Исследование "Металлопродукция железнодорожного назначения". Часть 4
ВНИКИ, //www.vniki.ru
Объемы внешней торговли стран ЕС легкими рельсами массой погонного метра менее 20 кг - поз. HS 730210390 (Приложение 3) весьма невелики и варьируют в пределах 6-10 тыс. тонн в год (импорт несколько превышает экспорт). Основным экспортером рельсов данного сортамента из стран Сообщества является Испания (около 70% всех поставок), импортером - Германия.
Страны ЕС являются весьма заметным нетто-экспортером прочей рельсовой продукции, в частности, переводных рельсов, крестовин и аналогичной продукции (поз. HS 730230). Совокупный среднегодовой объем экспорта стран Сообщества по этой позиции составляет около 40 тыс. тонн. Основными экспортерами являются Франция (25-30% поставок) и Австрия (15-20%); среди заметных поставщиков также можно отметить Германию, Испанию и Великобританию. Географическая структура импорта менее стабильна и менее дифференцирована.
Объемы торговли стран ЕС стыковыми накладками и подкладками опорным (поз. HS 73024010/73024090) составляют 10-15 тыс. тонн в год (преобладают катаные изделия). Статистически импорт немного превышает экспорт, однако, это, вероятно, связано с особенностями учета поставок в разных странах Сообщества. Большая часть импорта и экспорта приходится на взаимные поставки между странами Сообщества. Среди покупателей данной продукции за пределами ЕС можно отметить лишь Швейцарию, среди поставщиков - Польшу и Чехию.
В структуре внешней торговли прочей рельсовой продукцией преобладают метизы и прочая продукция (поз. HS 73029030 и 73029090). Основным европейским экспортером рельсовых болтов, подушек и растяжек является Великобритания, прочей рельсовой продукции - Германия, Великобритания и Люксембург. Наиболее крупным регулярным импортером данного сортамента металлопродукции железнодорожного назначения в ЕС является Германия.
В 1999-2000 гг. объемы экспорта стран ЕС колесных пар, колес, осей и прочей металлопродукции для подвижного состава составляли около 90 тыс. тонн в год, импорта - 100-110 тыс. тонн в год. В структуре поставок преобладают штампованные колеса (поз. HS 860719110) и колесные пары в сборе (поз. HS 860719180).
Основным экспортером колес для локомотивов и подвижного среди стран ЕС является Франция, на которую приходится 80-85% всех поставок (преимущественно, в другие страны Сообщества). В географической структуре экспорта колесных пар доминируют Германия (40-50% всего объема) и Италия (30-35%). Следует отметить, что среди крупных импортеров этой продукции из стран ЕС помимо Австрии, Швейцарии, Нидерландов и США значатся страны Восточной Европы - Чехия и Польша.
Важнейшим среди стран ЕС импортером такой продукции является Германия, на которую приходится 40-50% всего объема ввоза колес, осей и аналогичной продукции странами Сообщества. К числу заметных регулярных импортеров относятся также Австрия (около 10%), Великобритания (8%) и Франция. Крупнейшим поставщиком металлопродукции железнодорожного назначения этого сортамента на рынок стран ЕС является Чехия, на которую приходится около 35% всего объема их импорта; значительные объемы поставок имеют место с Украины (15%). Из стран-членов ЕС, разумеется, ведущее место принадлежит Франции (13-14%).
Безусловным лидером азиатского рынка и одним из крупнейших мировых экспортеров рельсовой продукции является Япония. Ежегодный объем японского экспорта рельсов в конце 90-х - 2000 г. составлял 255-315 тыс. тонн, импорт - незначителен (табл. 7, Приложение 4). Более 70% экспортируемых Японией рельсов - тяжелые (с массой погонного метра 37 кг и более) рельсы, термообработанные по всей длине; 17-20% приходится на прочие тяжелые (не термообработанные) рельсы. Основной рынок сбыта японской рельсовой продукции - США (более 50% всего объема поставок), причем в основном в США поставляются именно тяжелые термообработанные рельсы, отвечающие требованиям использования на высокоскоростных магистралях.
К крупным регулярным импортерам японских рельсов относятся также Канада (хотя ее доля в японском экспорте рельсовой продукции снижается), Таиланд и Россия. Причем, если в Канаду и в Россию (как и в США) экспортируются преимущественно термообработанные рельсы, то в Таиланд поставляются прочие тяжелые рельсы (без термообработки), В отдельные годы имеют место значительные экспортные поставки японских рельсов в КНР, на Тайвань, в Бразилию, Австралию.
Практически весь японский экспорт рельсов с массой п.м. менее 30 кг приходится на США.
Таблица 7
Объем, географическая структура и средние цены экспорта рельсовой продукции Японией в 1999 г.
Поз. HS 730210110. Рельсы из черных металлов массой погонного метра |
||||
37 кг и более, термообработанные по всей длине |
||||
Страны- |
Объем, кг |
Стоимость, |
Стоимость, |
Цена FOB, |
импортеры |
тыс. иен |
тыс. долл. |
долл,/т |
|
Респ. Корея |
58981 |
8131 |
71 |
1210 |
КНР |
11085380 |
128441 |
1128 |
102 |
Тайвань |
4589807 |
252723 |
2219 |
483 |
Гонконг |
4464 |
348 |
3 |
684 |
Вьетнам |
3738 |
1014 |
9 |
2381 |
Сингапур |
36650 |
4407 |
39 |
1056 |
ОАЭ |
4600 |
966 |
8 |
1844 |
Россия |
10120590 |
640555 |
5623 |
556 |
Канада |
8305125 |
481095 |
4223 |
509 |
США |
139473813 |
8650298 |
75940 |
544 |
Перу |
49400 |
2786 |
24 |
495 |
Бразилия |
4494791 |
208461 |
1830 |
407 |
Австралия |
4886689 |
245533 |
2155 |
441 |
Новая Зеландия |
96800 |
6203 |
54 |
563 |
Поз. HS 730210190. Рельсы из черных металлов массой погон.метра 37 кг и более, кроме термообработанных по всей длине |
||||
Страны- |
Объем, кг |
Стоимость, |
Стоимость, |
Цена FOB, |
импортеры |
тыс. иен |
тыс. долл. |
долл,/т |
|
Респ. Корея |
446099 |
56946 |
500 |
1121 |
КНР |
20021 |
2636 |
23 |
1156 |
Тайвань |
6164245 |
303219 |
2662 |
432 |
Гонконг |
328376 |
14408 |
126 |
385 |
Вьетнам |
19424 |
4563 |
40 |
2062 |
Таиланд |
27288667 |
1339716 |
11761 |
431 |
Сингапур |
299872 |
29508 |
259 |
864 |
Малайзия |
2352268 |
140887 |
1237 |
526 |
Филиппины |
226974 |
5208 |
46 |
201 |
Индонезия |
649032 |
35014 |
307 |
474 |
Индия |
300852 |
20539 |
180 |
599 |
Катар |
10384 |
3224 |
28 |
2726 |
Швеция |
8392 |
1000 |
9 |
1046 |
Канада |
18645351 |
919418 |
8071 |
433 |
США |
2815083 |
163242 |
1433 |
509 |
Колумбия |
510 |
1296 |
11 |
22309 |
ЮАР |
1460 |
258 |
2 |
1551 |
Австралия |
609525 |
27183 |
239 |
392 |
Поз. HS 730210200. Рельсы из черных металлов массой погонного метра 30-37 кг |
||||
Страны- |
Объем, кг |
Стоимость, |
Стоимость, |
Цена FOB, |
импортеры |
тыс. иен |
тыс. долл. |
долл,/т |
|
КНР |
3250 |
2300 |
20 |
6213 |
Тайвань |
163142 |
6071 |
53 |
327 |
Гонконг |
37926 |
2012 |
18 |
466 |
Таиланд |
36000 |
1374 |
12 |
335 |
Сингапур |
2432 |
339 |
3 |
1224 |
Филиппины |
7200 |
644 |
6 |
785 |
Шри-Ланка |
4816 |
582 |
5 |
1061 |
США |
93102 |
5161 |
45 |
487 |
Австралия |
99824 |
5623 |
49 |
495 |
Поз. HS 730210300. Рельсы из черных металлов массой погонного метра менее 30 кг |
||||
Страны- |
Объем, кг |
Стоимость, |
Стоимость, |
Цена FOB, |
импортеры |
тыс. иен |
тыс. долл. |
долл,/т |
|
Респ. Корея |
1297 |
3952 |
35 |
26749 |
КНР |
2941 |
2456 |
22 |
7331 |
Тайвань |
270978 |
11973 |
105 |
388 |
Вьетнам |
27122 |
3527 |
31 |
1142 |
Таиланд |
5410 |
3783 |
33 |
6139 |
Сингапур |
9888 |
3571 |
31 |
3170 |
Филиппины |
8641 |
7445 |
65 |
7564 |
Индонезия |
2918 |
417 |
4 |
1255 |
Индия |
398 |
563 |
5 |
12418 |
ОАЭ |
3520 |
633 |
6 |
1579 |
Россия |
937 |
546 |
5 |
5116 |
США |
10175867 |
589602 |
5176 |
509 |
ЮАР |
86736 |
5765 |
51 |
583 |
Египет |
285 |
910 |
8 |
28031 |
Австралия |
112210 |
6860 |
60 |
537 |
ВСЕГО по поз. 730210 |
254554903 |
14365574 |
126113 |
495 |
Тоннаж японского экспорта другой рельсовой продукции весьма невелик и составляет 2-3 тыс. тонн в год, причем основная его часть приходится на поставки в КНР стрелочного оборудования (Приложение 4).
Металлопродукция для подвижного состава занимает существенно меньшее место в структуре японского экспорта металлопродукции железнодорожного назначения, нежели рельсовая продукция. Ежегодные объемы экспорта колес, осей и их комплектующих - важнейшего вида продукции этой товарной группы - по данным японской таможенной статистики не превышают 50 тыс. тонн в год (табл. 8, Приложение 4).
Таблица 8
Объем, географическая структура и средние цены экспорта колес и осей
Японией в 1999 г.
Поз. HS 860719100. Колеса, оси и бандажи |
|||||||
Страны- |
Объем, кг |
Стоимость, |
Стоимость, |
Цена FOB, |
|||
импортеры |
тыс. иен |
тыс. долл. |
долл,/т |
||||
Респ. Корея |
11009237 |
1051586 |
9232 |
839 |
|||
КНР |
75475 |
180993 |
1589 |
21052 |
|||
Тайвань |
2417662 |
362915 |
3186 |
1318 |
|||
Вьетнам |
880 |
967 |
8 |
9647 |
|||
Индонезия |
95200 |
17494 |
154 |
1613 |
|||
Индия |
120043 |
16249 |
143 |
1188 |
|||
Канада |
101566 |
21470 |
188 |
1856 |
|||
США |
24051764 |
2889055 |
25363 |
1055 |
|||
Мексика |
1926000 |
216258 |
1898 |
986 |
|||
Перу |
233 |
5932 |
52 |
223503 |
|||
Египет |
5180 |
10220 |
90 |
17320 |
|||
Австралия |
1036 |
2765 |
24 |
23430 |
|||
ВСЕГО |
39804276 |
4775904 |
41927 |
1053 |
|||
Поз. HS 860719190. Части тележек и осей |
|||||||
Страны- |
Объем, кг |
Стоимость, |
Стоимость, |
Цена FOB, |
|||
импортеры |
тыс. иен |
тыс. долл. |
долл,/т |
||||
Респ. Корея |
70086 |
70182 |
616 |
8791 |
|||
КНР |
20715 |
20772 |
182 |
8803 |
|||
Тайвань |
20087 |
43841 |
385 |
19160 |
|||
Таиланд |
531 |
7392 |
65 |
122210 |
|||
Сингапур |
300 |
3600 |
32 |
105346 |
|||
Индонезия |
16370 |
47999 |
421 |
25741 |
|||
Индия |
648 |
1626 |
14 |
22028 |
|||
Шри-Ланка |
46 |
480 |
4 |
91606 |
|||
Бангладеш |
422 |
3277 |
29 |
68171 |
|||
Великобритания |
597 |
3882 |
34 |
57085 |
|||
Нидерланды |
608 |
7838 |
69 |
113172 |
|||
Бельгия |
250 |
360 |
3 |
12642 |
|||
Германия |
2910 |
2745 |
24 |
8281 |
|||
Испания |
2300 |
11763 |
103 |
44898 |
|||
США |
183978 |
160316 |
1407 |
7650 |
|||
Египет |
4120 |
15414 |
135 |
32844 |
|||
Австралия |
29025 |
78270 |
687 |
23673 |
|||
ВСЕГО |
352993 |
479757 |
4212 |
11931 |
|||
ВСЕГО по поз. 860719 |
40157269 |
5255661 |
46139 |
1149 |
Основным рынком сбыта для них являются США (60% всего объема поставок), экспорт в другие страны и регионы (Респ. Корея, Тайвань, Мексика) нестабилен по объемам.
Экспорт Z-профиля (также относящегося к рассматриваемой категории металлопродукции железнодорожного назначения) Японией вообще несущественен (менее 1 тыс. тонн в год) и не выделяется даже в отдельную позицию HS.
США, как уже отмечалось, являются крупнейшим мировым рынком сбыта и импортером рельсовой продукции. Необходимо отметить, что значительно возросшие объемы американского импорта рельсовой продукции в конце 90-х годов обусловлены, главным образом, большими объемами поставок старогодных рельсов (главным образом из России), предназначенных для переката (не относящихся к категории лома) (табл. 9, Приложение 5), доля которых в товарной структуре импорта США рельсов превышает сейчас 50%.
Без учета ввоза рельсов б/у США в 1999-2000 гг. импортировали около 270-280 тыс. тонн рельсовой продукции в год. Детальный анализ приведенных в табл.9 и Приложении 5 данных по структуре импорта США рельсов за указанные годы показывает, что в ней доминируют тяжелые термообработанные рельсы стандартного сечения, на которые приходится 2/3-3/4 всего объема поставок. Практически весь оставшийся объем импорта приходится на тяжелые не термообработанные рельсы.
Таблица 9
Объем, географическая структура и средние цены импорта рельсовой продукции США в 1999 г.
Поз. HS 7302.10.1010. Рельсы из черных металлов новые, стандартного сечения, |
|||
не термообработанные по всей длине, массой погонного метра 30 кг и более |
|||
Страны-экспортеры |
Объем, кг |
Стоимость, тыс. долл. |
Цена CIF, долл./т |
МИР В ЦЕЛОМ |
65220471 |
29492 |
452 |
Австрия |
737415 |
685 |
929 |
Канада |
155486 |
80 |
515 |
Германия |
9936747 |
4286 |
431 |
Франция |
46835198 |
22446 |
479 |
Япония |
1612219 |
1167 |
724 |
Респ. Корея |
80553 |
32 |
397 |
Россия |
5779275 |
659 |
114 |
Тайвань |
37694 |
26 |
690 |
Великобритания |
45884 |
113 |
2463 |
Поз. HS 7302.10.1015. Рельсы из черных металлов новые, прочие, |
|||
не термообработанные по всей длине, массой погонного метра 30 кг и более |
|||
Страны-экспортеры |
Объем, кг |
Стоимость, тыс. долл. |
Цена CIF, долл./т |
МИР В ЦЕЛОМ |
4188920 |
3412 |
815 |
Австрия |
2062887 |
1466 |
711 |
Германия |
499813 |
509 |
1018 |
Респ. Корея |
255144 |
113 |
443 |
Люксембург |
775220 |
887 |
1144 |
Польша |
547366 |
240 |
438 |
Великобритания |
48490 |
196 |
4042 |
Поз. HS 7302.10.1025. Рельсы из черных металлов новые, |
|||
не термообработанные по всей длине, массой погонного метра менее 30 кг |
|||
Страны-экспортеры |
Объем, кг |
Стоимость, тыс. долл. |
Цена CIF, долл./т |
МИР В ЦЕЛОМ |
17915532 |
8958 |
500 |
Австрия |
9582 |
50 |
5218 |
Канада |
3567231 |
1938 |
543 |
Германия |
177561 |
88 |
496 |
Япония |
10246920 |
5164 |
504 |
Респ. Корея |
408261 |
200 |
490 |
Люксембург |
29758 |
39 |
1311 |
Мексика |
302846 |
133 |
439 |
Польша |
916095 |
392 |
428 |
Испания |
1579129 |
621 |
393 |
Швейцария |
1891 |
10 |
5288 |
Великобритания |
669058 |
294 |
439 |
Вьетнам |
7200 |
30 |
4167 |
Поз. HS 7302.10.1035. Рельсы из черных металлов новые, стандартного сечения, |
|||
термообработанные по всей длине, массой погонного метра 30 кг и более |
|||
Страны-экспортеры |
Объем, кг |
Стоимость, тыс. долл. |
Цена CIF, долл./т |
МИР В ЦЕЛОМ |
158553193 |
80850 |
510 |
Австрия |
48136 |
88 |
1828 |
Бельгия |
18400 |
26 |
1413 |
Канада |
75415 |
40 |
530 |
Германия |
360547 |
165 |
458 |
Франция |
2056533 |
1093 |
531 |
Япония |
149645546 |
76783 |
513 |
Респ. Корея |
366193 |
158 |
431 |
Испания |
2989380 |
1248 |
417 |
Великобритания |
2993043 |
1248 |
417 |
Поз. HS 7302.10.1045. Рельсы из черных металлов новые, прочие, |
|||
термообработанные по всей длине, массой погонного метра 30 кг и более |
|||
Страны-экспортеры |
Объем, кг |
Стоимость, тыс. долл. |
Цена CIF, долл./т |
МИР В ЦЕЛОМ |
3979032 |
2851 |
717 |
Австралия |
1184 |
7 |
5912 |
Австрия |
1137788 |
856 |
752 |
Германия |
2754 |
10 |
3631 |
Франция |
18381 |
33 |
1795 |
Люксембург |
2818925 |
1944 |
690 |
Поз. HS 7302.10.1055. Рельсы из черных металлов новые, прочие, |
|||
термообработанные по всей длине, массой погонного метра менее 30 кг |
|||
Страны-экспортеры |
Объем, кг |
Стоимость, тыс. долл. |
Цена CIF, долл./т |
МИР В ЦЕЛОМ |
1852237 |
1662 |
897 |
Австрия |
12945 |
11 |
850 |
Канада |
450858 |
186 |
413 |
Германия |
116083 |
209 |
1800 |
Франция |
12771 |
13 |
1018 |
Япония |
585870 |
315 |
538 |
Респ. Корея |
35179 |
57 |
1620 |
Люксембург |
625174 |
838 |
1340 |
Сингапур |
2511 |
6 |
2389 |
Великобритания |
10846 |
29 |
2674 |
Поз. HS 7302.10.5020. Рельсы из легированной стали новые |
|||
Страны-экспортеры |
Объем, кг |
Стоимость, тыс. долл. |
Цена CIF, долл./т |
МИР В ЦЕЛОМ |
2107307 |
1209 |
574 |
Австрия |
8893 |
15 |
1687 |
Канада |
1384080 |
712 |
514 |
Германия |
543188 |
262 |
482 |
Франция |
75597 |
156 |
2064 |
Япония |
61816 |
36 |
582 |
Люксембург |
16718 |
16 |
957 |
Мексика |
17015 |
12 |
705 |
ВСЕГО, рельсы новые |
253816692 |
128434 |
506 |
Для географической структуры американского импорта рельсов характерным является высокий удельный вес поставок из Японии (более половины всего объема), причем практически все они приходятся на тяжелые термообработанные рельсы (адаптированные для использования на новых высокоскоростных магистралях). Основная часть американского импорта тяжелых не термообработанных рельсов приходится на Германию, Францию и Австрию. Среди поставщиков рельсов этого класса на рынок США представлена также и Россия (1999 г.). Импортные поставки легких рельсов (массой погонного метра до 30 кг) в США существенно меньше по объемам (около 20 тыс. тонн в год); такие рельсы поставляются в США преимущественно из Японии и Испании.
США являются также крупным импортером прочей рельсовой продукции (переводных рельсов, крестовин, накладок, контррельсов, метизов для железнодорожных путей), ежегодный объем ввоза которой превышает 20 тыс. тонн (Приложение 5). Около половины американского импорта металлопродукции данного сортамента приходится на ее поставки из Канады.
Для США характерным является также крупнотоннажный импорт металлопродукции для железнодорожного подвижного состава - колес, осей, колесных пар в сборе и т.п. Объем ввоза такой продукции в 1999-2000 гг. оценивается в 120-140 тыс. тонн в год. В структуре импорта США металлопродукции рассматриваемого сортамента преобладают колеса и колесные пары, на которые приходится примерно половина всего объема поставок. Важнейшими странами-поставщиками являются Канада и Япония, можно отметить наличие регулярных и увеличивающихся по объемам поставок этой продукции в конце 90-х годов из России (1999 г. - 2 тыс. тонн, 2000 г. - более 4 тыс. тонн). Основным зарубежным поставщиком осей для подвижного состава на американский рынок является Польша. Имеют место также значительные по объемам поставки (преимущественно, из Мексики) прочих узлов тележек (балки, рамы и т.п.)
Необходимо отметить, что США являются также весьма значительным экспортером металлопродукции железнодорожного назначения (Приложение 5). Ежегодные объемы экспорта новых рельсов составляют в настоящее время 25-30 тыс. тонн, старогодных - 25-35 тыс. тонн, прочей рельсовой продукции (главным образом - накладок) - около 20-25 тыс. тонн, металлопродукции для подвижного состава (колеса и оси) - 40-60 тыс. тонн. Для географической структуры американского экспорта металлопродукции железнодорожного назначения характерна выраженная ориентация на рынок других стран- членов НАФТА - Мексики и Канады.
Исключив из анализа емкие рынки металлопродукции железнодорожного назначения России и стран СНГ (рассматриваются ниже в п. 5-8), а также КНР (п. 4) и Индии, ориентирующиеся преимущественно на удовлетворение спроса за счет собственного производства, можно выделить лишь несколько реально достаточно емких региональных и национальных рынков данной продукции.
Национальная промышленная и внешнеторговая статистика подавляющего числа развивающихся стран не позволяет с достаточной степенью адекватности как по уровню генерализации статистических данных, так и по срокам их представления (публикации) объективно оценить текущую конъюнктуру этих рынков. Поэтому при их анализе необходимо опираться на приведенные выше данные внешнеторговой статистики ведущих экспортеров этой продукции - стран ЕС, Японии, США, России.
Проведенный специалистами ВНИКИ комплексный анализ внешнеторговой статистики указанных стран и данных “International Trade Centre” (ООН), показывает, что к числу серьезных импортеров металлопродукции железнодорожного назначения, помимо рассмотренных выше стран ЕС и США (а также некоторых стран СНГ), относятся также Бразилия, Мексика, Канада, Швейцария, Турция, Австралия, а также страны Юго-Восточной Азии - Таиланд, Индонезия, Филиппины, Малайзия, Тайвань и др. В 1999-2000 гг. к этой группе стран можно добавить также Иран и Нигерию. Указанная группа стран располагает, как правило, весьма значительными по протяженности железнодорожными сетями и продолжает их развивать.
3.2. Внешнеторговые цены
Ценовые параметры и ценовая ситуация на мировом рынке рельсовой продукции определяются практически полностью положением на рассмотренных выше основных региональных рынках - западноевропейском, североамериканском и восточно-азиатском, тогда как даже такие крупные рынки, как рынки стран СНГ, Южной Азии, Латинской Америки с точки зрения мирового рынка являются локальными и периферийными, не оказывая существенного влияния на уровень мировых цен.
Наиболее массовым видом товарной рельсовой продукции на мировом рынке являются тяжелые термообработанные рельсы (массой погонного метра более 30 кг). В настоящее время интервал средних цен на такие рельсы на основных рынках составляет 500-550 долл./т и соответствует среднеэкспортным ценам основных европейских стран-экспортеров и Японии и среднеимпортным ценам США. Следует отметить снижение в 2000 г. уровня цен на западноевропейском рынке, обусловленное падением обменного курса евро к доллару США.
Уровень среднемировых цен на аналогичные тяжелые не термообработанные рельсы - приблизительно на 15-20% ниже, чем на термообработанные по всей длине. Можно отметить, что в 2000 г. цены на рельсы этого типа на североамериканском рынке имели понижательную тенденцию, тогда как на восточно-азиатском рынке - практически не изменились.
Цены на рельсы массой погонного метра менее 30 кг варьируют в существенно более широких пределах, что обусловлено большими различиями в их типоразмерах и качественных параметрах. При массовых поставках рельсов данного сортамента из Японии (в США) уровень цен на них в 1999-2000 гг. составлял около 500 долл./т. Среднеимпортные цены США на не термообработанные легкие рельсы при массовых поставках из Испании и Польши в 1999 г. несколько превышали 400 долл./т, в 2000 г. - понизились до 380-390 долл./т. Уровень цен западноевропейского рынка на легкие рельсы существенно выше и составляли: при поставках из Испании в другие страны ЕС в 1999 г. - 500-600 долл./т, в 2000 г. - 450-550 долл./т, из Германии - 750-850 долл./т. При малотоннажных поставках цены на легкие рельсы массой погонного метра менее 30 кг могут в несколько раз отличаться от приведенного выше уровня и достигать 1000 и более долл. за тонну.
При анализе ценовых параметров внешнеторговых поставок прочей рельсовой продукции представляется возможным говорить только об усредненном уровне средневзвешенных цен по той или иной позиции HS. Так, средние импортные цены США при крупнотоннажных поставках переводных рельсов, крестовин и аналогичной продукции из Канады и Великобритании находятся в интервале 2300-3300 долл./т; японские среднеэкспортные цены на данную товарную позицию (при поставках в КНР) - 4000 долл./т. Уровень цен западноевропейского рынка варьирует в значительно более широких пределах: крупнотоннажные поставки по данной позиции HS осуществлялись в ценовом интервале 800-1200 долл./т (например, из Франции в Марокко, Люксембург, Германию, из Италии - в Турцию, из Австрии - в Италию), хотя уровень средних цен составляет 2500-3000 долл./т.
При оценке уровня среднемировых цен на накладки стыковые и подкладки опорные (поз. HS 730240) целесообразно ориентироваться на среднеэкспортные цены США, составляющие около 1200 долл./т. Западноевропейские экспортные цены (на катаную продукцию) при крупнотоннажных поставках в рамках ЕС приблизительно вдвое ниже этого уровня, однако среднеэкспортные цены при поставках в другие регионы близки к приведенным ценовым параметрам американского экспорта.
Цены на другие виды рельсовой продукции (контррельсы, метизы) - выше и составляют при существенных объемах поставок 1300-2000 долл./т. Конкретные данные по ценовым параметрам поставок при торговле между странами представлены в Приложениях 3-5 и 8.
Массовые экспортные поставки осей, колес и колесных пар из США осуществляются в ценовом интервале 2000-2500 долл. за тонну, тогда как среднеимпортные цены США на эту продукцию - существенно ниже (700-1000 долл./т). Японские среднеэкспортные цены на данную товарную группу при крупнотоннажных поставках составляют, как правило, 1000-1200 долл./т. Средние экспортные цены стран ЕС (Франция) на штампованные изделия (колеса) по поз. HS 860719110 колебались в пределах 700-1300 долл./т, на прочие (преимущественно, колесные пары в сборе) по поз. HS 860719180 - 2300-3000 долл./т (Германия) и 1000-1500 долл./т (Италия).
В целом, необходимо отметить, что приведенные средние цены на рельсы, рельсовую продукцию и металлопродукцию для подвижного состава являются ориентировочными и лишь определяют средние ценовые параметры. Для аппроксимации среднего уровня цен к реальным ценам сделок на рынке необходимо сегрегировать ценовую нишу, характерную для поставок из одной страны в другую, обусловленную, прежде всего, номенклатурой поставляемой продукции в пределах данной товарной группы HS.
В случае малотоннажных поставок металлопродукции железнодорожного назначения методический подход, основанный на расчетных средних внешнеторговых ценах, может быть адекватно применим только при наличии информации об аналогичных параметрах поставляемой другими странами продукции.