Библиотека маркетолога

Экспресс-курс по созданию ярких, впечатляющих презентаций

Джереми Донован; пер. В. Шульпин Глава из книги «Выступление в стиле TED. Секреты лучших в мире вдохновляющих презентаций»
Издательство "Манн, Иванов и Фербер"

Распространяйте свои идеи

Если вы настоящий фанат конференции TED, то, наверное, помните, что чувствовали, когда в первый раз смотрели ролик с презентацией. Восемнадцать минут чистого вдохновения! В TED считают своей миссией распространение идей, которые этого заслуживают, и их выбор никогда не разочаровывает. Да, многих выступающих, в том числе Кена Робинсона1, Джилл Тейлор2 и других, нельзя назвать знаменитостями мирового уровня, но им ничего не стоит увлечь аудиторию своими невероятными идеями, а уж как грамотно и эмоционально они их преподносят!..

Если же вы один из тех немногих, кто не видел ни одного выступления на этой конференции, то вам стоит узнать, что TED — это некоммерческая организация, собирающая ярких неравнодушных людей, готовых рассказать о том, что их действительно волнует. На первую конференцию, состоявшуюся в 1984 году, группа инициаторов пригласила людей, обладающих креативными идеями в сфере технологий, развлечений и дизайна. Со временем ее тематика значительно расширилась. Хотя у TED немало дочерних проектов, основную славу ей приносят два направления: проведение эксклюзивных отраслевых конференций и практика бесплатного размещения в сети видеозаписей презентаций.

Если вы просмотрели достаточно много TED-выступлений, то наверняка заметили, что большинство участников можно разделить на две группы: в первую попадают люди с выдающимися способностями или те, кто занимается интересными и оригинальными проектами, а во вторую — обычные люди, желающие поделиться своими необычными историями.

Пранав Мистри и Дэвид Галло, безусловно, из первой группы: у них увлекательная работа. Гидробиолог Галло удивляет слушателей подводными чудесами. Он полностью захватывает внимание аудитории рассказом о существах, живущих на глубине десяти тысяч лье под водой, сопровождая его яркими, необычайно красивыми слайдами. Мистри, звезда медиалаборатории Массачусетского технологического института, дает нам возможность заглянуть в будущее и увидеть гаджеты, объединяющие физический и электронный мир с помощью технологии SixthSense («Шестое чувство»). Всего несколько устройств, прикрепленных к телу и подключенных к смартфону, позволяют человеку вызывать панель для набора номера прямо у себя на ладони, а также материализовывать интерфейс для взаимодействия с интернетом на любой плоской поверхности. Записанные на бумаге слова не способны передать революционный дух этой технологии, поэтому я настоятельно рекомендую вам посмотреть выступление Пранава.

Обладание удивительным талантом тоже может дать право выступать на сцене TED. Посмотрите записи выступлений Артура Бенджамина с его «матемагическими» фокусами и Джейка Шимабукуро, исполняющего «Богемскую рапсодию» группы Queen на укулеле. Невозможно поверить, что этот инструмент, напоминающий детскую гитару с четырьмя струнами, способен издавать такую палитру звуков, пока не услышишь это своими ушами и не увидишь собственными глазами.

Немногие из нас могут похвастаться работой, которая вызывает зависть и восхищение окружающих. И еще меньше среди нас тех, кто посвятил свою жизнь одному-единственному ремеслу и потратил тысячи часов на то, чтобы достичь подлинного мастерства в своем деле. Итак, что же нам остается? Как попасть на сцену TED, чтобы увлечь людей своими идеями?

Посмотрите яркие выступления представителей второй группы участников — обычных людей с необычными историями. Скорее всего, сначала вы подумаете: «Моя жизнь скучна и обыденна. В ней нет ничего особенного. Я не нейрофизиолог, которому довелось исследовать собственный инсульт, как Джилл Тейлор. Я не росла в Африке и не стала знаменитой писательницей, как Чимаманда Адичи». Но не торопитесь.

Если вам больше тридцати лет, то вы наверняка сможете немало поведать о том, как с честью выдержать жизненные испытания. Вы любили и теряли. Вы ранили других людей, и вам причиняли боль. Даже самая обычная жизнь полна незаурядных событий. Ваши истории способны воодушевить других — нужно лишь научиться их рассказывать и наполнять эмоциональной силой.

Проблема может быть не в том, что у вас нет историй, а в том, что у вас их слишком много. Жизнь Джилл Тейлор состоит не из трех событий: она не родилась в первый день, не стала исследователем мозговой активности во второй и не выступала на сцене TED на третий. В ее жизни были тысячи запоминающихся моментов, но поделиться она решила лишь одним из них. Эта книга поможет вам найти в своей жизни одну историю (одну идею), которую вы захотите рассказать, и подскажет, как сделать это максимально вдохновляюще.

У организаторов конференций TED есть свои «десять заповедей», соблюдать которые обязаны все выступающие. И хотя этот перечень действительно описывает выдающееся выступление, в нем ничего не сказано о том, как его подготовить. Я разделил эти десять положений на две группы. В первую попали имеющие отношение к содержанию, а во вторую — к подаче материала.

Содержание выступления

  1. Будьте искренни. Не выставляйте напоказ ваше эго. Не хвастайтесь — это самый надежный способ потерять внимание аудитории.
  2. Мечтайте о великом. Покажите то, чего никто никогда не видел. Сделайте что-то, что аудитория запомнит навсегда. Поделитесь идеей, которая может изменить мир.
  3. Рассказывайте истории. Не пытайтесь ослепить интеллектом. Не говорите на языке абстракций. Объясняйте! Приводите примеры. Будьте конкретными.
  4. Никаких продаж со сцены! Не рекламируйте свою компанию, продукты или произведения. Не просите денег для своих нужд.
  5. Чаще шутите. Юмор помогает удерживать внимание во время выступления.

Подача материала

  1. Создайте эмоциональную связь. Заставьте нас смеяться! Заставьте нас плакать!
  2. Можете свободно комментировать другие выступления, хвалить или критиковать. Противоречия придают энергии! Поддерживать что-то с энтузиазмом — здорово!
  3. Покажите себя настоящего. Делитесь своими увлечениями, своими мечтами — и даже своими страхами. Будьте уязвимым. Говорите о провалах, как и об успехах.
  4. Не зачитывайте выступление. Разрешается иметь небольшие заметки. Но если выбор стоит между чтением и бессвязной речью — читайте!
  5. Заканчивайте вовремя. Затягивать выступление — значит воровать время у людей, идущих за вами. Мы вам этого не позволим.

Читайте дальше, и вы узнаете, как создавать запоминающиеся и вдохновляющие выступления. Все мои советы основаны на очень внимательном изучении самых популярных лекций на TED. Я расскажу, как выбрать тему, составить план выступления, мастерски подать материал и отшлифовать свой стиль.

Примечание: все материалы применяются в соответствии с законодательством, регулирующим права интеллектуальной собственности.

Как выбрать тему для выступления

Чтобы создать яркое, эмоциональное выступление, нужно сначала мысленно представить, какую реакцию оно вызовет. Ваша задача — посеять зерна вдохновения. Нужно постараться выступить так, чтобы после того как слушатель покинет аудиторию или перейдет на другую страницу, он захотел поддержать вашу идею, изменить свое мировоззрение или даже изменить весь мир!

Для того чтобы правильно выбрать тему, нужно заглянуть глубоко внутрь себя. И хотя в центре каждого TED-выступления лежит история, неправильно думать только о том, какую же историю вам рассказать. Попробуйте лучше разобраться в себе. Задавайте вопросы, позволяющие глубже понять самого себя. Например, какой урок, преподнесенный мне жизнью, был самым важным? Какое событие в моей жизни сделало меня по-настоящему счастливым? Как я оказался на дне? Какова главная цель моей жизни? И как убедить других следовать за мной?

Выбрав основную идею, приступайте к подготовке выступления, старайтесь щедро сдобрить повествование историями и фактами, интересными аудитории. Предположим, вы решили поделиться с другими главным уроком своей жизни. В таком случае прежде всего следует рассказать о том, кто вам его преподнес, так как в самых увлекательных историях в роли героя всегда выступает не автор, а другой человек. По мере работы над текстом делайте перерывы, чтобы взглянуть на него глазами искушенного слушателя, и спрашивайте от его имени: «Ну и что тут такого? Какое мне дело до всего этого?»

Из десяти наиболее популярных выступлений на TED, по данным 2011 года, семь попадали в разряд тех, что вдохновляют людей на перемены в жизни. Представленные в них идеи нельзя назвать революционными, равно как и поднимаемые ими проблемы. Нет ничего нового под солнцем — что лишний раз подтверждают две тысячи лет, прошедших с того момента, как эти слова произнес царь Соломон3. В этих выступлениях поднимались такие темы, как психические расстройства, креативность, лидерство, счастье, мотивация, успех и самооценка. Остальные три поднимали вопросы межличностных отношений и социальных перемен. Они призывали к действию или сообщали нечто такое, что меняло взгляды людей на некоторые аспекты системы здравоохранения, образования и культурные различия. Конечно, ораторы не первыми затронули эти темы, и уж наверняка не последними. Их речь тронула нас, потому что им удалось передать свое отношение к этим проблемам и убедить нас в их важности, а также в нашей способности что-то изменить.

Размышляя о том, как создать эмоциональную связь с аудиторией, помните, что после того как человек удовлетворит свои физические потребности и обеспечит себе комфортное существование, у него появляется широкий спектр потребностей иного рода, большинство из которых попадают в одну из четырех категорий.

Первая группа потребностей — стремление к любви и общению. В средине 2011 года Герда Гримшоу вывесила вопрос «Что делает вас счастливым?» на форуме на странице TED в Linkedln. Герда — основатель Call Mom, некоммерческой консалтинговой компании, помогающей матерям-одиночкам находить необходимые ресурсы и организации, для того чтобы с их помощью решить материальные проблемы и дать образование своим детям. На вопрос ответили больше ста человек. В девяноста двух случаях люди говорили о возможности делиться своим счастьем с другими. И хотя применяемый мною метод нельзя считать научным, я проанализировал и обобщил все эти ответы, составив рейтинг, в котором любовь и общение заняли первое место (см. список).

  1. Общение с семьей, друзьями и (не удивляйтесь) домашними животными (30,4%).
  2. Единение с природой (12%).
  3. Благотворительность и добровольный труд (10,9%).
  4. Выполнение запланированных задач (9,8%).
  5. Воодушевление людей посредством коучинга, обучения или писательской деятельности (7,6%).
  6. Самоанализ и учеба (7,6%).
  7. Увлеченность деятельностью «здесь и сейчас» (6,5%).
  8. Здоровье, в частности среди недавно болевших людей (5,4%).
  9. Физическая активность и удовольствие (5,4%).
  10. Самовыражение (2,2%).
  11. Финансовое благополучие (2,2%).

К следующей группе потребностей относятся личные желания и интересы. Из вышеприведенного списка к ней можно отнести физическую активность и финансовое благополучие. По правде говоря, в среднем у людей эти потребности выражены гораздо сильнее, но открыто обсуждать их в самом морально безупречном сообществе в LinkedIn — табу. Но если вы думаете, что о таких вещах не говорят на TED, то ошибаетесь. Мэри Роуч выступила на TED в 2009 году с темой «10 фактов, которых вы не знали об оргазме», а в 2006 году Хэлен Фишер проводила презентацию на тему «Почему мы любим и изменяем». Выступлений, посвященных деньгам, тоже предостаточно, хотя обычно акцент делается на том, чтобы раскрепостить людей и помочь им развить предпринимательский талант.

Быстрый личностный рост — третья тема, которую вы можете использовать для завоевания симпатии слушателей. Все мы хотим узнавать что-то новое и развиваться. Нас интересует все, что имеет отношение к нам самим, и мы всегда принимаем вызов, чтобы превозмочь свои ограничения и добиться большего. Не менее нам интересен и мир вокруг нас. К слову, если у вас есть собственный рецепт достижения поставленных целей, то есть и шансы сделать свою презентацию удачной. Многие участники разбавляют рассказ подобными рекомендациями, и, чтобы выделиться из их числа, нужно сделать свой пример интересным, описав во всех подробностях, как вы пришли к пониманию этой техники, в чем вас постигла неудача, через что пришлось пройти и чего вы в конечном счете добились.

Отнюдь не случайно президентская кампания Барака Обамы 2008 года проходила под девизом «Надежда и перемены». Этот слоган использовали многие общественные движения социального, политического и религиозного толка. В нем выражена четвертая группа потребностей, свойственных всем людям. Чтобы добиться расположения аудитории, убедите ее бросить вызов статус-кво и помогите увидеть перспективы в завтрашнем дне. В определенные моменты жизни каждый сталкивается с бездной экзистенциальной пустоты человеческого существования. Люди хотят сделать что-то стоящее. Просто дайте им цель и средства, чтобы они могли оставить свой след на земле.

В большинстве случаев лучше всего подойти к выбору темы следующим образом: выберите одну идею, которой вам хотелось бы поделиться, затем, чтобы придать рассказу больше эмоций и красок, подыщите увлекательную историю из своей жизни или жизни своих знакомых. Если ничего не получится, попробуйте сделать наоборот. Я уверен, что самое главное — четко определить идею, которую вы хотите представить. Грубейшая ошибка многих выступающих — попытка втиснуть весь свой жизненный опыт в одно короткое выступление. Сосредоточившись на одной-единственной идее, вы будете с легкостью фильтровать материалы для своего выступления. Если какие-то интересные мысли или истории, которыми вы хотели бы поделиться, не подходят к выбранной теме, забудьте о них. На время.

Окончательно определив тему выступления, начинайте думать о том, как сделать его незабываемым. Следующая глава поможет вам превратить идею в послание, которое надолго останется в памяти слушателей.

Резюме

  • Выберите одну-единственную идею, которая способна изменить мировоззрение людей или заставить их действовать.
  • Чтобы усилить интерес слушателей, дополните свой рассказ историями и фактами.
  • Установите с аудиторией эмоциональную связь, апеллируя к глубоким потребностями, свойственным всем людям: в любви, общении, личностном росте и надежде на светлое будущее.

Как создать ключевую фразу

За несколько лет до своего триумфального выступления на TED Саймон Синек пережил озарение. Он понял, почему одни компании и лидеры процветают, а другие уходят в небытие. К счастью, Саймон не стал держать в тайне свой вывод, в конце концов, цель его жизни — «вдохновлять других делать то, что будет вдохновлять их еще сильнее». Секрет Саймона — и им он охотно делится со всем миром — заключается в концепции «золотого круга». По его мнению, обычные компании и лидеры сосредоточены на своей непосредственной деятельности, а потом просто рассказывают миру, как и что они делают. В отличие от них, великие лидеры и организации сначала объясняют, почему они делают то, что делают, а затем рассказывают как. И лишь потом делают это. Любимый пример Синека — Apple. Компания работает для того, чтобы дать миру инструменты, необходимые для изменения существующего положения вещей. И делает она это, создавая великолепные реальные и виртуальные впечатления для своих клиентов по приемлемой цене. Хотя в действительности Apple «всего лишь» производит компьютеры и смартфоны всевозможных форм и размеров.

Идея Саймона не нова: несколько десятилетий назад мысль об «определении миссии» будоражила умы многих людей. Но ему удалось вдохнуть жизнь в старую идею, придав ей новый облик при помощи свежих историй и примеров, и вдохновить миллионы людей. Первым гениальным решением Саймона было представление этой концепции в виде модели золотого круга — довольно оригинально, но явно недостаточно для успеха. Представьте, что к вам подходит человек и говорит: «Эй, не хочешь ли узнать секрет успеха в бизнесе и жизни?» И вот, когда вы уже полностью заинтригованы тем, что же за тайну незнакомец собирается открыть, он продолжает: «Это очень просто, все дело в золотом круге!»

Наверняка вы будете разочарованы. Без пояснений золотой круг — просто странное словосочетание. Оно не заставит вас действовать и не изменит восприятие мира. Но у Саймона Синека есть еще один трюк в запасе. Он облек свою идею в незабываемую фразу: «Начинайте с почему». (Эти же слова послужили названием его книги.) Три слова прямо говорят, что нужно сделать прямо сейчас, чтобы изменить свою жизнь к лучшему.

Саймон и его коллеги по выступлениям на TED распространили свои идеи, заключив главное послание в короткие запоминающиеся фразы — мощные якоря, которые они неустанно повторяют, пока те прочно не зацепятся в сознании слушателей. Вообще-то у Саймона есть несколько таких фраз: в дополнение к «Начинайте с почему» еще есть «Люди покупают не то, что вы делаете, а то, почему вы это делаете», а также «Работайте с людьми, которые верят в то же, во что и вы».

Но как же составить хорошую ключевую фразу? Во-первых, избегайте длинных предложений. Три слова — золотой стандарт, но можно использовать и больше, главное — не превышать лимит в 12 слов. Можно еще раз обратиться к лозунгам президента Обамы, вот еще несколько примеров от его штаба: «Надежды и перемены», «Проголосуйте за законопроект», «Не будем ждать», «Да, мы можем». Чувствуете ритм?

Следующая характерная черта ключевых фраз — явный призыв к действию. «Начинайте с почему» — идеальный пример. Слова Джонни Кокрана4 «Если что-то не подходит, то просто оправдайте» оставались в общественном сознании более пятнадцати лет. Рекомендации известного адвоката суду присяжных и утверждение господина Синека «Люди не покупают то, что вы делаете...» тоже служат демонстрацией еще одного качества успешных фраз. У них есть определенный музыкальный привкус, намек на рифму, что и делает их легко запоминающимися. Чтобы понять, как наделить фразу этим трудно уловимым качеством, вам придется прослушать небольшой урок стилистики (обещаю: будет почти не скучно). Для придания фразе музыкального звучания можно последовательно повторить слово или словосочетание в начале (анафора) и в конце (эпистрофа). Чарльз Диккенс часто применял анафору в своей «Повести о двух городах»:

Это было самое прекрасное время, это было самое злосчастное время, — век мудрости, век безумия, дни веры, дни безверия, пора света, пора тьмы, весна надежд, стужа отчаяния; у нас все было впереди, у нас впереди ничего не было, мы то витали в небесах, то вдруг обрушивались в преисподнюю — словом, время это было очень похоже на нынешнее; и самые горластые его представители уже и тогда требовали, чтобы о нем — будь то в хорошем или в дурном смысле — говорили не иначе как в превосходной степени.

Чтобы не унестись слишком далеко, примите к сведению, что большинство людей запоминают только первые несколько предложений: «Это было самое прекрасное время, это было самое злосчастное время». Эта фраза близка к верхней части допустимого диапазона от трех до двенадцати слов, о котором мы уже говорили. Если хотите чего-то более экзотического — попробуйте симплоку, то есть сочетание анафоры и эпифоры. Простыми словами, симплока — это последовательное повторение слов или фраз в начале и в конце (как правило, разных пар слов).

Саймон Синек, например, использует четвертый прием из арсенала риторики. Он повторяет одно и то же слово в разных частях фразы («Люди не покупают то, что вы делаете, они покупают то, почему вы это делаете»). Такой прием зануды-грамматисты называют традукцией5. Если все это слишком сложно для вас, постарайтесь просто придать своему высказыванию мелодичности и сделать его легко рифмующимся.

Итак, мы рассмотрели оптимальную длину ключевой фразы, ее побуждающую к действию природу и музыкальный ритм. Осталось рассмотреть еще два важных качества. Если фраза состоит из двух частей, пусть вторая звучит позитивно и в некотором роде противопоставляется первой. «Люди не покупают то, что вы делаете... » — отрицательное утверждение, и оно подстегивает мозг задать вопрос: «Ну ладно, а что же тогда они покупают?». Теперь объяснением «...они покупают то, почему вы это делаете» удовлетворяете любопытство слушателя, вызванное первой половиной фразы.

Значение имеет и порядок подачи противоположных пар — это последняя важная характеристика успешной ключевой фразы. Как во всякой хорошей шутке, смысл высказывания раскрывается под конец. «Просто оправдайте, если что-то не подходит» звучит уже совсем иначе.

Умение заключить тщательно продуманное послание в одну запоминающуюся ключевую фразу поставит вас в один ряд с лучшими ораторами. Далее мы рассмотрим, как правильно построить свое выступление и как правильно представиться публике.

Резюме

  • Представьте суть своей идеи яркой запоминающейся фразой длиной от трех до двенадцати слов.
  • Сделайте фразу ритмичной, вложите в нее побуждение к действию.
  • Во время выступления повторите ее как минимум три раза.

Как рассказывать истории

Если вы намерены довести слушателей до слез или заставить их вывихнуть себе челюсти от скуки, заполните все восемнадцать минут, выделяемых вам TED, унылым перечислением фактов. Впрочем, организаторы TED никогда вам этого не позволят. Истории разрешается рассказывать в какой угодно части презентации: во вступлении, основной части и в заключении. Можно поведать всего одну историю, как поступила Джилл Тейлор, рассказав об изучении собственного инсульта. Или использовать серию коротких, связанных друг с другом по смыслу историй, как сделали многие другие отличные ораторы.

Во-первых, вам нужно решить, какую историю рассказать. Проще всего, конечно, поискать историю из личного опыта или наблюдений. Но так ли уж это обязательно? Нет. Отличное исключение из правила — рассказать о своей научной карьере. Малкольм Гладуэлл, автор книг «Сила мгновенных решений» и «Переломный момент»6, а также ведущий газетной колонки на тему популярной психологии, поступил именно так в своем известном «спагетти»-выступлении, в центре которого была идея о том, что, приняв все разнообразие человечества как данность, вы значительно приблизитесь к счастью. Люди не желают довольствоваться просто соусом для спагетти, им подавай много разных соусов. Чтобы продемонстрировать истинность этого утверждения, Гладуэлл поделился историей другого человека.

И я решил, что лучше рассказать о другом человеке, а именно о человеке, вклад которого в рост благополучия в Америке за последние двадцать лет сложно переоценить. Этот человек — мой кумир. Его зовут Говард Московиц, и он знаменит тем, что переосмыслил соус для спагетти.

Говард — вот такого роста, он полноват, ему уже за шестьдесят. Он носит большие очки, и у него редеющие волосы. Он веселый и жизнерадостный человек. У него есть попугай. Говард любит оперу и увлекается средневековой историей.

Произнеся эти немногочисленные фразы, Гладуэлл добился сразу двойного эффекта. Во-первых, он нарисовал слушателям живой портрет Говарда Московица, следуя правилу «показывай, а не рассказывай». Малкольм мог бы так кратко описать своего героя: «Доктор Московиц — плотный мужчина с увлечениями, характерными для эпохи Ренессанса». Однако он нарисовал нам образ Говарда в деталях, рассказав о его увлечении попугаями, оперой и средневековой историей. Он дал пищу нашим органам чувств.

Во-вторых, Гладуэлл вполне разумно сделал героем своей истории Говарда Московица. Мы уже отмечали, что оратору непростительно возводить себя на пьедестал. Позиционируйте себя как равного слушателям, как своего рода гида, но никак не превосходящего их в чем-то человека. С этой задачей справиться очень легко, если сделать героем своей истории кого-нибудь другого. Так вы сможете более свободно говорить о себе, своих неудачах и провалах. Один из моих любимых специалистов по ораторскому мастерству, победитель международного чемпионата по красноречию, проведенного Toastmasters в 1999 году, Крейг Валентайн, считает, что настоящий оратор должен «выглядеть человеком, похожим на своих слушателей, но знающим нечто, чего не знают они». И именно для того чтобы бескорыстно поделиться этим знанием, он и выходит на сцену.

Элизабет Гилберт, автор книги «Есть, молиться, любить», случайно нарушила это правило во время выступления на TED в 2009 году, вскользь упомянув о своем успехе.

Весьма забавно, что одна недавно написанная мной книга — мемуары, которые я назвала «Есть, молиться, любить», в отличие от других моих книг, добилась мирового признания и стала эдакой мегасенсацией, международным бестселлером.

И хотя Элизабет сказала это для того, чтобы высмеять саму себя — якобы ей никогда уже не удастся повторить свой успех, — ущерб все же был нанесен. И самое ужасное, она повторила эту ошибку в конце выступления, упомянув о другой своей книге, от которой, по ее словам, все ждут слишком многого, хотя она никогда не повторит сногсшибательного успеха предыдущей. Гилберт, без сомнения, не имела в виду ничего дурного. Успех действительно застал Элизабет врасплох. Возможно, никого в целом мире так не удивил этот успех, как ее саму. Однако, к несчастью, рассказав об этом, она возвела себя на пьедестал. Вряд ли такой прокол привел бы к катастрофе, в конце концов, выступление Элизабет Гилберт, посвященное преодолению сомнений и необходимости следовать за своей страстью, занимает одиннадцатое место в списке чаще всего просматриваемых презентаций TED и, несомненно, помогло миллионам людей улучшить свою жизнь. И все же старайтесь избегать хвастовства, даже намека на него.

После того как вы решили, какую историю рассказывать, подумайте, как ее лучше структурировать. Никогда не прогадаете, если воспользуетесь проверенной схемой: сначала персонажей представляют, затем помещают в центр интригующего конфликта, и заканчивается все остросюжетной развязкой. Именно так построены все классические эпосы о странствиях героев.

В запоминающейся истории всегда действуют герои со сложным и многогранным характером. Обычно слушатели ассоциируют себя с протагонистом, идентифицируя себя с ним по сходным качествам. Чтобы публика не осталась безучастной, как можно подробнее опишите персонажей в самом начале рассказа. Проще всего представить их в человеческом облике, но можно также сделать главным действующим лицом компанию, животное, символ — словом, что только ваша душа пожелает. Интрига сюжета не покажется притянутой за уши, если сразу четко обозначить цели, желания и потребности персонажей.

Погрузите публику в историю еще глубже, разыграв ее перед ней. Неповторимость каждого персонажа пьесы раскрывается в подробном описании голоса, положения тела, жестов и мимики. Уделите внимание и рассказу о личностных качествах и стремлениях. Не пересказывайте происходящие с персонажами события, лучше сыграйте их. Особенно хорошо этот прием работает в сценах с диалогами. Даже если вы немного перестараетесь, ничего страшного не произойдет.

У каждого персонажа должно быть свое место на сцене. Говоря от имени какого-то героя, встаньте на его место. Изображая происходящее, сделайте шаг вперед, навстречу аудитории, а затем снова отступите назад, входя в образ.

Препятствия на пути персонажей к желанной цели создают конфликт, что вызывает у слушателей чувство эмпатии и желание решить проблему. Даже одна преграда способна произвести желаемый эффект, так что применяйте этот прием, даже если у вас мало времени на развитие сюжета. Но все-таки лучше повышать сложность встающих перед героями препятствий по мере развития сюжета, но не забывать: награда за труды всегда должна быть в пределах досягаемости. Так поддерживается высокое напряжение и интрига. Преградами обычно выступают личностный, межличностный и даже общественный конфликты.

При создании развязки возьмите на вооружение опыт голливудских сценаристов. Выбор между добром и злом прост и неинтересен. Продвигаясь на пути к цели, правдоподобные герои всегда ведут себя довольно консервативно. А в финале они оказываются перед выбором из двух хороших вариантов или, что более распространено, меж двух зол.

Каждая история заканчивается позитивной или негативной развязкой. (Впрочем, возможен и третий вариант, откладывающий развязку на будущее, но его лучше оставить для сюжетов с запланированным продолжением.) Хеппи-энд замечательно вдохновляет публику, придает людям веры в себя. «Да, я способен на это!» И наоборот, истории с плохим концом больше подходят для наставления и обучения. Поскольку обычно удовольствие — более сильный стимул, чем боль, советую чаще использовать счастливый конец. Развязка сюжета — отличный инструмент для передачи опыта и знаний. Если эмоциональный настрой рассказа резонирует с мыслью, которую вы желаете донести, эмоциональная вовлеченность аудитории усилится.

Истории с плачевным исходом уместно рассказывать людям опасных профессий, например строителям или сотрудникам правоохранительных органов, чтобы привить им осознание важности чувства защищенности и комфорта. Ничто так не завладевает их вниманием, как рассказ в духе «Слушайте внимательно, или можете стать следующим, кто умрет от ужасного, но легко предотвратимого несчастного случая». Рассказывая историю с катастрофой в финале, потратьте время на анализ того, как герои могли избежать трагического конца.

Хорошая история отличается тем, что слушатель снимает слой за слоем, находя в ней новые источники мудрости. Для этого ваше послание должно заключаться не только в самой развязке, пусть сюжет будет похож на луковицу, детально проработайте образы персонажей и переживаемые ими конфликты.

От историй не должно веять беспристрастностью. Лучшие из них обычно рассказываются от первого лица. Для создания необходимого эмоционального накала пусть переживания героев отражают ваши собственные. Довольно интересное решение — вести повествование от лица разных героев одновременно.

И все же истории с позитивным настроем публика воспринимает гораздо лучше, чем нагоняющие тоску примеры неудач и поражений. По мере возможности всегда следуйте правилу: сначала выделите проблему, а затем переходите к благополучной развязке. Людям импонируют ораторы, чьи сюжеты сохраняют связь с реальностью, но еще больше они любят повеселиться и узнать что-нибудь интересное.

Возможно, вам следует изобразить путь, который проходят персонажи в ходе повествования, в виде кривой. На ней показано, как постепенно герой переходит от начального эмоционального состояния к желаемому.

На приведенном выше рисунке ваш герой начинает путешествие от точки А, своего начального состояния, и от его поступков зависит его будущее. Как и он, слушатели начинают путешествие в точке А, где их переполняют скептицизм и недоверие. В точке Б протагонист сталкивается с первым препятствием и успешно преодолевает его, продвигаясь на шаг вперед. Тем не менее в точке В он обнаруживает, что предпринятых им действий недостаточно. И тут же ему предстоит столкнуться с еще одной преградой в точке Г. И снова напряжение растет, когда у точки Д герой понимает, что совершить определенный поступок было необходимо, но недостаточно. В точке Е он сталкивается с очередным и самым тяжелым испытанием. Лишь после разрешения всех трех конфликтов герой добирается до желанной цели в точке Ж. Кривая дает визуальное представление о том, как должен строиться сюжет для увеличения напряжения.

В ходе выступления каждую важную мысль нужно сопровождать фактами. Техники, описанные в этой главе, помогут вам создать эмоционально богатую и интересную историю. В следующей части книги вы узнаете, как применять лучшие приемы вербальной и невербальной подачи материала, используемые ораторами TED.

Резюме

  • Рассказывайте истории из своего личного опыта и наблюдений.
  • Показывайте, а не рассказывайте, используя красочные описания, правдоподобных персонажей и развернутые диалоги.
  • Превратите историю в эмоциональное путешествие, в котором герои успешно преодолевают препятствия на пути к великой цели.


1 Автор книг, спикер и международный советник по вопросам развития творческого мышления, систем образования и инноваций в государственных и общественных организациях. См. его книги: Робинсон К. Образование против таланта. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2012; Призвание. Как найти то, для чего вы созданы и жить в своей стихии. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2010. Прим. ред.

2 Американский ученый-нейрофизиолог, специалист по изучению мозга. Прим. ред.

3 Еккл 3:15. Прим. ред.

4 Адвокат футболиста и телезвезды О'Джея Симпсона, обвиненного в убийстве. Известная фраза была произнесена на процессе по делу Симпсона, в ходе которого он был оправдан. Речь шла об окровавленной перчатке, найденной на месте преступления, которая явно была не по размеру Симпсону. Прим. ред.

5 Традукция (лат. перемещение) — вид опосредствованного умозаключения, в котором посылки и вывод являются суждениями одинаковой степени общности. Традуктивным умозаключением является аналогия. По характеру посылок и вывода Т. может быть трех типов: 1) заключение от единичного к единичному, 2) заключение от частного к частному, 3) заключение от общего к общему. Прим. ред.

6 Гладуэлл М. Сила мгновенных решений. Интуиция как навык. — М. : Альпина Паблишер, 2012; Переломный момент. Как незначительные изменения приводят к глобальным переменам. — М. : Альпина Паблишер, 2012.