Врач и пациент на рынке медицинских услуг
© И.А.Тогунов, igor@vofoms.elcom.ru
Оглавление
ГЛАВА 3. Исследование маркетинговой сущности отношений врача и пациента и системное представление таких взаимоотношений
3.1. Некоторые аспекты эволюции взаимоотношений врача и пациента в отечественной системе здравоохранения
3.2. Основные термины, используемые для описания взаимоотношений врача и пациента в системе рыночных отношений
3.3. Характеристика и исследование взаимосвязей элементов маркетинговой системы
3.4. Методология построения логистической модели маркетинговых взаимоотношений врача и пациента
3.5. Понятийный аппарат и характеристики элементов маркетинга медицинских услуг
3.6. Соотношение понятий модели маркетинговой системы и категорий системы здравоохранения в условиях рыночных отношений врача и пациента
3.7. Алгоритм и формализованное представление взаимодействия элементов, характеризующих отношения врача и пациента в либеральной маркетинговой системе медицинских услуг
ГЛАВА 4. Некоторые методологические подходы к регулированию отношений в маркетинговых системах здравоохранения
4.1. Качество медицинской помощи как высшая степень отношений врача и пациента в маркетинговых системах здравоохранения
4.2. Уровни правовой оценки взаимоотношений врача и пациента
4.3 Формализованное представление финансовых отношений производителя и потребителя медицинских услуг
4.4. Место и роль потребителя медицинских услуг в оплате врачебного труда
4.5. Сегментирование рынка медицинских услуг как типология отношений в маркетинговых системах здравоохранения
4.5.1. Расслоение общества как фактор
сегментирования рынка медицинских услуг
4.5.2. Сегментация рынка медицинских услуг
4.5.3. Рынок здоровья как одна из форм специфических маркетинговых отношений в системе здравоохранения
4.5.4. Маркетинговая сущность отношений при обеспечении профилактической медицинской деятельности
ГЛАВА 5. Теоретические основы имитационного моделирования как современного метода регулирования маркетинговых отношений врача и пациента на рынке медицинских услуг
5.1. Соответствие позиций имитационной модели элементам маркетинговой системы медицинских услуг
5.2. Общие принципы имитационного моделирования системы маркетинга медицинских услуг
5.3. Некоторые результаты разработки и анализа статистической информации по группам заболеваний
5.4. Описание имитационной модели iThink по моделированию различных способов оплаты медицинских услуг в системе “Один врач – одна болезнь”
5.5. Результаты моделирования в имитационной модели финансирования системы “Один врач – одна болезнь”
ГЛАВА 6. Некоторые проблемы регулирования маркетинговых отношений врача и пациента
6.1. Законы общественного развития и жизнедеятельность маркетинговых систем здравоохранения
6.2. Единство и противоречие ресурсов и технологий в системах здравоохранения
6.3. Стратегическое планирование и маркетинговые (либеральные) системы здравоохранения
6.4. Регулирование рынка медицинских услуг в свете классических методов управления
6.5. Информационной деятельности в условиях маркетинговых взаимоотношений врача и пациента
Приложение: Глоссарий основных современных терминов здравоохранения
От автора
Представляемая монография написана на основе авторской диссертационной работы “Научное обоснование эволюции взаимоотношений врача и пациента в условиях перехода к рынку медицинских услуг” на соискание ученой степени доктора медицинских наук по специальности “Общественное здоровье и здравоохранение”.
В книге рассмотрены проблемы складывающихся новых маркетинговых отношений в отечественной системе здравоохранения. Определены наличие и сущность таких отношений, представлены их возможные формализованные понятия, вскрыта и найдена логика взаимосвязей элементов маркетинговых систем здравоохранения, приведена одна из возможных моделей такой системы отношений и ее исследование.
Предпринята попытка осветить, в той либо иной степени, вопросы управления и экономики здравоохранения, общего маркетинга и маркетинга медицинских услуг, информационных технологий в здравоохранении, имитационного моделирования производственных и финансовых процессов системы здравоохранения.
Хочется выразить уверенность, что монография может быть интересна научным работникам, руководителям системы здравоохранения и специалистам, работающим в системе обязательного медицинского страхования.
Автор надеется, что отдельные положения книги могут вызвать определенный научно-практический и учебно-познавательный интерес студентов и слушателей циклов, освещающих вопросы общественного здоровья, социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением.
Неоценимую заслугу в качестве научного консультанта внес мой учитель Александр Леонидович Линденбратен, доктор медицинских наук, профессор, заведующим отделом экономических исследований общественного здоровья и здравоохранения НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранением им. Н.А.Семашко.
Автор выражает глубокую и сердечную признательность всем тем, кто был причастен к проведению научного исследования, результаты которого положены в основу настоящей монографии.
23 мая 2002 г.
г. Владимир
Предисловие
Работа содержит новые решения актуальных вопросов, направленных на понимание сущности современных взаимоотношений субъектов системы здравоохранения в новых экономических условиях отечественного здравоохранения; представляет разработку теоретических основ и научно обоснованных методологических подходов в регулировании отношений врача и пациента в современных условиях формирования рынка медицинских услуг.
Стародубов В.И.,
директор ЦНИИ организации и информатизации здравоохранения МЗ РФ, Член-корреспондент РАМН, доктор медицинских наук, профессор.
Основные положения, полученные автором, выводы и рекомендации представляется возможным квалифицировать как новое научное направление, обосновывающее эволюцию и прогнозирующее основные тенденции развития взаимоотношений врача и пациента в условиях демонополизации государственной системы здравоохранения.
Научная новизна исследования бесспорна, практическая значимость результатов существенна. Работа вносит вклад в теорию и практику учебной и научной дисциплины “Общественное здоровье и здравоохранение”.
Кучеренко В.З.,
заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения с курсом экономики ММА им. И.М.Сеченова, Заслуженный деятель науки РФ, Член-корреспондент РАМН, профессор.