Библиотека маркетолога

Исследование "Металлопродукция железнодорожного назначения". Часть 3

ВНИКИ, //www.vniki.ru


Крупнейшим импортером рельсов и аналогичной металлопродукции железнодорожного назначения в мире на протяжении 90-х годов являются США, ежегодный стоимостной объем импорта которых в среднем составляет 200-300 млн. долл в год (15-20% всей мировой торговли этой продукцией). Импорт других стран в стоимостном выражении существенно меньше и значительно варьирует по годам, причем в подавляющем большинстве случаев (особенно в Европе) имеют место взаимные поставки различных типов рельсовой продукции между развитыми странами, а размеры нетто-импорта весьма невелики (таблица 4).

Таблица 4

Объем и географическая структура мирового импорта рельсов и аналогичной продукции железнодорожного назначения в стоимостном выражении

в 1995-1999 гг., тыс. долл.

Страны-импортеры

1995

1996

1997

1998

1999

1

2

3

4

5

6

США

182,198

199,535

229,489

282,295

208,404

Германия

77,983

79,638

110,042

119,100

135,509

Казахстан

78,734

Бразилия

21,910

24,814

36,118

78,350

Мексика

19,751

19,998

54,543

66,725

Бельгия и Люксембург

37,354

53,932

37,844

53,034

59,698

Канада

39,319

52,769

71,682

81,793

49,490

Швейцария

48,523

57,642

41,756

41,733

42,552

Турция

19,928

5,498

33,042

40,072

Россия

54,504

66,996

41,763

34,495

11,690

Франция

15,848

16,808

13,346

20,985

35,265

Финляндия

23,997

22,712

29,648

29,498

26,168

Португалия

17,299

16,866

23,289

29,204

11,231

Швеция

46,830

33,821

19,547

28,700

17,307

Румыния

12,945

5,567

26,083

25,308

1

2

3

4

5

6

Нидерланды

30,510

27,476

26,624

25,221

17,443

Великобритания

14,600

15,920

17,710

24,954

28,090

Таиланд

7,400

4,970

19,603

22,890

22,715

Болгария

2,840

21,206

Индия

10,801

25,443

16,401

Туркменистан

11,634

15,891

Испания

8,331

9,672

6,839

15,195

9,584

Италия

17,678

19,811

17,755

14,913

16,420

Норвегия

13,300

24,823

19,688

13,500

Австрия

10,971

13,832

10,367

11,620

15,307

Тунис

9,675

5,845

923

11,626

Ирландия

8,263

9,140

11,469

10,096

14,820

Индонезия

10,930

12,506

28,029

10,803

Филиппины

921

7,038

3,622

10,255

Бангладеш

456

656

678

9,604

Австралия

5,623

10,213

11,397

8,333

ЮАР

1,948

4,486

2,924

8,150

Латвия

3,169

4,204

5,935

11,098

7,674

Чили

18,411

7,454

5,555

7,339

Малайзия

14,386

44,759

18,029

9,426

7,027

Словакия

23,330

18,028

10,985

4,451

7,002

Гонконг

6,486

15,125

7,972

9,937

6,764

Танзания

5,665

11,138

6,448

Израиль

10,474

3,086

2,425

6,247

Япония

8,841

8,548

5,570

6,012

Сингапур

10,898

8,892

8,412

5,744

5,562

Замбия

5,543

Египет

6,204

4,414

6,429

5,355

Респ. Корея

16,799

28,543

14,057

5,216

Венгрия

5,869

3,932

2,507

3,375

5,176

Аргентина

826

3,462

7,833

5,115

Чехия

4,840

7,667

4,998

4,617

5,075

Сауд. Аравия

1,238

995

4,583

Камерун

3,435

3,790

Польша

3,943

13,379

7,523

3,592

Перу

1,896

9,353

3,960

5,273

3,566

Дания

10,687

6,376

3,253

6,492

3,643

Пакистан

6,861

3,804

1,615

267

3,357

Алжир

4,043

4,977

3,329

Эстония

3,138

4,297

3,207

Хорватия

1,347

12,444

3,556

5,922

3,157

Словения

10,322

4,593

1,000

3,080

Венесуэла

1,761

1,215

2,389

2,971

Марокко

2,095

1,933

2,970

КНР

147,491

3,647

3,089

2,558

Судан

66

2,264

Новая Зеландия

3,473

3,356

3,777

3,986

2,080

Зимбабве

838

970

1,994

Кения

390

173

77

1,724

Греция

18,837

10,920

4,225

1,017

3,656

Колумбия

13,850

8,983

10,744

2,030

905

Литва

2,973

10,470

7,614

9,079

869

Нигерия

1,385

452

817

Азербайджан

894

792

1

2

3

4

5

6

Югославия

6,836

541

784

Габон

709

Монголия

705

Эквадор

25

140

350

590

Ямайка

897

368

415

Гватемала

283

98

290

359

Сент-Китс и Невис

36

369

295

Боливия

76

305

580

231

Оман

6

8

220

Багамские о-ва

208

Молдова

71

1,353

200

Сальвадор

33

52

55

199

Кот-д’Ивуар

169

Эфиопия

145

Гренландия

157

101

75

86

122

Малави

116

Панама

63

11

21

116

Коста-Рика

91

26

99

111

Македония

2,412

13

68

87

Исландия

80

53

184

69

Никарагуа

45

31

128

116

18

Мальдивы

58

151

9

Мадагаскар

0

547

2

Маврикий

143

165

3

0

ИТОГО по указанным странам

1,154,815

1,140,678

1,172,048

1,384,865

787,998

ВСЕГО

1,230,000

1,200,000

1,240,000

1,420,000

1,220,000

Источник: Расчеты и оценки ВНИКИ по данным International Trade Centre (UN), 2001 и

внешнеторговой статистики основных стран.

Следует иметь в виду, что в приведенные выше данные по объемам мировой торговли металлопродукцией железнодорожного назначения не включены поставки колес (и их частей), осей (включая заготовки), колесных пар и аналогичной продукции для железнодорожного подвижного состава. По оценочным данным ВНИКИ стоимостной объем мировой торговли по этой товарной группе составляет еще около 500 тыс. долл. в год (см. также Приложения 3-5 и 8).

Рассмотрим товарную структуру мировой внешней торговли металлопродукцией железнодорожного назначения в целом, а также по важнейшим секторам и регионам.

Наиболее крупнотоннажным видом металлопродукции железнодорожного назначения безусловно являются рельсы. Объемы мировой внешней торговли рельсами составляют около двух миллионов тонн в год.

Крупнейшим региональным рынком рельсов являются страны ЕС. Ежегодные совокупные объемы экспорта рельсов странами Сообщества составляют около 600 тыс. тонн, импорта - около 400 тыс. тонн (табл. 5, 6, Приложение 3). Глубокая экономическая интеграция и наличие устойчивых кооперационных связей между странами Сообщества обусловливают доминирование взаимных поставок рельсовой продукции между этими странами как в импорте (80-90% всего физического объема стран ЕС), так и в экспорте (55-60%).

Таблица 5

Объем и географическая структура экспорта рельсов странами ЕС

в 1999 г., тыс. т, %

Страны-

Страны ЕС-экспортеры

импортеры

ЕС в целом

Уд. вес стран-импортеров, %

Герма-ния

Италия

Велико-британия

Испания

Люксем-бург

Швеция

Австрия

Франция

18223

2.8

3370

2692

16

633

2422

-

7217

Нидерланды

23944

3.7

14239

2578

1777

283

1923

-

3122

Германия

131608

20.4

-

6

3130

2844

4406

29505

88982

Италия

10503

1.6

3335

-

-

325

4394

-

2184

Великобритания

18844

2.9

218

205

-

49

988

89

16336

Ирландия

21980

3.4

119

-

21799

-

-

-

-

Испания

12279

1.9

604

227

1913

-

4630

-

724

Бельгия

21394

3.3

20107

4

-

111

524

-

427

Норвегия

8410

1.3

238

1

-

-

71

1040

7039

Швеция

11973

1.9

1319

-

10

-

457

-

10182

Финляндия

59585

9.2

53500

-

1621

-

489

1962

2013

Швейцария

28803

4.5

10161

411

3491

43

273

-

14423

Турция

4748

0.7

497

58

405

-

427

-

3308

Литва

5493

0.9

-

-

1811

-

-

-

3675

Венгрия

4893

0.8

56

-

7

-

5

-

4825

Румыния

29462

4.6

32

-

26610

-

125

-

2695

Россия

15

0.0

3

-

-

-

-

-

5

Узбекистан

8391

1.3

-

-

-

-

-

-

8391

Марокко

5325

0.8

455

25

-

4649

93

-

-

Нигерия

11441

1.8

24

10995

-

422

-

-

-

США

21169

3.3

10449

43

22

6722

3788

0

63

Канада

5428

0.8

2143

-

10

766

1614

-

889

Аргентина

6821

1.1

205

2

-

6556

35

-

5

Иран

82447

12.8

344

41

23999

-

48

-

57974

Израиль

6539

1.0

102

-

6409

-

18

-

-

Индия

9910

1.5

-

-

9001

-

119

780

10

Индонезия

17225

2.7

5

-

1

-

24

-

17145

Страны ЕС

355942

55.2

111728

8886

31341

6957

21607

33347

131652

Прочие страны

288927

44.8

31198

12253

78225

19493

11904

3476

130007

ВСЕГО

644869

100.0

142926

21139

109566

26450

33511

36823

261659

Доля в экспорте ЕС, %

100.0

22.2

3.3

17.0

4.1

5.2

5.7

40.6

Анализ таблицы 5 показывает, что крупнейшим европейским экспортером рельсов в настоящее время является Австрия, на которую приходится более 40% совокупных поставок стран Сообщества. Вторым по значению европейским экспортером рельсов является Германия (более 20%). Крупными регулярными специализированными на данной продукции поставщиками являются также Великобритания и Люксембург. Значительные объемы экспортных поставок имеют место из Швеции, Испании (наблюдается заметный рост экспорта рельсовой продукции) и Италии, доля остальных стран ЕС невелика. Указанные тенденции сохранялись и в 2000 г., о чем свидетельствуют предварительные данные за 6 месяцев, приведенные в Приложении 3.

Что касается географической структуры поставок рельсов странами ЕС, то, как уже отмечалось, основным направлением их экспорта являются другие страны ЕС (то есть, доминируют взаимные поставки между странами Сообщества). Объем экспортных поставок в другие страны и регионы сильно варьирует по годам и представляется возможным выделить только основные направления поставок и наиболее серьезных регулярных импортеров рельсов из стран Сообщества. Среди них можно назвать Швейцарию, США, Иран. Значительные объемы поставок в отдельные годы имеют место в Румынию, Индонезию, Узбекистан, Бразилию и некоторые другие страны (табл. 5, Приложение 3).

Приведенные в табл. 6 и Приложении 3 данные по объемам и географической структуре импорта рельсовой продукции странами ЕС показывают, что важнейшим страновым рынком, который абсорбирует 30-50% всех импортных поставок в регион, является Германия. Несмотря на значительные объемы экспортных поставок Германия в последние годы выступает преимущественно в качестве нетто-импортера рельсов. Следует отметить, что основными зарубежными поставщиками рельсов на рынок Германии выступают другие страны ЕС (Австрия, Люксембург, Швеция, Бельгия), однако все большее значение приобретает импорт этой продукции из стран Восточной Европы (прежде всего, из Польши и Чехии). Регулярный и значительный по объемам импорт рельсов наблюдается в последние годы в Бельгию и Францию. Импорт рельсов другими странами ЕС серьезно варьирует по годам.

Детальный анализ внешней торговли стран ЕС по важнейшим типам рельсовой продукции позволяет с большей степенью адекватности оценить структуру спроса и предложения на этом важнейшем региональном рынке.

В этой связи, прежде всего, необходимо отметить, что подавляющая часть экспортных поставок рельсовой продукции стран ЕС приходится на тяжелые рельсы для железных дорог и трамвайных путей с массой погонного метра 20 кг и более - около 95% физических объемов поставок (Приложение 3). В международной внешнеторговой статистике их экспорт и импорт учитываются по товарной позиции HS 730210310. География экспорта данного вида рельсовой продукции странами Сообщества практически идентична географии экспорта рельсовой продукции в целом - как по удельному весу отдельных европейских стран-экспортеров (лидирующие позиции Австрии, Германии и Великобритании), так и по структуре стран-контрагентов.

Таблица 6

Объем и географическая структура импорта рельсов странами ЕС в 1999 г.,

тыс. т, %

Страны-

Страны ЕС-импортеры

экспортеры

ЕС в целом

Уд. вес стран-экспортеров, %

Франция

Нидер-ланды

Герма-ния

Италия

Ирлан-дия

Бельгия

Финлян-дия

Франция

51140

12.5

-

2940

7530

1904

-

28374

-

Германия

67843

16.6

14044

1000

-

3078

26

16026

27655

Великобритания

26062

6.4

642

-

3169

1

19895

24

1515

Бельгия

34722

8.5

6085

0

26136

169

-

-

-

Люксембург

41637

10.2

3367

-

29409

3903

-

1390

686

Швеция

26837

6.5

-

-

24624

-

-

9

1968

Австрия

52287

12.8

16

-

37613

1766

-

267

1799

Польша

68226

16.6

418

-

65039

251

-

190

-

Чехия

9532

2.3

194

-

3649

1286

-

65

8

Украина

861

0.2

-

-

-

861

-

-

-

Россия

147

0.0

27

-

-

-

-

-

120

Страны ЕС

327944

80.0

29067

13895

131251

11047

19933

46449

33623

Прочие страны

81893

20.0

703

282

68950

3008

12

255

128

ВСЕГО

409837

100.0

29770

14177

200201

14055

19945

46704

33751

Доля в импорте ЕС, %

100.0

7.3

3.5

48.8

3.4

4.9

11.4

8.2