Библиотека маркетолога

"Москвометр"- всестороннеее изучение поведений, представлений и мнений жителей столицы.

Исследование подготовлено компанией CSR Research, //www.c-s-r.ru

Выпуски бюллетеня:

15-16 сентября 2001
22-23 сентября 2001
6-7 октября 2001
20-21 октября 2001
17-18 ноября 2001


1. Потребление. Если у Вас есть мобильный телефон, какую сумму в месяц в среднем Вы тратите на его оплату?

Среди владельцев мобильных телефонов, назвавших ежемесячную сумму трат на оплату счетов, выделилось четыре группы. 3,9% составили респонденты, тратящие в среднем 300 рублей и менее, 6,1% – это владельцы мобильных телефонов с расходами 301-600 рублей, 4,0% – с расходами 601-1200 рублей и 3,3% приходится на тех, кто в среднем тратят на оплату мобильного телефона в месяц 1201 рублей и более. Таким образом, прослеживается своеобразная зависимость «пиков» оплаты мобильного телефона от доллара, то есть 300 рублей – 10 у.е., 600 рублей – 20 у.е. и т.д. На отсутствие мобильного телефона, в свою очередь, ссылаются 46,2% респондентов.

Выше доля собственников мобильных телефонов среди представителей мужского пола, по сравнению с женщинами. Особенно ярко данная тенденция прослеживается при анализе не только гендерной, но и возрастной структуры. Так, если среди мужчин молодого возраста (18-34 лет) есть мобильный телефон более чем у половины (53,8%), и 28,6% тратят в месяц от 301 до 1200 рублей на его оплату, то среди женщин данной возрастной группы показатели следующие: на наличие телефона указывают 40,3% и 21,6% тратят сумму до 600 рублей в месяц. Анализ же расходов старшей возрастной категории (от 56 лет) представляется малоинтересным, поскольку мобильными телефонами обладают лишь 9,3% мужчин и 4,7% женщин.

Ежемесячные расходы на мобильный телефон практически напрямую связаны с уровнем дохода и образования его владельца. Так, среди представителей высокодоходной группы доля тех, кто тратят на телефон более 600 рублей в месяц, практически в десять раз выше, чем среди респондентов с более низким уровнем достатка. Существует и взаимосвязь наличия мобильного телефона и размера расходов на него и сферы деятельности респондента. Особенно выделяется по величине расходов на фоне остальных коммерческая сфера.

Рис. 1. Эластичность ежемесячных расходов на оплату мобильных телефонов

2. Карьера. Как Вы считаете, кто является лучшим руководителем – мужчина или жен- щина?

Практически половина москвичей (49,2%) полагают, что мужчина является лучшим руководителем, по сравнению с женщиной. Чуть менее трети опрошенных считают половой признак не значимым (29,4%). Женщину лучшим руководителем называют лишь 13,6% респондентов. Интересная зависимость наблюдается в отношении данного показателя и половозрастных характеристик. Так, чем моложе мужчина, тем чаще он называет представителя мужского пола лучшим руководителем, тогда как чем мужчина старше, тем чаще мнение его меняется в противоположную сторону – к женщине-руководителю или независимости от пола. В свою очередь, для женщин тенденция обратная – увеличение возраста сказывается на уменьшении ответов в пользу женщины-руководителя.

Мужчину в качестве лучшего руководителя называют представители производственной сферы, тогда как домохозяйки чаще указывают представительницу женского пола. Респонденты, занятые в коммерческой сфере, в свою очередь, чаще других считают, что показатель эффективности руководства не зависит от гендерного признака. По мере продвижения из низкодоходной группы населения в высокодоходную, растет доля тех, кто выбирают альтернативу ответа «мужчина», и уменьшается доля тех, кто указывают вариант «женщина».

Рис. 2. Идентификация лучшего руководителя в зави- симости от уровня дохода респондента

3. Здоровье. Как часто Вы посещаете стоматолога?

Стоматолог является, наверное, самым нелюбимым с детства врачом, однако эта причина вряд ли является первой в списке 53,7% респондентов, посещающих стоматолога реже одного раза в год. Данная группа чаще представлена представителями старшего поколения (от 56 лет), пенсионерами, респондентами с низким уровнем образования и дохода. Учитывая ее социальный состав, скорее всего причина столь редкого посещения врача – финансовая.

Группа «средней» частоты посещения – не реже одного раза в год – составляет примерно 1/5 жителей Москвы. Москвичей, соблюдающих советы врача о показе не реже раз в год, а лучше в полгода следует по частоте посещения условно разделить на две группы: «посещающие стоматолога не реже одного раза в квартал» (4,5%) и «посещающие стоматолога не реже одного раза в полгода» (11,4%). Поскольку социально-демографический состав для данных групп практически не меняется, целесообразно проводить анализ тенденций в целом. Так, чем выше уровень дохода и образования, тем чаще респондент посещает стоматолога. Аналогичную зависимость можно выразить по отношению к возрасту: чем моложе респондент, тем выше активность посещения.

Рис. 3. Частота посещения стоматолога в зависимо- сти от гендерного признака

4. Дети. Помните ли Вы, как зовут Вашего первого учителя?

Интересным представляется тот факт, что чуть менее 2/3 москвичей помнят, как зовут их первого школьного учителя. Соответственно, 30,7% называют противоположную альтернативу ответа на заданный вопрос.

Вспоминание имени первого школьного учителя в большей степени свойственно представителям молодежной группы, особенно женского пола. Так, 83,4% женщин в возрасте от 18 до 34 лет говорят, что помнят имя и отчество первого учителя, тогда как аналогичное мнение высказывают лишь 75,0% мужчин в данной возрастной группе. Чем старше респонденты, тем ближе по наполненности становятся группы.

На знание имени первого школьного учителя чаще ссылаются респонденты, занятые в коммерческой и бюджетной сферах, в то время как участники опроса, сферой деятельности которых является производство, чаще выбирают альтернативу ответа «нет».

Очевидна корреляция данного показателя с уровнем образования респондента: чем оно выше, тем выше уровень осведомленности о первом школьном учителе.

Рис. 4. Знание имени первого школьного учителя в зависимости от половозрастных характеристик

5. Досуг. Если исключить Большой Театр, какой театр в Москве можно назвать лучшим?

На первом месте в списке лучших, с точки зрения москвичей, театров (за исключением Большого Театра) находится «Ленком» (9,4%). Второе место занимает «Театр Эстрады» (7,0%), третье – «Театр Сатиры» (5,9%). На четвертом месте с отрывом всего в 0,1 пункта находится «МХАТ им. Чехова» (5,8%). Пятерку лидеров замыкает «Театр им. Вахтангова» (5,3%). Далее в порядке убывания следуют: «Содружество Актеров Таганки» (4,9%), «Современник» (4,7%), «Сатирикон» (3,7%), «Театр Оперетты» (3,1%), «Театр Маяковского» (2,1%), «Театр им. Моссовета» (2,0%). Всего было названо 35 театров, однако анализу подлежат только те, чей рейтинг лежит в пределах статистической значимости.

Интересной представляется зависимость ответов респондентов от половозрастных характеристик. Так, например, представители молодежной группы (18-24 лет) как мужского, так и женского пола чаще в качестве лучшего московского театра называют «Сатирикон». Группа несколько постарше, в свою очередь, чаще указывает на «Театр Сатиры» и «Содружество Актеров Таганки». Значимой для освещения является также следующая информация: чем старше женщина, тем чаще она называет лучшим «Театр Эстрады», тогда как чем меньше ее возраст, тем чаще звучит ответ «Ленком».

«Ленком» также чаще указывается среди респондентов, занятых в бюджетной и коммерческой сферах, хотя представители бюджетной сферы еще чаще других называют «Современник». Пенсионерам в большей степени импонируют «Театр Эстрады» и «МХАТ им. Чехова».

Лидирующую позицию «Ленком» получил благодаря поддержке респондентов с высоким уровнем образования и низким уровнем дохода. За счет неприятия именно этими группами «Театр Эстрады» занял лишь второе место. Представители же высокодоходной группы населения чаще отдают предпочтение таким театрам, как «Содружество Актеров Таганки» и «МХАТ им. Чехова».

Рис. 5. Рейтинг лучших московских театров (исклю- чая Большой Театр)

6. Авто. Если в Вашей семье есть автомобиль, назовите сумму, которую Вы в среднем тратите в месяц на бензин?

11,5% автолюбителей в среднем в месяц тратят на бензин 600 рублей и менее. Несколько больше тех, кто называют интервал от 601 до 1200 рублей (15,4%). Сумму в диапазоне 1201-2000 рублей в месяц на бензин расходуют 7,0%, в диапазоне 2001-3000 рублей – 6,9%. Свыше 3000 рублей на бензин ежемесячно тратят лишь 4,8% респондентов.

Увеличение ежемесячных средств на бензин наблюдается со стороны высокодоходной и высокообразованной групп населения. Прослеживается также зависимость от возраста: чем моложе респондент, тем чаще он в качестве интервала ежемесячных расходов на бензин называет от 601 до 1200 рублей.

Практически 2/3 опрошенных констатируют факт отсутствия личного автомобиля (64,2%). Преимущественно данная группа состоит из представителей старшей возрастной группы (от 56 лет), пенсионеров, респондентов с низким уровнем образования и дохода.

Рис. 6. Ежемесячные расходы на бензин

7. Стиль. Верите ли Вы в гороскопы?

Не смотря на большую распространенность гороскопов в печатных средствах массовой информации, примерно 2/3 москвичей (61,1%) не верят им. Лишь 29,4% опрошенных доверяют информации, размещенной в гороскопах.

Женщины более, нежели представители противоположного пола, доверчивы к информации в гороскопах. Аналогичная тенденция прослеживается по мере увеличения возраста.

Анализ зависимости данного показателя от сферы деятельности респондента показал на повышенную склонность к гороскопам со стороны занятых в бюджетной сфере, а также домохозяек, и пониженную – со стороны представителей производственной сферы.

По мере продвижения из низкодоходной группы в высокодоходную растет доля тех, кто не верят в гороскопы, и соответственно, уменьшается доля доверяющих им.

Рис. 7. Доверие гороскопам в зависимости от гендерного признакаа

Пояснения к аналитическим таблицам

Все данные в таблицах представлены в процентах. Первый столбец с данными демонстрирует распределение мнений всех респондентов в целом. Последующие столбцы содержат информацию о мнениях внутри отдельных групп респондентов. Анализ может производиться как путем сравнения распределения в группе с распределением среди всех респондентов (столбец «в целом»), так и путем сравнения с альтернативными группами в одной категории. Необходимо учитывать статистическую погрешность (±3%). Помимо этого надо помнить, что статистическая ошибка возрастает пропорционально количеству, а значит и численности групп внутри одной категории – так, погрешность отдельных возрастных групп существенно меньше, чем погрешность отдельных групп по занятости.

1. Половозрастной состав1

Рис. 8. Половозрастной состав населения Москвы

2. Образование

Рис. 9. Распределение респондентов по уровню образо- вания

3. Занятость, сферы деятельности

Данные о занятости получаются путем перекодирования вариантов ответов, полученных на три вопроса: «Вы работаете в настоящее время?», «В какой сфере Вы работаете?», «В чем причина того, что Вы не работаете» в пять вариантов, соответствующих укрупненным группам. Среди занятых по сферам – производственная сфера (промышленное производство и строительство), бюджетная сфера, коммерческая сфера. Среди незанятых по типам – пенсионеры, иные незанятые (домохозяйки, учащиеся, безработные).

Рис. 10. Распределение респондентов по сферам деятельности

4. Среднедушевой доход

Данные о доходе получаются путем перекодирования абсолютных значений среднедушевого дохода в домо хозяйстве респондента, зафиксированных интервьюером по ответу на вопрос «Каков среднемесячный душевой доход в Вашей семье, приблизительно?» (сложите все источники дохода и разделите на число людей в семье) в три варианта, соответствующих низкообеспеченной (1200 рублей и менее), среднеобеспеченной (1201-3000 рублей) и высокообеспеченной (3001 и более рублей) группам.

Рис. 11. Распределение респондентов по уровню дохода

Аналитические таблицы

1. Если у Вас есть мобильный телефон, какую сумму в месяц в среднем Вы тратите на его оплату?

Таблица 1.1.

Таблица 1.2.

2. Как Вы считаете, кто является лучшим руководителем - мужчина или женщина?

Таблица 2.1.

Таблица 2.2.

3. Как часто Вы посещаете стоматолога?

Таблица 3.1.

Таблица 3.2.

4. Помните ли Вы, как зовут Вашего первого учителя?

Таблица 4.1.

Таблица 4.2.

5. Если исключить Большой Театр, какой театр в Москве можно назвать лучшим?

Таблица 5.1.

Таблица 5.2.

6. Если в Вашей семье есть автомобиль, назовите сумму, которую в среднем тратите в месяц на бензин?

Таблица 6.1.

Таблица 6.2.

7. Верите ли Вы в гороскопы?

Таблица 7.1.

Таблица 7.2.


  • 15-16 сентября 2001
  • 22-23 сентября 2001
  • 6-7 октября 2001
  • 20-21 октября 2001
  • 17-18 ноября 2001

    Ссылки

    1 В опросе принимали участие респонденты старше 18 лет. Половозрастное квотирование выборки произво- дилось в соответствии с данными Госкомстата РФ, см. Численность населения Российской федерации по полу и возрасту на 1 января 2000 года. М., 2000. С. 100-102.