Модель McKinsey 7S: оценка микросреды компании
Z&G. Branding
Стабильное развитие компании во многом закладывает перспективы ее успеха на рынке и прибыльности бизнеса. Влияние на деятельность организации оказывают не только внешние факторы, такие как политика конкурентов или экономическая ситуация в стране, но и обстановка внутри предприятия: структура управления, базовые ценности, работа с персоналом. Адекватная оценка микросреды компании позволяет наладить или улучшить внутренние бизнес-процессы, увеличить производительность труда и сделать прогноз относительно результатов намеченных организационных изменений.
«Великолепная семерка» McKinsey
Модель Маккинси, разработанная более 30 лет назад специалистами консалтинговой компании в США, основывается на признании важнейшей роли человеческого фактора в успешности развития организаций. Т. Питерс, Р. Уотерман и К° решили выяснить секрет успеха управления ведущими американскими компаниями: Hewlett-Packard, Intel, Procter&Gamble, Johnson&Johnson, McDonald’s и другими, сформулировав общие правила эффективного ведения бизнеса. Выделенные ими принципы и сегодня не теряют своей актуальности и позволяют осмыслить значимые внутренние аспекты развития и модернизации предприятия.
Название 7S модель McKinsey получила по семи входящим в нее компонентам, каждый из которых начинается с буквы S:
- Strategy – стратегия.
Стратегия подразумевает план развития организации в соответствии с целями бизнеса (повышение эффективности производства, рост прибыльности и т. д.). Она направлена на определение приоритетов и потребностей компании, обеспечение успешности ее деятельности.
Стратегия определяет вектор развития предприятия, задачи и перечень мероприятий по их достижению. Для того чтобы способствовать повышению конкурентоспособности и созданию устойчивых преимуществ, она должна соотноситься с миссией и ценностями компании, быть конкретной и четкой, основываться на долгосрочных целях.
- Skills – совокупность навыков.
Под навыками понимаются практические способности и компетенции, которыми владеет персонал организации, и отличительные черты, присущие компании, благодаря которым она выделяется на фоне конкурентов.
- SharedValues – общие ценности.
Центрообразующий элемент концепции, отражающий стандарты и нормы работы в компании, принципы взаимодействия сотрудников, их отношение к деятельности организации, своему труду и месту в ней. Общие ценности – это ядро корпоративной культуры предприятия.
По мнению авторов модели, в этом компоненте содержатся те убеждения, которые лежат в основе деятельности компании и разделяются всеми сотрудниками без исключения. Система ценностей поддерживается за счет историй, легенд, достижений, свидетельствующих об устойчивых принципах существования организации и ведения бизнеса.
- Structure – структура.
Организационная иерархия компании разрабатывается таким образом, чтобы процессы координации и интеграции между уровнями руководства внутри организации не знали сбоев и неточностей. Вопросы подчинения, распределения рабочих задач, обработки и анализа результатов, степени ответственности решаются последовательно и эффективно.
- Staff – сотрудники.
Персонал организации является важнейшей составляющей ее успеха. Какие люди необходимы компании, какую специализацию и квалификацию они должны получить и как выполнять свои профессиональные обязанности – эти и другие аналогичные вопросы лежат в основе данного компонента модели 7S.
Создатели концепции исходили из утверждения о том, что производительность предприятия определяют сотрудники. В интересах руководства создать комфортную среду для персонала, предоставить ему возможности для повышения квалификации, продуктивной работы и отдыха. Речь идет о комплексе инструментов мотивации и вознаграждения сотрудников, развития и поддержания их лояльности по отношению к компании.
- Systems – система управления.
К системе управления относятся повседневные процедуры: принятие решений, информирование целевых аудиторий, коммуникация внутри организации и т. д.
Как показало исследование авторов концепции, ведущие компании предпочитают упрощать правила и процедуры, сокращая до необходимого минимума количество уровней управления. Такие действия позволяют достичь гибкости структуры и возможности оперативно реагировать на происходящие изменения.
- Style – стиль взаимоотношений.
Стиль руководства – то, каким образом ведут себя высшие должностные лица компании и планируют рабочий день, какова их роль в принятии решений по развитию бизнеса – оказывает сильное воздействие на формирование и восприятие ценностей, стратегию. А если принять во внимание тот факт, что все элементы модели согласуются друг с другом, то изменение стиля способно повлечь за собой модификацию и других компонентов концепции.
Преимущества модели McKinsey
Проверенная временем, модель Маккинси предоставляет управляющим лицам организации понятное, доступное и системное руководство для анализа главных внутренних факторов развития компании и ее перспектив. Преимущество концепции заключается в возможности:
- самостоятельного осмысления управленческой конъюнктуры и способов ее корректировки;
- учета наибольшего числа организационных факторов;
- создания целостной картины управления предприятием;
- акцентирования внимания на процессах взаимодействия людей.
Модель Маккинси широко используется в комплексе с другими инструментами маркетинга и менеджмента и позволяет эффективно налаживать бизнес-процессы в организации.