Библиотека маркетолога

Чёрный PR: позаботьтесь о репутации и ликвидируйте последствия

Блог Нетологии

Любую компанию волнует её положительный имидж. Давайте разберёмся, как обнаружить чёрный PR, направленный против вашей компании, и как на него реагировать.

Шесть признаков черного PR

Распознать черный PR можно по нескольким признакам.

Признак 1. Площадка нерегулярно обновляется

Все активности на сайте, в блоге или в группах соцсетей, нацеленные на критику конкретной компании, датируются кратковременным периодом после запуска, а все последующие публикации происходят с большими перерывами и без понятной регулярности. Скорее всего, такие площадки созданы не для сбора конструктивной критики и отражения общественного мнения, а для попытки манипулирования мнением потенциальных клиентов.

Признак 2. На сайте нет контактов

Как правило, активисты, которые хотят привлечь внимание к проблеме, готовы выступать публично и открыто идут на контакт. Если вы не можете найти конкретных имен, электронных адресов, социальных профилей или телефонов тех, кто призывает не пользоваться вашими услугами, речь идет о нечестной конкурентной атаке.

Признак 3. Нет доказательств

Естественная критика подразумевает, что недовольные оперируют аргументами и фактами, о которых готовы рассказать при первой возможности. Черный PR не предлагает доказательств, не публикует документы, не строит критику на фактологической основе, не приводит обратную точку зрения. Только эмоции, только субъективный взгляд.

Признак 4. Пустой шум и громкие призывы

Черный PR всегда преувеличивает проблемы и с помощью пустой риторики превращает мелкие недостатки во вселенскую катастрофу. Стилистика речи агрессивна и не предполагает возможности возражений. Вслед за этим черные пиарщики обычно призывают к громким мерам, несоизмеримым проблеме по масштабу,— агитируют за всеобщий бойкот, забастовку, правительственную жалобу и так далее.

Признак 5. Отсутствие обратной связи

В чёрном PR, как правило, нет возможности отработать негатив. Все вопросы останутся без ответа, как и требование предоставить факты или снять публикации. Вам не на кого будет жаловаться и некому писать.

Признак 6. Пустой профиль

В социальных сетях чёрный PR можно также распознать по профилям пользователей, оставляющих негативные сообщения. В случае, если критика является заказной, пользователь, как правило, будет иметь пустой профиль, либо у автора будет достаточное количество похожих негативных сообщений. Также на странице могут обнаружиться предложения по оказанию подобного рода услуг. Для автоматического мониторинга пользователей при больших объемах негатива можно пользоваться сервисами мониторинга и аналитики социальных сетей.

Как ликвидировать последствия?

Регулярно отслеживайте информационное поле, чтобы вовремя среагировать на возможную опасность. Если вы знаете о крупных проблемах с клиентами или конкурентами, проводите мониторинг особенно активно.

Если же кампания против вас уже запущена, то приступайте к собственному спасению. Определите, в какой фазе находится ситуация: можно ли остановить негатив, или информация уже заполнила просторы интернета? В зависимости от этого выбирайте подходящую инструкцию.

Помните о простом правиле: сначала PR, юристы потом. Пока вы будете готовить иск против нечестного конкурента, ваши клиенты уже успеют вас покинуть, чтобы воспользоваться услугами конкурента.

Минута до взрыва

Если кампания против вас только началась и еще не успела дойти до широких масс, воспользуйтесь этими советами.

1. Найдите первоисточник — выясните, кто является автором порочащего вас материала.

2. Попытайтесь выйти с ним на связь и выяснить подробности проблемы. Так вы сможете понять наверняка, действительно ли речь о черном PR, либо вы имеете дело с обиженным клиентом.

3. Если автор назовет вам цену за снятие материала, заплатите. Счет идет на часы, и действовать надо оперативно.

4. Свяжитесь с владельцами сайта. Информацию для связи можно посмотреть в данных о домене Whois. Если не получаете ответ, напишите регистратору домена. При наличии обоснованных претензий к сайту и недостоверной информации о владельце домена, есть вероятность, что сайт заблокируют. Эта процедура займет от двух недель до месяца.

Когда бомба взорвалась

Слишком поздно заметили, не смогли предотвратить катастрофу? Тогда остается только ликвидировать последствия.

  1. Организуйте белую PR-кампанию. Если вы регулярно проводите мониторинг социальных медиа, то составить пул «адвокатов бренда» не составит вам труда.
  2. Сделайте официальное заявление от лица компании, обозначив свою позицию по проблемному вопросу и предоставив фактологическую базу.
  3. Воспользуйте SERM (от английского search engine reputation management) — инструментом, исключающим из выдачи поисковой системы негативную информацию о товаре, компании или бренде. Продвигайте страницы с позитивными откликами.
  4. Попробуйте прибегнуть к скрытому маркетингу, чтобы распространить выгодные вам сведения о компании под видом независимого мнения.