Библиотека маркетолога

Рынок российского хостинга: итоги осени'2001

Источник: NETSTAT.RU, 09.11.2001

Наш проект успешно закончил процесс сбора данных, который длился в течении трёх прошедших месяцев, и публикует некоторые статистические сводки по собранной информации. В в последнее время много изданий публиковало статьи об окончании периода инвестиционных проектов на высокотехнологичных рынках; дот-комам на смену рано или поздно должен был придти менее одиозный, но более реалистичный малый бизнес, с которого начинается постепенное развитие рынка и гармоничное заполнение его компаниями, создающими инфраструктуру сетей. А последнее незанятое место в таковой инфраструктуре - хостинг, который расположен ниже всего в субординационной структуре какой-либо крупной сети - в центрах обмена данными, около крупных каналов. В распоряжении типичного хостинг-провайдера находится ряд серверов и средства для связи с аплинком (роутер, или же какое-либо средство конверсии Ethernet в оптические сигналы), всё остальное оборудование, составляющее вышестоящую канальную инфраструктуру, вне его контроля.

Поэтому такая система является достаточно обособленой, чтобы существовать в виде самостоятельного бизнеса. На рынке хостинга не существует ярко выраженного монополиста, подобно Microsoft на рынке ПО. Де-юре домен является собственностью и управляется владельцем, а хостинг-провайдер лишь сопровождает его, и в данном контексте рамки, где оканчивается сервис,а начинается собственность, очерчены гораздо строже чем, к примеру, при использовании MS Windows как среды для запуска программ прочих производителей.

Хостинг является сервисным бизнесом, посему при нормальном ходе событий объём оказываемых услуг весьма стабилен и слабо растёт со временем, существующие технологии в достаточной мере обеспечивают надёжность и доступность такого сервиса.

Рынок данных услуг постоянно расширяется - на диаграмме приведена динамика изменения количества доменов в Ранете. Почти все из них делегированы, то есть находятся на сервисе у какого-либо хостинг-провайдера:


Диаграмма 0

Как было сказано на Бизнес Форуме Intel г-ном Гордоном Грейлишем, директором по развитию Intel на Евразийской территории, для сервисных бизнесов затрачиваемые на сопровождение клиента средства распределяются следующим образом:

Диаграмма 1

При нормальном течении процесса прибыль компании составляет мелкая абонентская плата, регулярно вносимая её клиентами. Имеет место широкая автоматизация процесса и всего лишь несколько специалистов способны обеспечивать нормальное функционирование поддержки нескольких сот среднестатистических ресурсов.

Привлечение новых клиентов требует больших затрат; наиболее оптимальный путь развития - сочетание гибкости сервиса и соответствие его стандартам, сопровождающийся информированием целевой аудитории о нововведениях. Это требует вложений как и в техническую часть, так и в регулярные рекламные компании. Отдача от рекламы прямо пропорциональна её качеству: мало кто воспользуется услугами провайдера, рекламирующего себя СПАМ'ом; но разумное и подкреплённое фактами предложение качества найдёт гораздо больше откликов.

Уход клиентов случается по разным причинам, на первом месте из которых стоит некачественный сервис. Как следует из утверждения (диаграмма №1) ротация клиентской массы вредит провайдеру, и для компенсации ушедших клиентов ей придётся затратить на 20% средств больше, чем на сопровождение их в случае отсутствия изменений. Компании, которые желают явно ликвидировать данные средства, затрачиваемые на поиск клиентов, иногда начинают требовать "плату за подключение", которая компенсирует данный разрыв. Вернуть клиента, который по какой-либо причине перешёл к другому провайдеру, мало реально - о таких случаях все предпочитают не говорить.

Мы приводим две диаграммы, первая из которых иллюстрирует наращивание клиентской массы провайдерами, вторая - сброс. Данные приведены в относительном порядке, то есть для каждой компании мы показали соотношение между общим количеством её клиентов и количеством клиентов, передавших свои ресурсы на сопровождение провайдеру или же по какой-либо причине отказавшихся от сервиса данной компании. Так же ротация клиентов может быть инициирована реорганизацией структуры и сменой её учётных данных. На всех диаграммах данные относятся к компаниям или же лицам, оперирующими более чем 100 доменами единовременно. Просмотреть же распределение долей хостингового рынка между перечисленными ниже провайдерами можно по адресу //netstat.ru/html/tophosters.

Диаграмма 2

Диаграмма 3


Ротация клиентов ПТТ-Телепорт была связана недавно произошедшим слиянием с МТУ-Интел. Холдинг "Голден-Телеком" в основном сбросил домены, зарегистрированные им для собственного использования (их делегирование прекратилось) - к примеру, e-russians.ru, e-guide.ru, devchonka.ru, cool-girl.ru, miss-beauty.ru, newrussianz.ru и различные производные от них (всего около 300). Следует обратить внимание, что провайдеры Mastak.ru (ООО "ЭРИКА СЕРВИС") и Sitek.net (ООО "Мастак") представляют собою принципиально разные организации.

У большинства провайдеров из "первой десятки" наблюдается умеренная ротация клиентов и тенденция к росту (количество новых клиентов превышает количество выбывающих по каким-либо причинам). Такая тенденция наблюдается для провайдеров Zenon, Highway, Mastak, Caravan, 100MB.RU и прочих, рост клиентской массы превышает потери в 1.3-2 раза.

Сквоттинговый бизнес не так популярен, как ранее. Наиболее популярным сквоттером в раннете является организация Margarita LTD, зарегистрированная в Эстоонии. Скорее всего, это связано с низкими ценами за перепродажу домена, которые выставляет Margarita - $200-300 против $3000-4000 у других сквоттеров, к примеру, у Д. Гледенова.

Диаграмма 4

Диаграмма 5
cветлым цветом выделены т.н. "киберсквоттеры"

Инвестиционные проекты ПОРТ и АКТИС СИСТЕМС так же отказываются от части своих доменов.

Довольно медленно хостинг Сорикс, известный тем, что оформлял клиентские домены в свою собственность, возвращает присвоенное обратно.

Далее мы рассмотрим изменения в аппаратно-техническом парке систем, на котором сопровождаются сайты клиентов. Эпидемии сетевых червей nimda и code различных окрасов и версий привели к тому, что доверие к IIS упало, и порядка 1000 сайтов за указанный период сменило веб-сервер на Apache.


Диаграмма 6

Мы произвели попытку отразить картину изменения архитектурной составляющей аппаратного парка, поддерживающего сайты. При интерпретации нижеприведённых данных следует учитывать то, что они привязаны к типичным для архитектур операционным системам, а не к реальному аппаратно-техническому парку. К примеру, в условиях коммерческой эксплуатации довольно редко можно встретить Solaris или же SunOS на Intel-x86-based архитектуре (хотя это и осуществимо). Приводимая диаграмма показывает, что за осень 2001 года порядка 1100 сайтов перешли с операционных окружений Sun/Solaris на ОС, традиционно используемые на базе Intel x86-архитектуры, в обратном же процессе участвовало около 900 ресурсов. Общее количество ресурсов, вероятно поддерживающихся на базе архитектур Sparc либо Sun не превышает 3.8% от общего количества.


Диаграмма 7

Далее мы приведём цифры, показывающие количественное соотношение ресурсов, поддерживаемых на базе продуктов Microsoft ® и freesource-based ПО. Суммарно миграций с архитектур Win32 на Linux и различные BSD-системы больше, чем обратных:


Диаграмма 8

Можно с уверенностью сказать, что рабочее окружение, поставляемое вместе с исходными кодами, открывает гораздо больше перспектив перед разработчиком, а отсутствие бюрократических барьеров, связанных с лицензированием, приводит к тому, что скорость интеграции opensource-платформы с клиентскими приложениями и системами всегда превышает такую скорость для коммерческих продуктов. Так же следует отметить, что ещё на этапе проектировки стандартов Интернет IETF, Институт Информационных Наук, университет Беркли, J. Postel и много других разработчиков, чьи имена уже вошли в историю, использовали UNIX-совместимые системы.

Простые сайты-визитные карточки уже не способны решать задачи, которые ставит перед ними глобальная среда. Им на смену приходят полноценные сервисы, которые пока лишь поддерживают реальные процессы, но позволяют сводить рутинную работу, сопутствующую процессу принятия решений, к паре последовательных действий. Поэтому провайдер хостинга/виртуальных операционных окружений должен быть наиболее адаптирован для возникающих задач анализа и интеграции с клиентским сервисом, который ему предстоит сопровождать. Рынок усложняется и дифференцируется - кто сможет удовлетворить всем требованиям Application Service Providing, покажет лишь время.

Наиболее актуальная версия настоящего отчёта находится по адресу //www.netstat.ru/html/autumn01.

Все данные, приведённые выше, были собраны из открытых источников различными техническими методами. Подробнее о функционировании нашего проекта можно узнать по адресу //www.netstat.ru/html/faq

Netstat.ru не несёт ответственности за любую коммерческую активность, связанную с использованием данных настоящего отчёта, и начатую какой-либо организацией/лицом без уведомления представителей Netstat.ru.
Информация о проекте:

Проект NETSTAT.RU был основан как идейное продолжение исследований русского интернета, впервые проведённых инициативной группой VOID.RU в 1999 году.

В настоящее время проект распределён между группой компаний Content-Invest, а так же хостинг-провайдером "Maverick.RU" и информационным ресурсом VOID.RU

В процессе исследования нами применялись методики "OS Fingerprinting". Получить техническую информацию о данных методиках вы можете из статей "ОПОЗНАНИЕ УДАЛЁННОЙ ОС (FINGERPRINTING)", "МЕТОДЫ ИДЕНТИФИКАЦИИ ОС И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ PERL" (части 1, 2 и 3). Подобные технологии используются в программах QUESO, NMAP и прочих инструментах для определения версии удалённой операционной системы.