Исследование "Металлопродукция железнодорожного назначения". Часть 3
ВНИКИ, //www.vniki.ru
Крупнейшим импортером рельсов и аналогичной металлопродукции железнодорожного назначения в мире на протяжении 90-х годов являются США, ежегодный стоимостной объем импорта которых в среднем составляет 200-300 млн. долл в год (15-20% всей мировой торговли этой продукцией). Импорт других стран в стоимостном выражении существенно меньше и значительно варьирует по годам, причем в подавляющем большинстве случаев (особенно в Европе) имеют место взаимные поставки различных типов рельсовой продукции между развитыми странами, а размеры нетто-импорта весьма невелики (таблица 4).
Таблица 4
Объем и географическая структура мирового импорта рельсов и аналогичной продукции железнодорожного назначения в стоимостном выражении
в 1995-1999 гг., тыс. долл.
Страны-импортеры |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
США |
182,198 |
199,535 |
229,489 |
282,295 |
208,404 |
Германия |
77,983 |
79,638 |
110,042 |
119,100 |
135,509 |
Казахстан |
78,734 |
||||
Бразилия |
21,910 |
24,814 |
36,118 |
78,350 |
|
Мексика |
19,751 |
19,998 |
54,543 |
66,725 |
|
Бельгия и Люксембург |
37,354 |
53,932 |
37,844 |
53,034 |
59,698 |
Канада |
39,319 |
52,769 |
71,682 |
81,793 |
49,490 |
Швейцария |
48,523 |
57,642 |
41,756 |
41,733 |
42,552 |
Турция |
19,928 |
5,498 |
33,042 |
40,072 |
|
Россия |
54,504 |
66,996 |
41,763 |
34,495 |
11,690 |
Франция |
15,848 |
16,808 |
13,346 |
20,985 |
35,265 |
Финляндия |
23,997 |
22,712 |
29,648 |
29,498 |
26,168 |
Португалия |
17,299 |
16,866 |
23,289 |
29,204 |
11,231 |
Швеция |
46,830 |
33,821 |
19,547 |
28,700 |
17,307 |
Румыния |
12,945 |
5,567 |
26,083 |
25,308 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Нидерланды |
30,510 |
27,476 |
26,624 |
25,221 |
17,443 |
Великобритания |
14,600 |
15,920 |
17,710 |
24,954 |
28,090 |
Таиланд |
7,400 |
4,970 |
19,603 |
22,890 |
22,715 |
Болгария |
2,840 |
21,206 |
|||
Индия |
10,801 |
25,443 |
16,401 |
||
Туркменистан |
11,634 |
15,891 |
|||
Испания |
8,331 |
9,672 |
6,839 |
15,195 |
9,584 |
Италия |
17,678 |
19,811 |
17,755 |
14,913 |
16,420 |
Норвегия |
13,300 |
24,823 |
19,688 |
13,500 |
|
Австрия |
10,971 |
13,832 |
10,367 |
11,620 |
15,307 |
Тунис |
9,675 |
5,845 |
923 |
11,626 |
|
Ирландия |
8,263 |
9,140 |
11,469 |
10,096 |
14,820 |
Индонезия |
10,930 |
12,506 |
28,029 |
10,803 |
|
Филиппины |
921 |
7,038 |
3,622 |
10,255 |
|
Бангладеш |
456 |
656 |
678 |
9,604 |
|
Австралия |
5,623 |
10,213 |
11,397 |
8,333 |
|
ЮАР |
1,948 |
4,486 |
2,924 |
8,150 |
|
Латвия |
3,169 |
4,204 |
5,935 |
11,098 |
7,674 |
Чили |
18,411 |
7,454 |
5,555 |
7,339 |
|
Малайзия |
14,386 |
44,759 |
18,029 |
9,426 |
7,027 |
Словакия |
23,330 |
18,028 |
10,985 |
4,451 |
7,002 |
Гонконг |
6,486 |
15,125 |
7,972 |
9,937 |
6,764 |
Танзания |
5,665 |
11,138 |
6,448 |
||
Израиль |
10,474 |
3,086 |
2,425 |
6,247 |
|
Япония |
8,841 |
8,548 |
5,570 |
6,012 |
|
Сингапур |
10,898 |
8,892 |
8,412 |
5,744 |
5,562 |
Замбия |
5,543 |
||||
Египет |
6,204 |
4,414 |
6,429 |
5,355 |
|
Респ. Корея |
16,799 |
28,543 |
14,057 |
5,216 |
|
Венгрия |
5,869 |
3,932 |
2,507 |
3,375 |
5,176 |
Аргентина |
826 |
3,462 |
7,833 |
5,115 |
|
Чехия |
4,840 |
7,667 |
4,998 |
4,617 |
5,075 |
Сауд. Аравия |
1,238 |
995 |
4,583 |
||
Камерун |
3,435 |
3,790 |
|||
Польша |
3,943 |
13,379 |
7,523 |
3,592 |
|
Перу |
1,896 |
9,353 |
3,960 |
5,273 |
3,566 |
Дания |
10,687 |
6,376 |
3,253 |
6,492 |
3,643 |
Пакистан |
6,861 |
3,804 |
1,615 |
267 |
3,357 |
Алжир |
4,043 |
4,977 |
3,329 |
||
Эстония |
3,138 |
4,297 |
3,207 |
||
Хорватия |
1,347 |
12,444 |
3,556 |
5,922 |
3,157 |
Словения |
10,322 |
4,593 |
1,000 |
3,080 |
|
Венесуэла |
1,761 |
1,215 |
2,389 |
2,971 |
|
Марокко |
2,095 |
1,933 |
2,970 |
||
КНР |
147,491 |
3,647 |
3,089 |
2,558 |
|
Судан |
66 |
2,264 |
|||
Новая Зеландия |
3,473 |
3,356 |
3,777 |
3,986 |
2,080 |
Зимбабве |
838 |
970 |
1,994 |
||
Кения |
390 |
173 |
77 |
1,724 |
|
Греция |
18,837 |
10,920 |
4,225 |
1,017 |
3,656 |
Колумбия |
13,850 |
8,983 |
10,744 |
2,030 |
905 |
Литва |
2,973 |
10,470 |
7,614 |
9,079 |
869 |
Нигерия |
1,385 |
452 |
817 |
||
Азербайджан |
894 |
792 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Югославия |
6,836 |
541 |
784 |
||
Габон |
709 |
||||
Монголия |
705 |
||||
Эквадор |
25 |
140 |
350 |
590 |
|
Ямайка |
897 |
368 |
415 |
||
Гватемала |
283 |
98 |
290 |
359 |
|
Сент-Китс и Невис |
36 |
369 |
295 |
||
Боливия |
76 |
305 |
580 |
231 |
|
Оман |
6 |
8 |
220 |
||
Багамские о-ва |
208 |
||||
Молдова |
71 |
1,353 |
200 |
||
Сальвадор |
33 |
52 |
55 |
199 |
|
Кот-д’Ивуар |
169 |
||||
Эфиопия |
145 |
||||
Гренландия |
157 |
101 |
75 |
86 |
122 |
Малави |
116 |
||||
Панама |
63 |
11 |
21 |
116 |
|
Коста-Рика |
91 |
26 |
99 |
111 |
|
Македония |
2,412 |
13 |
68 |
87 |
|
Исландия |
80 |
53 |
184 |
69 |
|
Никарагуа |
45 |
31 |
128 |
116 |
18 |
Мальдивы |
58 |
151 |
9 |
||
Мадагаскар |
0 |
547 |
2 |
||
Маврикий |
143 |
165 |
3 |
0 |
|
ИТОГО по указанным странам |
1,154,815 |
1,140,678 |
1,172,048 |
1,384,865 |
787,998 |
ВСЕГО |
1,230,000 |
1,200,000 |
1,240,000 |
1,420,000 |
1,220,000 |
Источник: Расчеты и оценки ВНИКИ по данным International Trade Centre (UN), 2001 и
внешнеторговой статистики основных стран.
Следует иметь в виду, что в приведенные выше данные по объемам мировой торговли металлопродукцией железнодорожного назначения не включены поставки колес (и их частей), осей (включая заготовки), колесных пар и аналогичной продукции для железнодорожного подвижного состава. По оценочным данным ВНИКИ стоимостной объем мировой торговли по этой товарной группе составляет еще около 500 тыс. долл. в год (см. также Приложения 3-5 и 8).
Рассмотрим товарную структуру мировой внешней торговли металлопродукцией железнодорожного назначения в целом, а также по важнейшим секторам и регионам.
Наиболее крупнотоннажным видом металлопродукции железнодорожного назначения безусловно являются рельсы. Объемы мировой внешней торговли рельсами составляют около двух миллионов тонн в год.
Крупнейшим региональным рынком рельсов являются страны ЕС. Ежегодные совокупные объемы экспорта рельсов странами Сообщества составляют около 600 тыс. тонн, импорта - около 400 тыс. тонн (табл. 5, 6, Приложение 3). Глубокая экономическая интеграция и наличие устойчивых кооперационных связей между странами Сообщества обусловливают доминирование взаимных поставок рельсовой продукции между этими странами как в импорте (80-90% всего физического объема стран ЕС), так и в экспорте (55-60%).
Таблица 5
Объем и географическая структура экспорта рельсов странами ЕС
в 1999 г., тыс. т, %
Страны- |
Страны ЕС-экспортеры |
||||||||
импортеры |
ЕС в целом |
Уд. вес стран-импортеров, % |
Герма-ния |
Италия |
Велико-британия |
Испания |
Люксем-бург |
Швеция |
Австрия |
Франция |
18223 |
2.8 |
3370 |
2692 |
16 |
633 |
2422 |
- |
7217 |
Нидерланды |
23944 |
3.7 |
14239 |
2578 |
1777 |
283 |
1923 |
- |
3122 |
Германия |
131608 |
20.4 |
- |
6 |
3130 |
2844 |
4406 |
29505 |
88982 |
Италия |
10503 |
1.6 |
3335 |
- |
- |
325 |
4394 |
- |
2184 |
Великобритания |
18844 |
2.9 |
218 |
205 |
- |
49 |
988 |
89 |
16336 |
Ирландия |
21980 |
3.4 |
119 |
- |
21799 |
- |
- |
- |
- |
Испания |
12279 |
1.9 |
604 |
227 |
1913 |
- |
4630 |
- |
724 |
Бельгия |
21394 |
3.3 |
20107 |
4 |
- |
111 |
524 |
- |
427 |
Норвегия |
8410 |
1.3 |
238 |
1 |
- |
- |
71 |
1040 |
7039 |
Швеция |
11973 |
1.9 |
1319 |
- |
10 |
- |
457 |
- |
10182 |
Финляндия |
59585 |
9.2 |
53500 |
- |
1621 |
- |
489 |
1962 |
2013 |
Швейцария |
28803 |
4.5 |
10161 |
411 |
3491 |
43 |
273 |
- |
14423 |
Турция |
4748 |
0.7 |
497 |
58 |
405 |
- |
427 |
- |
3308 |
Литва |
5493 |
0.9 |
- |
- |
1811 |
- |
- |
- |
3675 |
Венгрия |
4893 |
0.8 |
56 |
- |
7 |
- |
5 |
- |
4825 |
Румыния |
29462 |
4.6 |
32 |
- |
26610 |
- |
125 |
- |
2695 |
Россия |
15 |
0.0 |
3 |
- |
- |
- |
- |
- |
5 |
Узбекистан |
8391 |
1.3 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
8391 |
Марокко |
5325 |
0.8 |
455 |
25 |
- |
4649 |
93 |
- |
- |
Нигерия |
11441 |
1.8 |
24 |
10995 |
- |
422 |
- |
- |
- |
США |
21169 |
3.3 |
10449 |
43 |
22 |
6722 |
3788 |
0 |
63 |
Канада |
5428 |
0.8 |
2143 |
- |
10 |
766 |
1614 |
- |
889 |
Аргентина |
6821 |
1.1 |
205 |
2 |
- |
6556 |
35 |
- |
5 |
Иран |
82447 |
12.8 |
344 |
41 |
23999 |
- |
48 |
- |
57974 |
Израиль |
6539 |
1.0 |
102 |
- |
6409 |
- |
18 |
- |
- |
Индия |
9910 |
1.5 |
- |
- |
9001 |
- |
119 |
780 |
10 |
Индонезия |
17225 |
2.7 |
5 |
- |
1 |
- |
24 |
- |
17145 |
Страны ЕС |
355942 |
55.2 |
111728 |
8886 |
31341 |
6957 |
21607 |
33347 |
131652 |
Прочие страны |
288927 |
44.8 |
31198 |
12253 |
78225 |
19493 |
11904 |
3476 |
130007 |
ВСЕГО |
644869 |
100.0 |
142926 |
21139 |
109566 |
26450 |
33511 |
36823 |
261659 |
Доля в экспорте ЕС, % |
100.0 |
22.2 |
3.3 |
17.0 |
4.1 |
5.2 |
5.7 |
40.6 |
Анализ таблицы 5 показывает, что крупнейшим европейским экспортером рельсов в настоящее время является Австрия, на которую приходится более 40% совокупных поставок стран Сообщества. Вторым по значению европейским экспортером рельсов является Германия (более 20%). Крупными регулярными специализированными на данной продукции поставщиками являются также Великобритания и Люксембург. Значительные объемы экспортных поставок имеют место из Швеции, Испании (наблюдается заметный рост экспорта рельсовой продукции) и Италии, доля остальных стран ЕС невелика. Указанные тенденции сохранялись и в 2000 г., о чем свидетельствуют предварительные данные за 6 месяцев, приведенные в Приложении 3.
Что касается географической структуры поставок рельсов странами ЕС, то, как уже отмечалось, основным направлением их экспорта являются другие страны ЕС (то есть, доминируют взаимные поставки между странами Сообщества). Объем экспортных поставок в другие страны и регионы сильно варьирует по годам и представляется возможным выделить только основные направления поставок и наиболее серьезных регулярных импортеров рельсов из стран Сообщества. Среди них можно назвать Швейцарию, США, Иран. Значительные объемы поставок в отдельные годы имеют место в Румынию, Индонезию, Узбекистан, Бразилию и некоторые другие страны (табл. 5, Приложение 3).
Приведенные в табл. 6 и Приложении 3 данные по объемам и географической структуре импорта рельсовой продукции странами ЕС показывают, что важнейшим страновым рынком, который абсорбирует 30-50% всех импортных поставок в регион, является Германия. Несмотря на значительные объемы экспортных поставок Германия в последние годы выступает преимущественно в качестве нетто-импортера рельсов. Следует отметить, что основными зарубежными поставщиками рельсов на рынок Германии выступают другие страны ЕС (Австрия, Люксембург, Швеция, Бельгия), однако все большее значение приобретает импорт этой продукции из стран Восточной Европы (прежде всего, из Польши и Чехии). Регулярный и значительный по объемам импорт рельсов наблюдается в последние годы в Бельгию и Францию. Импорт рельсов другими странами ЕС серьезно варьирует по годам.
Детальный анализ внешней торговли стран ЕС по важнейшим типам рельсовой продукции позволяет с большей степенью адекватности оценить структуру спроса и предложения на этом важнейшем региональном рынке.
В этой связи, прежде всего, необходимо отметить, что подавляющая часть экспортных поставок рельсовой продукции стран ЕС приходится на тяжелые рельсы для железных дорог и трамвайных путей с массой погонного метра 20 кг и более - около 95% физических объемов поставок (Приложение 3). В международной внешнеторговой статистике их экспорт и импорт учитываются по товарной позиции HS 730210310. География экспорта данного вида рельсовой продукции странами Сообщества практически идентична географии экспорта рельсовой продукции в целом - как по удельному весу отдельных европейских стран-экспортеров (лидирующие позиции Австрии, Германии и Великобритании), так и по структуре стран-контрагентов.
Таблица 6
Объем и географическая структура импорта рельсов странами ЕС в 1999 г.,
тыс. т, %
Страны- |
Страны ЕС-импортеры |
||||||||
экспортеры |
ЕС в целом |
Уд. вес стран-экспортеров, % |
Франция |
Нидер-ланды |
Герма-ния |
Италия |
Ирлан-дия |
Бельгия |
Финлян-дия |
Франция |
51140 |
12.5 |
- |
2940 |
7530 |
1904 |
- |
28374 |
- |
Германия |
67843 |
16.6 |
14044 |
1000 |
- |
3078 |
26 |
16026 |
27655 |
Великобритания |
26062 |
6.4 |
642 |
- |
3169 |
1 |
19895 |
24 |
1515 |
Бельгия |
34722 |
8.5 |
6085 |
0 |
26136 |
169 |
- |
- |
- |
Люксембург |
41637 |
10.2 |
3367 |
- |
29409 |
3903 |
- |
1390 |
686 |
Швеция |
26837 |
6.5 |
- |
- |
24624 |
- |
- |
9 |
1968 |
Австрия |
52287 |
12.8 |
16 |
- |
37613 |
1766 |
- |
267 |
1799 |
Польша |
68226 |
16.6 |
418 |
- |
65039 |
251 |
- |
190 |
- |
Чехия |
9532 |
2.3 |
194 |
- |
3649 |
1286 |
- |
65 |
8 |
Украина |
861 |
0.2 |
- |
- |
- |
861 |
- |
- |
- |
Россия |
147 |
0.0 |
27 |
- |
- |
- |
- |
- |
120 |
Страны ЕС |
327944 |
80.0 |
29067 |
13895 |
131251 |
11047 |
19933 |
46449 |
33623 |
Прочие страны |
81893 |
20.0 |
703 |
282 |
68950 |
3008 |
12 |
255 |
128 |
ВСЕГО |
409837 |
100.0 |
29770 |
14177 |
200201 |
14055 |
19945 |
46704 |
33751 |
Доля в импорте ЕС, % |
100.0 |
7.3 |
3.5 |
48.8 |
3.4 |
4.9 |
11.4 |
8.2 |