Библиотека маркетолога

Деловой климат и конкурентоспособность российских предприятий

Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ)

Оглавление

  • Источники данных, используемые понятия, аббревиатуры
  • Оценка условий открытия и ведения бизнеса в России
    • Готовность россиян стать предпринимателями
    • Барьеры открытия и ведения бизнеса
  • Текущее положение малого и среднего предпринимательства России
    • Самооценка финансовой устойчивости предприятия
    • Оценка предпринимательского климата: NAFI Business Climate Index (NBCI)
    • Экспортный потенциал малого и среднего предпринимательства
  • Координация усилий сверху и снизу
    • Архитектура развития организации
    • Сетевые структуры
  • Малые и средние предприятия на рынке финансовых услуг
    • Использование финансовых услуг российскими предприятиями
    • Привлечение внешнего финансирования для развития бизнеса
    • Доверие финансовым институтам
    • Кредитование малого и среднего бизнеса: макроэкономическая статистика
  • Женское предпринимательство - новый драйвер роста экономики
  • Уровень финансовой грамотности субъектов МСП
    • Индекс финансовой грамотности субъектов МСП
    • Проблемы финансового планирования российских предприятий
    • Готовность предпринимателей участвовать в образовательных программах по повышению финансовой грамотности
  • Информационно-медийный фон по теме малого и среднего предпринимательства
    • Внимание СМИ к теме малого и среднего предпринимательства
    • Публикации НАФИ по теме обзора в СМИ. Комментарии экспертов
    • Об Аналитическом центре НАФИ
  • Business climate and competitiveness of Russian Enterprises

Источники данных, используемые понятия, аббревиатуры

Основные источники данных

Социологические данные получены посредством ежемесячных инициативных всероссийских опросов Аналитического центра НАФИ, проводимых по выборке руководящих сотрудников предприятий микро-, малого и среднего бизнеса в размере 500 человек. Критерии разбивки предприятий по размеру установлены согласно Федеральному закону от 24.07.2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Опрос проводился не менее чем в 8 федеральных округах Российской Федерации. Статистическая погрешность данных составляет не более 4,4%. Опросы проводятся в форме телефонного интервью (CATI). Ни при каких обстоятельствах данные заказных исследований в обзоре не приводятся.

Статистические данные получены из официальных источников: базы данных Всемирного банка DataBank (http://databank.worldbank.org), базы данных и публикаций Международного валютного фонда (http://www.imf.org/en/data), информационных ресурсов ОЭСР (http://www.oecd-ilibrary.org/statistics), статистики Росстата (http://www.gks.ru), публикуемой отчетности Центрального банка (http://www.cbr.ru), Росреестра (http://www.rosreestr.ru).

Данные анализа СМИ и социальных сетей получены из базы данных Interfax-SCAN (https://scan-interfax.ru).

Если в тематическом обзоре использованы данные из других источников, ссылка на источник данных указана в тексте, под таблицей или диаграммой, либо в форме постраничной ссылки.

Комментарии к данным

Все данные, за исключением Индексов, представлены в процентах от количества опрошенных или количества людей описываемой из группы. Сумма всех ответов может быть больше 100% в тех случаях, когда предусмотрена возможность выбора нескольких вариантов ответа.

Все представленные взаимосвязи между переменными протестированы на статистическую значимость, которая установлена на уровне не ниже p = 0,05.

Используемые понятия

Генеральная совокупность - Суммарная численность объектов наблюдения (социальные и профессиональные группы, предприятия, населенные пункты и т.д.), обладающих определенным набором признаков (пол, возраст, доход, численность, и т.д.), ограниченная в пространстве и времени.

Выборка - Часть объектов из генеральной совокупности, отобранных для изучения с целью сделать заключение обо всей генеральной совокупности. Для того чтобы заключение, полученное путем изучения выборки, можно было распространить на всю генеральную совокупность, выборка должна обладать свойством репрезентативности.

Ошибка выборки - Отклонение результатов, полученных с помощью выборочного наблюдения, от данных генеральной совокупности. Ошибка выборки бывает двух видов – статистическая и систематическая.

Статистическая ошибка (S.E.) - Зависит от размера выборки. Чем больше размер выборки, тем она ниже. Например: для простой случайной выборки размером 400 единиц максимальная статистическая ошибка (с 95% доверительной вероятностью) составляет 5%, для выборки в 600 единиц – 4%, для выборки в 1100 единиц – 3%. Обычно, когда говорят об ошибке выборки, подразумевают именно статистическую ошибку.

Статистически значимое различие (diff.) - Отличия в значениях параметра у представителей выборочной совокупности в размере, превышающем статистическую погрешность (ошибку выборки).

Репрезентативность - Свойство выборки (выборочной совокупности) корректно отражать параметры генеральной совокупности с определенной погрешностью. Одна и та же выборка может быть репрезентативной и нерепрезентативной для разных генеральных совокупностей.

Омнибус НАФИ - Ежемесячное всероссийское репрезентативное исследование в форме опроса, проводимого по выборке из 2000 респондентов по анкете, включающей разные тематические блоки вопросов.

Бизнес-омнибус НАФИ - Ежемесячный всероссийский телефонный опрос 500 руководителей предприятий и их заместителей, принимающих финансовые решения, по репрезентативной выборке, построенной на основе данных Росстата о региональном распределении предприятий разных видов деятельности.

NPS (Net Promoter Score) - Индекс определения приверженности (лояльности) потребителей товару или компании (индекс готовности рекомендовать), используется для оценки готовности к повторным покупкам.

Customer Satisfaction Index (CSI) - Индексный показатель, который используется для оценки уровня удовлетворенности клиентов работой компании и предоставляемыми ею услугами. При расчете учитывается не только уровень удовлетворенности потребителей отдельными параметрами продукта/услуги, но и важность этих параметров для потребителя.

Оценка условий открытия и ведения бизнеса в России

Готовность россиян стать предпринимателями

Более половины россиян (61%) полагают, что в их населенном пункте открыть собственный бизнес сложно, и только четверть (24%) придерживаются противоположного мнения. Чаще на трудности открытия своего дела сетуют жители сел (74%) и городов-миллионников (68%), реже – москвичи и петербуржцы (39%), а также те, кто проживает в городах численностью 50-100 тыс. человек (45%). Стоит также отметить, среди 28% мужчин распространена точка зрения о простоте начала собственного бизнеса, в то время как среди женщин так считают только 21%.

Каждый десятый россиянин (9%) планирует в перспективе нескольких лет открыть свое дело: 3% – в ближайшие три года и еще 6% – не ранее, чем через три года. Такие намерения в основном свойственны мужчинам (13%), молодежи до 24 лет (29%) и жителям городов численностью 500 тыс. – 950 тыс. чел (17%), реже – женщинам (6%), 45-59-летним (3%) и пенсионерам (1%), а также жителям обеих столиц (6%). Уже имеют свое дело 4% опрошенных, а 84% не рассматривают возможность стать предпринимателями.

Уровень готовности граждан в России к открытию бизнеса ниже по сравнению с другими странами: в среднем доля населения, готовая открыть свой бизнес, в мире составляет 22%, среди европейских стран – 12%, в России же 2-3%.

Барьеры открытия и ведения бизнеса

Основные барьеры для старта предпринимательской деятельности – финансовые, психологические и профессиональные. Так, наиболее распространенная причина – финансовая: 44% опрошенных, не планирующих открывать свой бизнес, объясняют свое решение отсутствием стартового капитала. Треть (33%) приводят доводы, связанные с отсутствием желания, а 15% – указывают на отсутствие идей.

Около половины тех, кто не собирается начинать свое дело, называют сложности, связанные с недостатком информации, навыков и опыта: незнание законов в сфере предпринимательства отмечают 12%, отсутствие экономической подготовки – 11%, непонимание рынка – 8%, нехватку опыта оформления налоговой документации, отсутствие управленческих навыков и непонимание процедур, необходимых для открытия дела, – по 6%. Только 8% ссылаются на отсутствие времени, а 6% – на возраст.

Среди барьеров к открытию собственного бизнеса можно также отметить особенности восприятия населением условий для создания и ведения бизнеса. Так, 49% населения считают, что вести предпринимательскую деятельность, не давая взяток, нельзя. Доля людей, разделяющих данную точку зрения, выше в Северо-Кавказском (79%), Сибирском (63%) Южном (53%) федеральных округах. Кроме того, данной позиции придерживаются в большей степени мужчины (53%) и люди в возрасте 45-59 лет (52%). 46% населения России считают, что бизнес в их регионе не защищен от преступности и криминала. Доля людей, разделяющих данную точку зрения, выше в Северо-Кавказском (91%) и Сибирском (51%) федеральных округах. Кроме того, данной позиции придерживаются в большей степени жители в городах с населением от 100 000 человек (53%). 67% населения России считают, что открыть собственный бизнес, не имея на руках большого первоначального капитала, нельзя. Доля людей, разделяющих данную точку зрения, выше в Приволжском федеральном округе (73%). Кроме того, данной позиции придерживаются в большей степени люди в возрасте 45-59 лет (70%) и люди со средним образованием (73%).

Читать далее >>>