше упущенной выгоды, наиболее престижные американские ВУЗы начали открывать ускоренные программы MBA. В начале февраля 2012 года Школа менеджмента Келлог Северо-Западного университета объявила о планируемом увеличении числа мест в своей годичной программе и уменьшении набора на двухгодичную. Декан бизнес-школы Келлог Сэлли Блаунт пояснила этот ход в своем интервью PoetsandQuants.com так: «Спрос на двухгодичную программу MBA явно снижается, в то время как спрос на годичные курсы будет продолжать расти. Так что нам приходится реалистично оценивать состояние рынка, на котором мы работаем».

Результаты последнего исследования GMAC свидетельствуют о том, что специалисты с MBA по-прежнему являются высокооплачиваемыми в Америке. Выпускники американских бизнес-школ 2011 года на момент проведения опроса получали в среднем 81 000 долл. США в год, что примерно на 3000 долларов ниже средней зарплаты их европейских коллег. Однако помимо зарплаты важно и удовлетворение от проделанной работы. Несмотря на небольшое преимущество в европейских зарплатах, больше американских выпускников MBA (84%) сообщили исследователям, что оплата их труда соответствует их ожиданиям или даже выше изначальных прогнозов.

В США уровень занятости выпускников MBA-программ 2011 года составлял 89%, превышая уровень занятости после MBA в Европе. Как правило, хорошее образование дает человеку широкий выбор занятости, но во времена экономических кризисов многие выпускники не привередливы. Тем не менее, и в Америке, и в Европе 66% респондентов сообщили, что смогли найти работу в выбранной ими сфере сразу же после выпуска.

В конце 2011 года 74% опрошенных компаний объявили о намерении нанимать выпускников программ MBA в 2012 году (на 58% больше, чем в предыдущем году). Шестьдесят пять процентов работодателей ответили, что сохранят уровень зарплат MBA-специалистов на уровне 2011 года, а тридцать два процента планировали даже повысить зарплату.

Данное исследование наиболее полно отражает ситуацию в США, так как почти две трети из 216 опрошенных компаний были американскими, и лишь 10% — европейскими. Считается, что MBA стоит в Америке больше, чем в Европе. И это, разумеется, немаловажный факт, ведь не все могут изыскать средства на учебу в престижном ВУЗе, особенно если выплата кредитов на образование будет зависеть от удачности трудоустройства. Однако еще важнее составить более подробное представление о структуре расходов на весь период обучения, общем размере упущенной выгоды, а также будущей заработной плате. Если ранжировать по ценности образования пять самых престижных европейских и американских MBA-программ согласно оценкам Financial Times, вверху списка окажутся европейские ВУЗы: IMD, INSEAD, IE, Лондонская школа бизнеса, IESE, а затем Колумбийский университет, Стэнфорд, Гарвард, Уортонская школа бизнеса и Келлог. Однако необходимо осознавать, что такие рейтинги, как и многие другие, учитывают далеко не все факторы и, соответственно, не совсем точно отражают действительность.

Несмотря на то что Европа и США остаются крупнейшими мировыми центрами бизнеса и торговли, 49-летняя фора в развитии, которая была у бизнес-школ Америки, наложила свой отпечаток на соотношение образовательного потенциала по обе стороны Атлантики. MBA потребовалось определенное время, чтобы завоевать европейские страны (не сразу стали ее признавать даже в некоторых из самых развитых). Как сказал по этому поводу в своем интервью Financial Times президент бизнес-школы Маннхайма Йенс Вустерманн: «Еще пятнадцать лет назад никто в Германии не знал, что такое MBA. Мы стараемся просвещать общественность». Все имеющиеся статистические данные также подтверждают, что образование в сфере бизнеса более развито в США. В 2011 году 116 546 человек в США сдавали тест GMAT, в то время как в Европе только 24 298. Выпускники 2011 года европейских бизнес-школ начали с самых высоких стартовых зарплат в мире (в среднем 84 267 долл. США). Семьдесят девять процентов специалистов, получивших MBA в Европе, сказали, что их зарплата была равна или выше их ожиданий, а 81% специалистов нашли работу сразу же после выпуска.

Следующий рассматриваемый нами критерий выбора бизнес-школы — ее международное присутствие. Здесь лидирует Европа: 83% поступающих на годичный очный курс MBA — иностранцы. В США же этот показатель, по данным GMAC, составляет 38%. Несмотря на многовековые традиции приема иммигрантов в страну, США отстает по межкультурному компоненту MBA от Европы, где ВУЗы ведут множество обменных программ на уровне отдельных стран и ЕС.

Выбор между европейской и американской программой MBA всегда будет очень индивидуален, так что тщательно рассмотрите все варианты, не слишком полагаясь на рейтинги. Не переживайте, если вам больше подходит бизнес-школа, не дотянувшая до десятки, двадцатки или тридцатки лучших. И в Америке, и в Европе есть отличные программы MBA, выпускников которых с удовольствием примут на работу международные компании. А между тем потенциал азиатской высшей школы растет быстрыми темпами...

Сдача экзамена GMAT в 2011 году: географическое разделение

Выпускники 2011 года
Регион Средняя зарплата (долл. США) Процент трудоустройства
США 81 000 89%
Европа 84 267 81%

Выпускники 2010 – 2011 гг. (GMAT)

Выгода от получения диплома бизнес-школы
Регион Личное удовлетворение Финансовая окупаемость Профессиональная отдача
США 93% 71% 88%
Европа 95% 66% 89%

Достаточно ли MBA?

Сами по себе профессиональные навыки, полученные в ходе обучения по программе MBA, автоматически не проложат вам путь в светлое карьерное будущее. Для успешной карьеры нужно учитывать множество других факторов. Вот несколько основных условий получения хорошей работы.

Изучайте рынок труда; принимайте во внимание долгосрочные перспективы. Постарайтесь определить, в каких специалистах будет потребность, чтобы правильно сосредоточить свои знания и навыки и оставаться в курсе всех прогнозируемых тенденций. «Начинайте с долгосрочного, с общей картины: каковы ваши собственные устремления и как они соотносятся с долгосрочными тенденциями по выбранной отрасли. Затем поставьте себе цель», — советует Данкан Чаппл, специалист по трудоустройству и выпускник программы EMBA Лондонской школы бизнеса.

Кристина Сассо, директор приемной комиссии отделения MBA бизнес-школы ESADE, также советует абитуриентам сопоставлять личные и профессиональные цели: «Для наших студентов важно найти работу, которая позволит им органично сочетать личные и профессиональные цели. Только полностью осознав свои потребности, они могут искать компании, корпоративная культура которых позволит им полностью реализовывать свои цели и полностью раскрываться профессионально».

В современном высокоглобализированном мире для успешной карьеры выпускников MBA, призванных становиться будущими бизнес-лидерами, крайне важен международный опыт. Еще один важный элемент успеха — специализация. Сегодня весьма ценятся специалисты по инновациям и предпринимательству, ведь именно эти аспекты бизнеса обеспечат планете устойчивое экономическое развитие в современных непростых экономических условиях.

Важен для выпускников MBA, ищущих работу, и стаж (работа до обучения и стажировки в ходе программы), как показывают результаты трех исследований, проведенных в 2011 году GMAC.

Опрос работодателей, проведенный GMAC, выявил, что 41% работодателей по всему миру, планирующих нанимать специалистов с MBA, хотели бы принять на работу людей со стажем 3–4 года. Тридцать два процента требовали не менее 5 лет опыта и лишь 27% компаний были готовы принять выпускников MBA c опытом работы менее 3 лет.

Компании, ищущие топ-менеджеров, хотят увидеть в кандидате не только навыки, но и способность самостоятельно решать встающие перед ним задачи. Узнав все подробности о желаемом работодателе, вы сможете лучше подобрать метод решения задачи, заданной вам в ходе собеседования. Наладьте широкую сеть профессиональных контактов, используя все мероприятия и источники (в том числе социальные сети, профессиональные сообщества и прочее).

Согласно данным недавнего опроса GMAC 76% работодателей (т.е. абсолютное большинство) при поиске новых сотрудников полагаются на рекомендации уже имеющихся или размещают информацию о вакансиях и формы для резюме на собственных сайтах. Шестьдесят девять процентов (шесть из десяти) набирают выпускников MBA прямо на кампусе (в США эта практика более распространена, чем в остальных странах: здесь непосредственно в университете нанимают 55% новых сотрудников, то есть более половины). Тридцать пять процентов работодателей сообщили, что используют социальные сети для поиска кандидатов и размещения объявлений о вакансиях. Кроме того, поскольку большинство работодателей заявили, что прибегают к рекомендациям сотрудников при поиске новых кадров, доступ к сообществам выпускников бизнес-школ (одно из многих преимуществ, предоставляемых службами занятости) может стать решающим фактором при трудоустройстве.

EMBA

Самый очевидный способ определить ценность EMBA — рассчитать прирост зарплаты. В 2010 году было проведено беспрецедентное исследование-опрос выпускников EMBA, в среднем окончивших программу девять с половиной лет назад. За это десятилетие зарплаты выпускников существенно выросли (в среднем на 131% — с 92 000 долл. США в год на момент начала программы до 213 000 долл. через десять лет, при этом многие не меняли место работы). Таким образом, результаты исследования (хоть и единичного и не позволяющего делать окончательные выводы) свидетельствуют о том, что EMBA экономически оправдана как для работника, так и для работодателя. Однако исследователи не остановились на одном параметре и проанализировали нематериальные аспекты. Они спросили мнение выпускников об их программе: стоила ли она затраченных ресурсов. Девяносто один процент респондентов ответили утвердительно, а 99% заявили, что рекомендуют свою программу другим людям.

Результаты опроса по EMBA:

  • рост зарплаты за 10 лет — 131%;
  • удержание сотрудников: 40% респондентов до сих пор работают в той же компании, в которой работали при поступлении на программу;
  • стоит ли программа затраченных ресурсов? Девяносто один процент респондентов сказали, что да;
  • рекомендуют ли они курс другим людям? Девяносто девять процентов сказали, что да;
  • рост оптимизма относительно карьерных перспектив: 60% более оптимистичны после программы; 25% гораздо более оптимистичны; у 15% взгляды не изменились.

Еще один фактор ценности EMBA для работодателя — лояльность или удержание сотрудников. Сорок процентов респондентов сказали, что до сих пор работают в той же фирме, что и при поступлении на программу MBA. Это говорит о том, что для выпускников в самом ближайшем будущем после окончания программы возможен карьерный рост и удовлетворение от работы. Работники преданы своей компании, в силу моральных или юридических причин готовы работать в ней и дальше. Их образование в компании уважается и ценится.

Разумеется, никакая степень MBA не спасет специалиста от возможных неблагоприятных факторов на работе и мировых экономических пертурбаций. Вышеупомянутый опрос, проведенный во время серьезного экономического кризиса, показал, что 7% респондентов были без работы или находились в процессе смены работы. Некоторые их них отмечали, что затишье на рынке труда усложняет запланированные ими карьерные шаги. Тем не менее, Арелия Джонс (Бизнес-школа Вашингтонского университета) заявила, что шесть из их теперешних студентов на программе EMBA были уволены по сокращению, и четыре из них нашли новую работу менее чем через два месяца. Двадцать два процента выпускников 2009 года аналогичной программы Университета Вандербильта были повышены в должности после первого года обучения, 52% отмечали рост зарплаты, и 74% — расширение управленческих полномочий. Кроме того, в ходе опроса выяснилось, что сами выпускники программы EMBA в подавляющем большинстве случаев высоко оценивали ее и практически единогласно рекомендовали другим людям. По их отзывам, как сама программа, так и карьера после нее оправдали их ожидания.

Студенты EMBA приходят в равных долях как из 500 крупнейших компаний мира по рейтингу журнала Fortune, так и из среднего и малого бизнеса. Это и главы компаний, и владельцы небольших частных бизнесов, и управленцы некоммерческих организаций.

В группе студентов EMBA вам встретятся представители всевозможных профессий и рангов: врачи, юристы, банкиры, специалисты по маркетингу, аудиторы и сотрудники некоммерческих организаций. Сорок процентов и более – это женщины, и у многих студентов есть семьи и дети. При этом всех учащихся объединяет высокая целеустремленность и желание учиться новому. Кто-то приехал или прилетел на занятия издалека. И определенно все они заняты на полный рабочий день (многие занимают очень ответственные должности). До двух третей студентов EMBA платят за обучение сами или получают частичную компенсацию расходов от работодателя. Примерно половина всех учащихся оплачивает все расходы самостоятельно, без посторонней помощи. Идеальный кандидат на программу EMBA имеет средний стаж 7 лет, из которых несколько лет он провел в руководящих должностях, а возраст его или ее составляет 28-35 лет. Недавнее исследование Совета по EMBA показало, что студентам программы в среднем 36 лет, а их средний стаж составляет 13 лет.

Как правило, студенту EMBA есть чем поделиться с одногруппниками не только в плане достижений, но и в плане неудачных решений и прочих разочарований в профессиональной сфере. Такой человек демонстрирует яркие лидерские качества как на рабочем месте, так и на занятиях, совмещает карьеру с личной, общественной и политической жизнью, а также религией. Идеальный кандидат для такой программы готов решать новые задачи и любит узнавать новое. Это крайне важно, ведь по программе EMBA все учатся быстро и многому, и темп учебы не ослабевает.

Наш идеальный кандидат на данном этапе своей жизни хорошо понимает краткосрочные и долгосрочные выгоды получения MBA. Лучшее время для MBA — после достаточного периода интенсивного личностного и профессионального роста, а не в начале карьеры, когда она только начинает формироваться. Выпускники Executive MBA сходятся во мнении, что программа эта, как ремонт автомобиля, нужна после 100 000 миль пробега, а не после 3000.

Некоторые абитуриенты беспокоятся, что не подходят для EMBA по возрасту. Нелишне будет повторить, что в 40 (и более) лет вам не поздно пойти в бизнес-школу. Слишком многие убеждены, что дальнейшее профессиональное образование опытным специалистам не нужно и неуместно. Однако стоит подчеркнуть, что в бизнес-образовании, вопреки расхожему мнению, возраст учащегося может быть ему на руку. EMBA дает опытным управленцам разнообразные и эффективные навыки, а также приемы стратегического мышления, которые они могут немедленно применить в работе.

«В моей группе средний возраст учащихся – 33 года. У всех у нас очень разный культурный и профессиональный опыт. Среди нас есть юристы, медики, специалисты по рекламе, частные предприниматели и представители некоммерческих организаций. Бизнес-школа дает людям уникальную возможность наладить прочные связи с людьми, с которыми они могли бы никогда не встретиться ни в какой другой ситуации. EMBA дает эту возможность, и я завязал здесь много знакомств на всю жизнь», — Р.П. Сингх, студент программы EMBA Нью-Йоркского университета и директор по развитию службы новостей Reuters.