Библиотека маркетолога

"Москвометр"- всестороннеее изучение поведений, представлений и мнений жителей столицы.

Исследование подготовлено компанией CSR Research, //www.c-s-r.ru

«Москвометр» – исследовательский проект компании CSR Research (Си Эс Эр), посвященный всестороннему изучению поведения, представлений и мнений жителей столицы. В центре внимания «Москвометра» – не политические вопросы, а проблемы повседневной жизни большинства москвичей. Дети, Здоровье, Карьера, Потребление, Автомобиль, Досуг, Стиль – вот постоянные тематики, которые будут исследоваться в рамках проекта.

В основе предоставляемой информации лежит репрезентативный опрос 1200 москвичей,проводимый методом личного интервью на дому. Социометрическая погрешность данных составляет ±3% при вероятности в 95%. Данные бюллетеня могут использоваться бесплатно, без ограничений за исключением обязательной ссылки на источник информации – исследовательскую компанию CSR Research. Периодичность выхода бюллетеня будет установлена пропорционально проявляемому к нему интересу. Краткий выпуск бюллетеня «Москвометр» рассылается электронной почтой по списку рассылки. Вы можете включить (также исключить) адрес, предложить свой вопрос,обратиться за разъяснениями и подробностями, отправив письмо по адресу press@c-s-r.ru. Полный выпуск текущего бюллетеня (в формате Adobe Acrobat), включающий аналитические таблицы и поясняющие диаграммы вы можете найти на Интернет-сайте компании по адресу www.c-s-r.ru.

Выпуски бюллетеня:

15-16 сентября 2001
22-23 сентября 2001
6-7 октября 2001
20-21 октября 2001
17-18 ноября 2001


1. Потребление. Где Вы скорее всего будете приобретать верхнюю одежду и обувь на предстоящую осень–зиму?

Большинство жителей столицы (66,8%) отметили, что планируют покупку верхней одежды и обуви на предстоящий осенне-зимний период. Интересно, что 46% москвичей скорее всего будут делать покупки на городских вещевых рынках. Гораздо меньшей популярностью пользуются торговые центры (9,7%) и отдельные небольшие магазины одежды и обуви (9%). Покупать одежду и обувь в бутиках и за границей предполагают соответственно 1,6% и 0,5% жителей Москвы.

Каждый четвертый житель столицы не собирается в этом сезоне покупать верхнюю одежду и обувь. Основную часть таких людей составляют пенсионеры и респонденты из низкодоходной группы. Так, среди пенсионеров 59,5% не предполагают покупать верхнюю одежду и обувь в этом сезоне, а среди респондентов с низким уровнем дохода эта группа составляет 43,3%. Для сравнения, среди высокодоходной группы москвичей не будут покупать верхнюю одежду и обувь в этом сезоне всего 10,4%.

Что касается приобретения одежды и обуви, то здесь прослеживается следующая тенденция: чем выше доход москвича, тем ниже его стремление пополнять гардероб на московских вещевых рынках. Хотя даже среди горожан с высоким уровнем дохода 42,9% предполагают покупать верхнюю одежду и обувь на рынках. Торговые центры и крупные столичные универмаги в качестве места покупки одежды и обуви привлекают в основном москвичей моложе 35 лет.

Рис. 1. Рейтинг предпочитаемых мест приобретения одежды в зависимости от уровня дохода респондента

2. Карьера. Насколько Вы удовлетворены своим летним отпуском в этом году?

Среди москвичей, «отгулявших» свой летний отпуск, 42% отмечают, что полностью им удовлетворены. Скорее удовлетворены проведен- ным отпуском 29% респондентов. Негативные и скорее негативные впечатления от летнего отдыха остались соответственно у 18,1% и 10,9% жителей столицы. При анализе возрастных групп заметна следующая тенденция: чем моложе респонденты, больше число удовлетворенных летним отпуском. Так, если среди пожилых участников опроса положительно отзываются о летнем отпуске 64,9%, то среди москвичей 25–34 лет 73,1%, а среди молодежи 18–24 лет целых 81,3%. Подобная же тенденция наблюдается при анализе доходных групп. Чем выше доход, тем больше респондентов отмечают, что удовлетворены отпуском. Так, в низкодоходной группе доля удовлетворенных отпуском составляет всего 29,7%, в среднедоходной 42,6%, а в высокодоходной 49,5%. Каждый пятый опрошенный отметил, что еще не был в отпуске в этом году.

Рис. 2. Удовлетворенность москвичей летним отпуском в зависимости от уровня дохода респондента

3. Здоровье. Пользовались ли Вы услугами нетрадиционной медицины?

В настоящее время среди москвичей довольно распространенным является негативное отношение к нетрадиционной медицине. Так 65,7% отметили, что никогда не пользовались и не собираются пользоваться в дальнейшем ее услугами. Важно отметить, также, что среди противников нетрадиционной медицины есть небольшая группа респондентов (6%), не собирающаяся прибегать к подобным услугам на основании собственного опыта. Интересно также, что среди респондентов, имевших опыт обращения к услугам нетрадиционной медицины женщины составляют 23,8%, тогда как мужчины 15,9%.

Группа активных сторонников подобных методов лечения составляет всего 14,6%. Не пользовались услугами нетрадиционной медицины, но воспользуются ими в случае необходимости еще 10,7% респондентов. Интересен также тот факт, что среди респондентов, принадлежащих к высокодоходной группе, доля сторонников методов нетрадиционной медицины несколько больше, чем среди респондентов со средним и низким уровнями дохода.

4. Дети. Сколько Вы планируете потратить в этом учебном году на получение Вашим ребенком среднего и дополнительного образования (в расчете на одного ребенка)?

Поскольку в большинстве районных школ Москвы среднее образование является бесплатным, вполне понятен высокий процент родителей (30,8%), не планирующих затрат, связанных с обучением детей в школе. Среди тех, кто все-таки собирается потратиться, каждый пятый называет сумму от 2500 до 5000 рублей. Несколько большую сумму – от 5000 до 10000 рублей – указывают 17,8% москвичей. Меньше 10% составляют родители, которые планируют потратить на получение ребенком среднего образования более 10000 рублей.

Среди родителей, чьи дети посещают платные кружки и секции, каждый третий собирается потратить на оплату этих занятий порядка 5000 рублей. Почти 57% составляют родители, которые не собираются тратить деньги на дополнительное обучение, либо их дети посещают бесплатные занятия.

Рис. 3. Отношение москвичей к услугам нетради- ционной медицины

Рис. 4. Планируемые затраты на среднее образование

Рис. 5. Планируемые затраты на подготовку ребенка в ВУЗ

Рис. 6. Планируемые затраты на дополнительные занятия

5. Досуг. Сколько раз за последнее лето Вы ходили в кинотеатр?

Большинство опрошенных москвичей (82,1%) не посещали прошедшим летом городские кинотеатры. Одной из причин этого, скорее всего, является высокая стоимость билетов, что подтверждается следующими данными: среди жителей столицы, имеющих низкий уровень дохода (до 1500 рублей на члена семьи) 91,8% ни разу за прошедшее лето не были в кино. Среди пожилых респондентов (старше 60 лет) группа не посещавших летом кинотеатры составила 96,2%. Однако, каждый четвертый москвич 18–24 лет довольно часто (5 и более раз) бывал в кино. При сравнении между собой возрастных групп респондентов, можно отметить тенденцию снижения с возрастом активности посещения кинотеатров. Так, если среди респондентов 18–24 лет не были прошедшим летом в кинотеатре 45,8%, то среди 25–34 летних 68,5%, а среди возрастной группы 35–44 года уже 86,1%.

Рис. 7. Частота посещений кинотеатров в зависимости от уровня образования респондента

6. Авто. При отсутствии разницы в цене, что бы Вы купили?

В целом почти 40% москвичей отдают предпочтение покупке нового отечественного автомобиля. Подобный патриотизм в большей степени свойственен жителям столицы старше 45 лет, не имеющим высшего образования и относящимся к среднедоходной и низкодоходной группам населения.

Доля москвичей, отдавших предпочтение пятилетней иномарке среднего класса составляет 30,1%. К приобретению иномарки склоняются более молодые москвичи с высоким уровнем дохода и наличием высшего или неполного высшего образования. Так, если среди пожилых участников опроса доля респондентов, предпочитающих покупку иномарки составляет 9,3%, то среди возрастной группы 35–44 лет таких 39,5%, а среди 18–24-летних уже 49,7%.

Рис. 8. Предпочтения в отношении покупки автомобиля в зависимости от возраста респондента

7. Стиль. Какие домашние животные у Вас есть?

Больше половины москвичей (52,1%) имеют домашних питомцев. Среди них практически треть составляют любители кошек. У каждого пятого жителя столицы есть собака, а птиц предпочитают иметь дома всего лишь 6% москвичей. Грызуны и рыбки есть соответственно у 3,8% и 2,4% жителей Москвы. Черепах имеют 1,2% частников опроса.

Рис. 9. Наличие домашних животных у москвичей

Важно отметить, что среди пожилых участников опроса и пенсионеров, доля имеющих домашних животных меньше, чем среди остальных групп. Так, например, если доля имеющих собак среди более молодых групп колеблется от 22,4% до 28,4%, то среди респондентов старше 60-ти лет таких 12,5%. 47% горожан (преимущественно пенсионеров) предпочитают не иметь домашних животных.

Пояснения к аналитическим таблицам

Все данные в таблицах представлены в процентах. Первый столбец с данными демонстрирует распределение мнений всех респондентов в целом. Последующие столбцы содержат информацию о мнениях внутри отдельных групп респондентов. Анализ может производиться как путем сравнения распределения в группе с распределением среди всех респондентов (столбец «в целом»), так и путем сравнения с альтернативными группами в одной категории. Необходимо учитывать статистическую погрешность (±3%). Помимо этого надо помнить, что статистическая ошибка возрастает пропорционально количеству, а значит и численности групп внутри одной категории – так, погрешность отдельных возрастных групп существенно меньше, чем погрешность отдельных групп по занятости.

1. Половозрастной состав1

Рис. 10. Половозрастной состав населения Москвы

2. Образование

Рис. 11. Распределение респондентов по уровню образования

3. Занятость, сферы деятельности

Данные о занятости получаются путем перекоди- рования вариантов ответов, полученных на три вопроса: «Вы работаете в настоящее время?», «В какой сфере Вы работаете?», «В чем причина того, что Вы не работаете» в пять вариантов, соответствующих укрупненным группам. Среди занятых по сферам – производственная сфера (промышленное производство и строительство), бюджетная сфера, коммерческая сфера. Среди незанятых по типам – пенсионеры, иные незанятые (домохозяйки, учащиеся, безработные).

Рис. 11. Распределение респондентов по сферам деятельности

4. Среднедушевой доход

Данные о доходе получаются путем перекодирования абсолютных значений среднедушевого дохода в домохозяйстве респондента, зафиксированных интервьюером по ответу на вопрос «Каков среднемесячный душевой доход в Вашей семье, приблизительно?» (сложите все источники дохода и разделите на число людей в семье) в три варианта, соответствующих низкообеспеченной (1500 рублей и менее), среднеобеспеченной (1501-3000 рублей) и высокообеспеченной (3001 и более рублей) группам.

Рис. 12. Распределение респондентов по уровню дохода

Аналитические таблицы

1. Где Вы скорее всего будете приобретать верхнюю одежду и обувь на предстоящую осень-зиму?

Таблица 1.1.

Таблица 1.2.

2. Насколько Вы удовлетворены своим летним отпуском в этом году? (только работающие респонденты)

Таблица 2.1.

Таблица 2.2.

3. Пользовались ли Вы услугами нетрадиционной медицины?

Таблица 3.1.

Таблица 3.2.

4. Сколько Вы планируете потратить в этом учебном году на получение ребенком среднего образования?

Таблица 4.1.

Таблица 4.2.

5. Сколько Вы планируете потратить в этом учебном году на подготовку ребенка в ВУЗ?

Таблица 5.1.

Таблица 5.2.

6. Сколько Вы планируете потратить в этом учебном году на дополнительное образование ребенка?

Таблица 6.1.

Таблица 6.2.

7. Сколько раз за прошедшее лето Вы ходили в кинотеатр?

Таблица 7.1.

Таблица 7.2.

8. При отсутствии разницы в цене, что бы Вы купили?

Таблица 8.1.

Таблица 8.2.

9. Какие домашние животные у Вас есть?

Таблица 9.1.

Таблица 9.2.


Ссылки

1 В опросе принимали участие респонденты старше 18 лет. Половозрастное квотирование выборки произво- дилось в соответствии с данными Госкомстата РФ, см. Численность населения Российской федерации по полу и возрасту на 1 января 2000 года. М., 2000. С. 100-102.