Библиотека маркетолога

Исследование "Металлопродукция железнодорожного назначения". Часть 4

ВНИКИ, //www.vniki.ru


Объемы внешней торговли стран ЕС легкими рельсами массой погонного метра менее 20 кг - поз. HS 730210390 (Приложение 3) весьма невелики и варьируют в пределах 6-10 тыс. тонн в год (импорт несколько превышает экспорт). Основным экспортером рельсов данного сортамента из стран Сообщества является Испания (около 70% всех поставок), импортером - Германия.

Страны ЕС являются весьма заметным нетто-экспортером прочей рельсовой продукции, в частности, переводных рельсов, крестовин и аналогичной продукции (поз. HS 730230). Совокупный среднегодовой объем экспорта стран Сообщества по этой позиции составляет около 40 тыс. тонн. Основными экспортерами являются Франция (25-30% поставок) и Австрия (15-20%); среди заметных поставщиков также можно отметить Германию, Испанию и Великобританию. Географическая структура импорта менее стабильна и менее дифференцирована.

Объемы торговли стран ЕС стыковыми накладками и подкладками опорным (поз. HS 73024010/73024090) составляют 10-15 тыс. тонн в год (преобладают катаные изделия). Статистически импорт немного превышает экспорт, однако, это, вероятно, связано с особенностями учета поставок в разных странах Сообщества. Большая часть импорта и экспорта приходится на взаимные поставки между странами Сообщества. Среди покупателей данной продукции за пределами ЕС можно отметить лишь Швейцарию, среди поставщиков - Польшу и Чехию.

В структуре внешней торговли прочей рельсовой продукцией преобладают метизы и прочая продукция (поз. HS 73029030 и 73029090). Основным европейским экспортером рельсовых болтов, подушек и растяжек является Великобритания, прочей рельсовой продукции - Германия, Великобритания и Люксембург. Наиболее крупным регулярным импортером данного сортамента металлопродукции железнодорожного назначения в ЕС является Германия.

В 1999-2000 гг. объемы экспорта стран ЕС колесных пар, колес, осей и прочей металлопродукции для подвижного состава составляли около 90 тыс. тонн в год, импорта - 100-110 тыс. тонн в год. В структуре поставок преобладают штампованные колеса (поз. HS 860719110) и колесные пары в сборе (поз. HS 860719180).

Основным экспортером колес для локомотивов и подвижного среди стран ЕС является Франция, на которую приходится 80-85% всех поставок (преимущественно, в другие страны Сообщества). В географической структуре экспорта колесных пар доминируют Германия (40-50% всего объема) и Италия (30-35%). Следует отметить, что среди крупных импортеров этой продукции из стран ЕС помимо Австрии, Швейцарии, Нидерландов и США значатся страны Восточной Европы - Чехия и Польша.

Важнейшим среди стран ЕС импортером такой продукции является Германия, на которую приходится 40-50% всего объема ввоза колес, осей и аналогичной продукции странами Сообщества. К числу заметных регулярных импортеров относятся также Австрия (около 10%), Великобритания (8%) и Франция. Крупнейшим поставщиком металлопродукции железнодорожного назначения этого сортамента на рынок стран ЕС является Чехия, на которую приходится около 35% всего объема их импорта; значительные объемы поставок имеют место с Украины (15%). Из стран-членов ЕС, разумеется, ведущее место принадлежит Франции (13-14%).

Безусловным лидером азиатского рынка и одним из крупнейших мировых экспортеров рельсовой продукции является Япония. Ежегодный объем японского экспорта рельсов в конце 90-х - 2000 г. составлял 255-315 тыс. тонн, импорт - незначителен (табл. 7, Приложение 4). Более 70% экспортируемых Японией рельсов - тяжелые (с массой погонного метра 37 кг и более) рельсы, термообработанные по всей длине; 17-20% приходится на прочие тяжелые (не термообработанные) рельсы. Основной рынок сбыта японской рельсовой продукции - США (более 50% всего объема поставок), причем в основном в США поставляются именно тяжелые термообработанные рельсы, отвечающие требованиям использования на высокоскоростных магистралях.

К крупным регулярным импортерам японских рельсов относятся также Канада (хотя ее доля в японском экспорте рельсовой продукции снижается), Таиланд и Россия. Причем, если в Канаду и в Россию (как и в США) экспортируются преимущественно термообработанные рельсы, то в Таиланд поставляются прочие тяжелые рельсы (без термообработки), В отдельные годы имеют место значительные экспортные поставки японских рельсов в КНР, на Тайвань, в Бразилию, Австралию.

Практически весь японский экспорт рельсов с массой п.м. менее 30 кг приходится на США.

Таблица 7

Объем, географическая структура и средние цены экспорта рельсовой продукции Японией в 1999 г.

Поз. HS 730210110. Рельсы из черных металлов массой погонного метра

37 кг и более, термообработанные по всей длине

Страны-

Объем, кг

Стоимость,

Стоимость,

Цена FOB,

импортеры

тыс. иен

тыс. долл.

долл,/т

Респ. Корея

58981

8131

71

1210

КНР

11085380

128441

1128

102

Тайвань

4589807

252723

2219

483

Гонконг

4464

348

3

684

Вьетнам

3738

1014

9

2381

Сингапур

36650

4407

39

1056

ОАЭ

4600

966

8

1844

Россия

10120590

640555

5623

556

Канада

8305125

481095

4223

509

США

139473813

8650298

75940

544

Перу

49400

2786

24

495

Бразилия

4494791

208461

1830

407

Австралия

4886689

245533

2155

441

Новая Зеландия

96800

6203

54

563

Поз. HS 730210190. Рельсы из черных металлов массой погон.метра 37 кг и более, кроме термообработанных по всей длине

Страны-

Объем, кг

Стоимость,

Стоимость,

Цена FOB,

импортеры

тыс. иен

тыс. долл.

долл,/т

Респ. Корея

446099

56946

500

1121

КНР

20021

2636

23

1156

Тайвань

6164245

303219

2662

432

Гонконг

328376

14408

126

385

Вьетнам

19424

4563

40

2062

Таиланд

27288667

1339716

11761

431

Сингапур

299872

29508

259

864

Малайзия

2352268

140887

1237

526

Филиппины

226974

5208

46

201

Индонезия

649032

35014

307

474

Индия

300852

20539

180

599

Катар

10384

3224

28

2726

Швеция

8392

1000

9

1046

Канада

18645351

919418

8071

433

США

2815083

163242

1433

509

Колумбия

510

1296

11

22309

ЮАР

1460

258

2

1551

Австралия

609525

27183

239

392

Поз. HS 730210200. Рельсы из черных металлов массой погонного метра 30-37 кг

Страны-

Объем, кг

Стоимость,

Стоимость,

Цена FOB,

импортеры

тыс. иен

тыс. долл.

долл,/т

КНР

3250

2300

20

6213

Тайвань

163142

6071

53

327

Гонконг

37926

2012

18

466

Таиланд

36000

1374

12

335

Сингапур

2432

339

3

1224

Филиппины

7200

644

6

785

Шри-Ланка

4816

582

5

1061

США

93102

5161

45

487

Австралия

99824

5623

49

495

Поз. HS 730210300. Рельсы из черных металлов массой погонного метра менее 30 кг

Страны-

Объем, кг

Стоимость,

Стоимость,

Цена FOB,

импортеры

тыс. иен

тыс. долл.

долл,/т

Респ. Корея

1297

3952

35

26749

КНР

2941

2456

22

7331

Тайвань

270978

11973

105

388

Вьетнам

27122

3527

31

1142

Таиланд

5410

3783

33

6139

Сингапур

9888

3571

31

3170

Филиппины

8641

7445

65

7564

Индонезия

2918

417

4

1255

Индия

398

563

5

12418

ОАЭ

3520

633

6

1579

Россия

937

546

5

5116

США

10175867

589602

5176

509

ЮАР

86736

5765

51

583

Египет

285

910

8

28031

Австралия

112210

6860

60

537

ВСЕГО по поз. 730210

254554903

14365574

126113

495

Тоннаж японского экспорта другой рельсовой продукции весьма невелик и составляет 2-3 тыс. тонн в год, причем основная его часть приходится на поставки в КНР стрелочного оборудования (Приложение 4).

Металлопродукция для подвижного состава занимает существенно меньшее место в структуре японского экспорта металлопродукции железнодорожного назначения, нежели рельсовая продукция. Ежегодные объемы экспорта колес, осей и их комплектующих - важнейшего вида продукции этой товарной группы - по данным японской таможенной статистики не превышают 50 тыс. тонн в год (табл. 8, Приложение 4).

Таблица 8

Объем, географическая структура и средние цены экспорта колес и осей

Японией в 1999 г.

Поз. HS 860719100. Колеса, оси и бандажи

Страны-

Объем, кг

Стоимость,

Стоимость,

Цена FOB,

импортеры

тыс. иен

тыс. долл.

долл,/т

Респ. Корея

11009237

1051586

9232

839

КНР

75475

180993

1589

21052

Тайвань

2417662

362915

3186

1318

Вьетнам

880

967

8

9647

Индонезия

95200

17494

154

1613

Индия

120043

16249

143

1188

Канада

101566

21470

188

1856

США

24051764

2889055

25363

1055

Мексика

1926000

216258

1898

986

Перу

233

5932

52

223503

Египет

5180

10220

90

17320

Австралия

1036

2765

24

23430

ВСЕГО

39804276

4775904

41927

1053

Поз. HS 860719190. Части тележек и осей

Страны-

Объем, кг

Стоимость,

Стоимость,

Цена FOB,

импортеры

тыс. иен

тыс. долл.

долл,/т

Респ. Корея

70086

70182

616

8791

КНР

20715

20772

182

8803

Тайвань

20087

43841

385

19160

Таиланд

531

7392

65

122210

Сингапур

300

3600

32

105346

Индонезия

16370

47999

421

25741

Индия

648

1626

14

22028

Шри-Ланка

46

480

4

91606

Бангладеш

422

3277

29

68171

Великобритания

597

3882

34

57085

Нидерланды

608

7838

69

113172

Бельгия

250

360

3

12642

Германия

2910

2745

24

8281

Испания

2300

11763

103

44898

США

183978

160316

1407

7650

Египет

4120

15414

135

32844

Австралия

29025

78270

687

23673

ВСЕГО

352993

479757

4212

11931

ВСЕГО по поз. 860719

40157269

5255661

46139

1149

Основным рынком сбыта для них являются США (60% всего объема поставок), экспорт в другие страны и регионы (Респ. Корея, Тайвань, Мексика) нестабилен по объемам.

Экспорт Z-профиля (также относящегося к рассматриваемой категории металлопродукции железнодорожного назначения) Японией вообще несущественен (менее 1 тыс. тонн в год) и не выделяется даже в отдельную позицию HS.

США, как уже отмечалось, являются крупнейшим мировым рынком сбыта и импортером рельсовой продукции. Необходимо отметить, что значительно возросшие объемы американского импорта рельсовой продукции в конце 90-х годов обусловлены, главным образом, большими объемами поставок старогодных рельсов (главным образом из России), предназначенных для переката (не относящихся к категории лома) (табл. 9, Приложение 5), доля которых в товарной структуре импорта США рельсов превышает сейчас 50%.

Без учета ввоза рельсов б/у США в 1999-2000 гг. импортировали около 270-280 тыс. тонн рельсовой продукции в год. Детальный анализ приведенных в табл.9 и Приложении 5 данных по структуре импорта США рельсов за указанные годы показывает, что в ней доминируют тяжелые термообработанные рельсы стандартного сечения, на которые приходится 2/3-3/4 всего объема поставок. Практически весь оставшийся объем импорта приходится на тяжелые не термообработанные рельсы.

Таблица 9

Объем, географическая структура и средние цены импорта рельсовой продукции США в 1999 г.

Поз. HS 7302.10.1010. Рельсы из черных металлов новые, стандартного сечения,

не термообработанные по всей длине, массой погонного метра 30 кг и более

Страны-экспортеры

Объем, кг

Стоимость, тыс. долл.

Цена CIF, долл./т

МИР В ЦЕЛОМ

65220471

29492

452

Австрия

737415

685

929

Канада

155486

80

515

Германия

9936747

4286

431

Франция

46835198

22446

479

Япония

1612219

1167

724

Респ. Корея

80553

32

397

Россия

5779275

659

114

Тайвань

37694

26

690

Великобритания

45884

113

2463

Поз. HS 7302.10.1015. Рельсы из черных металлов новые, прочие,

не термообработанные по всей длине, массой погонного метра 30 кг и более

Страны-экспортеры

Объем, кг

Стоимость, тыс. долл.

Цена CIF, долл./т

МИР В ЦЕЛОМ

4188920

3412

815

Австрия

2062887

1466

711

Германия

499813

509

1018

Респ. Корея

255144

113

443

Люксембург

775220

887

1144

Польша

547366

240

438

Великобритания

48490

196

4042

Поз. HS 7302.10.1025. Рельсы из черных металлов новые,

не термообработанные по всей длине, массой погонного метра менее 30 кг

Страны-экспортеры

Объем, кг

Стоимость, тыс. долл.

Цена CIF, долл./т

МИР В ЦЕЛОМ

17915532

8958

500

Австрия

9582

50

5218

Канада

3567231

1938

543

Германия

177561

88

496

Япония

10246920

5164

504

Респ. Корея

408261

200

490

Люксембург

29758

39

1311

Мексика

302846

133

439

Польша

916095

392

428

Испания

1579129

621

393

Швейцария

1891

10

5288

Великобритания

669058

294

439

Вьетнам

7200

30

4167

Поз. HS 7302.10.1035. Рельсы из черных металлов новые, стандартного сечения,

термообработанные по всей длине, массой погонного метра 30 кг и более

Страны-экспортеры

Объем, кг

Стоимость, тыс. долл.

Цена CIF, долл./т

МИР В ЦЕЛОМ

158553193

80850

510

Австрия

48136

88

1828

Бельгия

18400

26

1413

Канада

75415

40

530

Германия

360547

165

458

Франция

2056533

1093

531

Япония

149645546

76783

513

Респ. Корея

366193

158

431

Испания

2989380

1248

417

Великобритания

2993043

1248

417

Поз. HS 7302.10.1045. Рельсы из черных металлов новые, прочие,

термообработанные по всей длине, массой погонного метра 30 кг и более

Страны-экспортеры

Объем, кг

Стоимость, тыс. долл.

Цена CIF, долл./т

МИР В ЦЕЛОМ

3979032

2851

717

Австралия

1184

7

5912

Австрия

1137788

856

752

Германия

2754

10

3631

Франция

18381

33

1795

Люксембург

2818925

1944

690

Поз. HS 7302.10.1055. Рельсы из черных металлов новые, прочие,

термообработанные по всей длине, массой погонного метра менее 30 кг

Страны-экспортеры

Объем, кг

Стоимость, тыс. долл.

Цена CIF, долл./т

МИР В ЦЕЛОМ

1852237

1662

897

Австрия

12945

11

850

Канада

450858

186

413

Германия

116083

209

1800

Франция

12771

13

1018

Япония

585870

315

538

Респ. Корея

35179

57

1620

Люксембург

625174

838

1340

Сингапур

2511

6

2389

Великобритания

10846

29

2674

Поз. HS 7302.10.5020. Рельсы из легированной стали новые

Страны-экспортеры

Объем, кг

Стоимость, тыс. долл.

Цена CIF, долл./т

МИР В ЦЕЛОМ

2107307

1209

574

Австрия

8893

15

1687

Канада

1384080

712

514

Германия

543188

262

482

Франция

75597

156

2064

Япония

61816

36

582

Люксембург

16718

16

957

Мексика

17015

12

705

ВСЕГО, рельсы новые

253816692

128434

506

Для географической структуры американского импорта рельсов характерным является высокий удельный вес поставок из Японии (более половины всего объема), причем практически все они приходятся на тяжелые термообработанные рельсы (адаптированные для использования на новых высокоскоростных магистралях). Основная часть американского импорта тяжелых не термообработанных рельсов приходится на Германию, Францию и Австрию. Среди поставщиков рельсов этого класса на рынок США представлена также и Россия (1999 г.). Импортные поставки легких рельсов (массой погонного метра до 30 кг) в США существенно меньше по объемам (около 20 тыс. тонн в год); такие рельсы поставляются в США преимущественно из Японии и Испании.

США являются также крупным импортером прочей рельсовой продукции (переводных рельсов, крестовин, накладок, контррельсов, метизов для железнодорожных путей), ежегодный объем ввоза которой превышает 20 тыс. тонн (Приложение 5). Около половины американского импорта металлопродукции данного сортамента приходится на ее поставки из Канады.

Для США характерным является также крупнотоннажный импорт металлопродукции для железнодорожного подвижного состава - колес, осей, колесных пар в сборе и т.п. Объем ввоза такой продукции в 1999-2000 гг. оценивается в 120-140 тыс. тонн в год. В структуре импорта США металлопродукции рассматриваемого сортамента преобладают колеса и колесные пары, на которые приходится примерно половина всего объема поставок. Важнейшими странами-поставщиками являются Канада и Япония, можно отметить наличие регулярных и увеличивающихся по объемам поставок этой продукции в конце 90-х годов из России (1999 г. - 2 тыс. тонн, 2000 г. - более 4 тыс. тонн). Основным зарубежным поставщиком осей для подвижного состава на американский рынок является Польша. Имеют место также значительные по объемам поставки (преимущественно, из Мексики) прочих узлов тележек (балки, рамы и т.п.)

Необходимо отметить, что США являются также весьма значительным экспортером металлопродукции железнодорожного назначения (Приложение 5). Ежегодные объемы экспорта новых рельсов составляют в настоящее время 25-30 тыс. тонн, старогодных - 25-35 тыс. тонн, прочей рельсовой продукции (главным образом - накладок) - около 20-25 тыс. тонн, металлопродукции для подвижного состава (колеса и оси) - 40-60 тыс. тонн. Для географической структуры американского экспорта металлопродукции железнодорожного назначения характерна выраженная ориентация на рынок других стран- членов НАФТА - Мексики и Канады.

Исключив из анализа емкие рынки металлопродукции железнодорожного назначения России и стран СНГ (рассматриваются ниже в п. 5-8), а также КНР (п. 4) и Индии, ориентирующиеся преимущественно на удовлетворение спроса за счет собственного производства, можно выделить лишь несколько реально достаточно емких региональных и национальных рынков данной продукции.

Национальная промышленная и внешнеторговая статистика подавляющего числа развивающихся стран не позволяет с достаточной степенью адекватности как по уровню генерализации статистических данных, так и по срокам их представления (публикации) объективно оценить текущую конъюнктуру этих рынков. Поэтому при их анализе необходимо опираться на приведенные выше данные внешнеторговой статистики ведущих экспортеров этой продукции - стран ЕС, Японии, США, России.

Проведенный специалистами ВНИКИ комплексный анализ внешнеторговой статистики указанных стран и данных “International Trade Centre” (ООН), показывает, что к числу серьезных импортеров металлопродукции железнодорожного назначения, помимо рассмотренных выше стран ЕС и США (а также некоторых стран СНГ), относятся также Бразилия, Мексика, Канада, Швейцария, Турция, Австралия, а также страны Юго-Восточной Азии - Таиланд, Индонезия, Филиппины, Малайзия, Тайвань и др. В 1999-2000 гг. к этой группе стран можно добавить также Иран и Нигерию. Указанная группа стран располагает, как правило, весьма значительными по протяженности железнодорожными сетями и продолжает их развивать.

3.2. Внешнеторговые цены

Ценовые параметры и ценовая ситуация на мировом рынке рельсовой продукции определяются практически полностью положением на рассмотренных выше основных региональных рынках - западноевропейском, североамериканском и восточно-азиатском, тогда как даже такие крупные рынки, как рынки стран СНГ, Южной Азии, Латинской Америки с точки зрения мирового рынка являются локальными и периферийными, не оказывая существенного влияния на уровень мировых цен.

Наиболее массовым видом товарной рельсовой продукции на мировом рынке являются тяжелые термообработанные рельсы (массой погонного метра более 30 кг). В настоящее время интервал средних цен на такие рельсы на основных рынках составляет 500-550 долл./т и соответствует среднеэкспортным ценам основных европейских стран-экспортеров и Японии и среднеимпортным ценам США. Следует отметить снижение в 2000 г. уровня цен на западноевропейском рынке, обусловленное падением обменного курса евро к доллару США.

Уровень среднемировых цен на аналогичные тяжелые не термообработанные рельсы - приблизительно на 15-20% ниже, чем на термообработанные по всей длине. Можно отметить, что в 2000 г. цены на рельсы этого типа на североамериканском рынке имели понижательную тенденцию, тогда как на восточно-азиатском рынке - практически не изменились.

Цены на рельсы массой погонного метра менее 30 кг варьируют в существенно более широких пределах, что обусловлено большими различиями в их типоразмерах и качественных параметрах. При массовых поставках рельсов данного сортамента из Японии (в США) уровень цен на них в 1999-2000 гг. составлял около 500 долл./т. Среднеимпортные цены США на не термообработанные легкие рельсы при массовых поставках из Испании и Польши в 1999 г. несколько превышали 400 долл./т, в 2000 г. - понизились до 380-390 долл./т. Уровень цен западноевропейского рынка на легкие рельсы существенно выше и составляли: при поставках из Испании в другие страны ЕС в 1999 г. - 500-600 долл./т, в 2000 г. - 450-550 долл./т, из Германии - 750-850 долл./т. При малотоннажных поставках цены на легкие рельсы массой погонного метра менее 30 кг могут в несколько раз отличаться от приведенного выше уровня и достигать 1000 и более долл. за тонну.

При анализе ценовых параметров внешнеторговых поставок прочей рельсовой продукции представляется возможным говорить только об усредненном уровне средневзвешенных цен по той или иной позиции HS. Так, средние импортные цены США при крупнотоннажных поставках переводных рельсов, крестовин и аналогичной продукции из Канады и Великобритании находятся в интервале 2300-3300 долл./т; японские среднеэкспортные цены на данную товарную позицию (при поставках в КНР) - 4000 долл./т. Уровень цен западноевропейского рынка варьирует в значительно более широких пределах: крупнотоннажные поставки по данной позиции HS осуществлялись в ценовом интервале 800-1200 долл./т (например, из Франции в Марокко, Люксембург, Германию, из Италии - в Турцию, из Австрии - в Италию), хотя уровень средних цен составляет 2500-3000 долл./т.

При оценке уровня среднемировых цен на накладки стыковые и подкладки опорные (поз. HS 730240) целесообразно ориентироваться на среднеэкспортные цены США, составляющие около 1200 долл./т. Западноевропейские экспортные цены (на катаную продукцию) при крупнотоннажных поставках в рамках ЕС приблизительно вдвое ниже этого уровня, однако среднеэкспортные цены при поставках в другие регионы близки к приведенным ценовым параметрам американского экспорта.

Цены на другие виды рельсовой продукции (контррельсы, метизы) - выше и составляют при существенных объемах поставок 1300-2000 долл./т. Конкретные данные по ценовым параметрам поставок при торговле между странами представлены в Приложениях 3-5 и 8.

Массовые экспортные поставки осей, колес и колесных пар из США осуществляются в ценовом интервале 2000-2500 долл. за тонну, тогда как среднеимпортные цены США на эту продукцию - существенно ниже (700-1000 долл./т). Японские среднеэкспортные цены на данную товарную группу при крупнотоннажных поставках составляют, как правило, 1000-1200 долл./т. Средние экспортные цены стран ЕС (Франция) на штампованные изделия (колеса) по поз. HS 860719110 колебались в пределах 700-1300 долл./т, на прочие (преимущественно, колесные пары в сборе) по поз. HS 860719180 - 2300-3000 долл./т (Германия) и 1000-1500 долл./т (Италия).

В целом, необходимо отметить, что приведенные средние цены на рельсы, рельсовую продукцию и металлопродукцию для подвижного состава являются ориентировочными и лишь определяют средние ценовые параметры. Для аппроксимации среднего уровня цен к реальным ценам сделок на рынке необходимо сегрегировать ценовую нишу, характерную для поставок из одной страны в другую, обусловленную, прежде всего, номенклатурой поставляемой продукции в пределах данной товарной группы HS.

В случае малотоннажных поставок металлопродукции железнодорожного назначения методический подход, основанный на расчетных средних внешнеторговых ценах, может быть адекватно применим только при наличии информации об аналогичных параметрах поставляемой другими странами продукции.