Библиотека маркетолога

Панкрухин: "Маркетинг образовательных услуг"

А. П. Панкрухин Из материалов Гильдии маркетологов, //www.marketologi.ru

Оглавление

6.3. Связи с общественностью

В последнее время среди маркетинговых коммуникационных действий, осуществляемых на отечественном рынке, растет вес мероприятий "public relations" (ПР). Одно из наиболее взвешенных определений этого термина, содержащееся в "Webster New International Dictionary" сообщает, что это - "содействие установлению взаимопонимания и доброжелательности между личностью, организацией и другими людьми, группами людей или обществом в целом посредством распространения разъяснительного материала, развития обмена (информацией) и оценки общественной реакции".

В отличие от пропаганды, имеющей главной целью завоевание сторонников и часто скрывающей или тенденциозно трактующей факты, ПР ставит другую цель - достижение согласия, честного диалога на рынке и предпочитает методы, подразумевающие максимальную открытость во взаимоотношениях, прежде всего со "своей общественностью" - персоналом, партнерами, потребителями. Для образовательного учреждения сюда безусловно входят также его выпускники, даже если они сами не рассматриваются в качестве повторных клиентов.

Выделяются три основных группы действий по осуществлению ПР [8: 33], нацеленные на:

    а) достижение доброжелательного отношения общественности к учреждению с целью обеспечить его нормальное функционирование и расширение деятельности ;

    б) сохранение репутации, требующее обнаружения и отказа от тех традиций и обычаев, которые, даже будучи вполне законными, могут вступить в противоречие с общественным мнением или повредить взаимопониманию;

    в) продуктивные внутренние отношения в учреждении - создание у сотрудников чувства ответственности и заинтересованности в делах и действиях администрации.

В учреждении функции ПР выполняют, наряду со службой персонала (отделом кадров), службами маркетинга и рекламы, также ответственные за связь с прессой и другими средствами массовой информации. Здесь используются такие формы общения, как статьи, заметки, пресс-релизы (информационные сообщения), открытые письма, пресс-конференции.

Среди печатных средств ПР, как и рекламы, для образовательных учреждений одним из оптимальных является размещение сообщений в печатной продукции (научных трудах, учебниках и учебных пособиях), авторами и тем более издателями которой выступает сотрудники и подразделения этих учреждений. Оптимальные места размещения сообщений - не только первые листы издания, но и страницы между введением и основной частью книги, а также на одном развороте с оглавлением.

Образовательные учреждения, как правило, лишены возможности масштабно участвовать в проведении выставок и тем более ярмарок, как одном из традиционных и мощных средств ПР. Однако у них есть параллельная возможность - проведение "дней открытых дверей", встреч выпускников и др. Безусловно, в этих же целях можно широко использовать контакты с аудиториями на научных конференциях, симпозиумах и т.п., особенно - по проблемам образования.

Весьма важными для образовательного учреждения представляются связи с органами представительной и исполнительной власти (включая лоббирование), в т.ч. в регионе, с отраслевыми ассоциациями работодателей, профсоюзами.

Важнейшим и наиболее действенным средством развития ПР, связей с общественностью как внутри, так и вне образовательного учреждения выступает кооперация администрации, научно-педагогического персонала, других сотрудников и студентов. Том Лаптон, в частности, провел интересную и поучительную систематизацию проблем, точек контакта и средств кооперации институтов развития менеджмента [114: 32-33] (см. рис. 30 и 31).

Рис. 30. МАТРИЦА ПРОБЛЕМ И ТОЧЕК 
КОНТАКТА В КООПЕРАЦИИ ИНСТИТУТОВ РАЗВИТИЯ МЕНЕНЕДЖМЕНТА.



     Рис. 31. МАТРИЦА ПРОБЛЕМ И СРЕДСТВ, ФОРМ КООПЕРАЦИИ.

============================================================
¦                          ¦  Средства, формы кооперации   ¦
¦       ПРОБЛЕМЫ           ¦-------------------------------¦
¦                          ¦ A ¦ B ¦ C ¦ D ¦ E ¦ F ¦ G ¦ H ¦
============================================================
¦Поступление, набор        ¦ * ¦   ¦   ¦   ¦   ¦ * ¦   ¦ * ¦
¦Разработка учебных планов ¦ * ¦   ¦   ¦   ¦   ¦ * ¦   ¦ * ¦
¦Разработка учебных курсов ¦ * ¦   ¦ * ¦ * ¦   ¦   ¦ * ¦   ¦
¦Политика консультирования ¦   ¦   ¦   ¦ * ¦   ¦   ¦   ¦ * ¦
¦Оценка знаний             ¦ * ¦   ¦ * ¦   ¦   ¦   ¦   ¦ * ¦
¦Развитие факультетов      ¦   ¦ * ¦   ¦ * ¦ * ¦ * ¦ * ¦ * ¦
¦Развитие персонала        ¦   ¦ * ¦   ¦ * ¦   ¦   ¦   ¦ * ¦
¦Поиск средств в целом     ¦   ¦   ¦   ¦ * ¦   ¦   ¦   ¦ * ¦
¦Здания, оборудование      ¦ * ¦   ¦   ¦ * ¦   ¦   ¦   ¦ * ¦
¦Средства на исследования  ¦   ¦ * ¦   ¦   ¦   ¦ * ¦   ¦ * ¦
¦Организация исследований  ¦   ¦ * ¦ *Д¦   ¦ * ¦   ¦   ¦ * ¦
¦Системы управления        ¦ * ¦   ¦   ¦ * ¦   ¦   ¦   ¦ * ¦
¦Организационная структура ¦   ¦   ¦   ¦ * ¦   ¦   ¦   ¦ * ¦
¦Организационная культура  ¦ * ¦ * ¦   ¦ * ¦   ¦   ¦   ¦ * ¦
¦Методы обучения           ¦   ¦ * ¦ * ¦   ¦   ¦ * ¦ * ¦ * ¦
¦Базовый уровень знаний    ¦   ¦   ¦ * ¦   ¦   ¦ * ¦ * ¦ * ¦
¦Размещение студентов      ¦ * ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦   ¦ * ¦
¦Публикации, документы     ¦   ¦   ¦   ¦ * ¦   ¦ * ¦   ¦ * ¦
============================================================

   Обозначения: A - визиты:  B - обмен персоналом;  C - обмен
                студентами; Д - контакты деканов, директоров;
                E  -  совместная деятельность (напр.  студии,
                семинары,  конференции, публикации, издания);
                F - обмен документами; G - длительные научные
                отпуска,  стажировки;  H - контакты сотрудни-
                ков-коллег.

   Сокращение: Д - докторские.


Актуальность кооперации между образовательными учреждениями определяется прежде всего тремя причинами: общностью проблем, стоящих перед ними, возможностью взаимного наращивания потенциала друг друга и контингента обучающихся, а также большой ограниченностью ресурсов. Простой и традиционный для нашего отечества обмен опытом между коллегами явно недостаточен для сферы образования. Различия между образовательными учреждениями не только по целям, но и по кадровому потенциалу, по социально-экономической и культурной среде, чрезвычайно важной не только для организации, но и для содержания образования, не позволяют говорить о простой повторяемости опыта успешно действующих образовательных учреждений. Им нужна именно кооперация.

Т.Лаптон [114: 13] выделяет следующие причины, мотивирующие институты участвовать в кооперации.

Для т.н. "продвинутых" институтов, находящихся на передовых позициях, это:

  • стремление внести вклад в развитие образования, в прогресс общества;
  • обеспечение более широкого признания, положительного имиджа в более широких кругах общественности, в т.ч. международной;
  • расширение своего рынка ОУ.

Институты, далекие от лидерских позиций, стремятся:

  • получить доступ к более обширным международным контактам и сетям;
  • улучшить свой имидж в собственной стране, регионе;
  • получить доступ к более компетентному учебному и исследовательскому персоналу из лидирующих образовательных учреждений;
  • увеличить компетентность собственного персонала, прямо заимствовать опыт и идеи относительно организации обучения, учебных планов, методов обучения и др.

Эти перечни причин могут быть, на наш взгляд, существенно расширены с учетом отечественного опыта кооперации.

Для зарубежных партнеров (кстати, далеко не всегда находящихся на подлинно передовых позициях в отношении уровня образования) также весьма привлекательны следующие моменты:

  • возможность выиграть престижный конкурс на получение международного заказа (по линии как межправительственных соглашений, так и неправительственных фондов). Кооперация с российским партнером дает им надежду с помощью его усилий по лоббированию получить благоприятный предварительный отзыв от заказчиков образовательных услуг в России;
  • перспектива за счет экспорта продлить жизненный цикл ОУ (находящихся в собственной стране на стадии спада или близко к ней), проведя лишь некоторую модернизацию, часто к тому же силами самого российского партнера, при весьма низкой оплате его труда. Здесь же - возможности создания дополнительных рабочих мест для своего персонала;
  • значительные возможности по налаживанию связей с деловыми людьми страны - импортера ОУ и с их помощью - дальнейшее расширение своего экспорта ОУ и рост своего престижа на данном рынке и в мире.

Для многих российских образовательных учреждений весьма актуальны, наряду с вышеуказанными, следующие аспекты и следствия кооперации:

  • получение льгот и помощи со стороны отечественных федеральных и региональных органов управления и программ, как участникам совместной образовательной деятельности;
  • возможности (хотя и небольшие) принимать участие в распределении и целевом адресовании валютных средств, использовать приобретаемое по международным проектам оборудование, учебные программы и материалы также для собственных нужд учебного процесса и сотрудников;
  • возможности зарабатывания валютных средств на посреднической деятельности (вербовке абитуриентов для зарубежных образовательных учреждений), а также расширение объема реализации собственных образовательных и сопутствующ (включая оформление заграничных паспортов, виз, проездных и других необходимых документов);
  • личные интересы в отношении географии поездок должностных лиц и других сотрудников и партнеров образовательного учреждения;
  • решение или сглаживание внутренних кадровых и других проблем.

Жизненный цикл кооперации институтов, как считает Т.Лаптон, обычно принимает форму, изображенную на графике на рис. 32.


  Рис. 32. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ КООПЕРАЦИИ ИНСТИТУТОВ [114: 13].

        Готовность ^
        к сотруд-  ¦
        ничеству,  ¦         Менее "продвинутые"
        кооперации ¦       / институты
                   ¦      /
                   ¦     /________
                   ¦    /         \ "Продвинутые"
                   ¦   / ¦       ¦ \   институты
                   ¦  /             \
                   ¦ /   ¦       ¦
                   ¦/           
                   ------+-------+---------------->
                      A      B     C       Время

Как видно из приведенного графика, жизненный цикл международной кооперации образовательных учреждений состоит как минимум из трех стадий, обозначенных буквами A, B и C.

На стадии "А" международные связи (на межрегиональном и межгосударственном уровнях) играют инициирующую роль, обеспечивая первичный контакт (знакомство) учреждений друг с другом, организацию встреч руководителей институтов, налаживание дальнейших контактов.

Стадия "В" включает согласование позиций в отношении кооперации, вплоть до выработки и подписания конкретных соглашений, договоров. В этот процесс вовлекаются ключевые (ведущие) сотрудники. Активность в отношении кооперации приобретает динамизм.

Начало стадии "С" ознаменовано возникновением проблем, угрожающих кооперации. Ведомые образовательные учреждения могут к этому времени получить результаты, превышающие их ожидания и даже саму готовность к кооперации. В то же время ведущие учреждения могут обнаружить, что стоимость продолжения подобной активности стремится превысить потенциальную выгоду, так что их готовность к сотрудничеству резко падает.

В точке, где кривые готовности к кооперации начинают расходиться, активную роль должна сыграть сама общественность (прежде всего в лице международных организаций сотрудничества и помощи). Чтобы избежать не нужной ни одной из сторон постоянной зависимости, Т.Лаптон рекомендует вовремя перейти от чисто институционального подхода к такому, при котором личности видят много различных преимуществ от продолжения сотрудничества (в т.ч. поездки, доступ к данным и др.), так что в итоге уровень зависимости осознанно усиливается, но процесс идет вглубь, а средства его осуществления становятся разнообразнее и рассредотачиваются.

В этом смысле полезно обнародование для общественности приведенных ранее матриц кооперации: по крайней мере, персоналу полезно представлять себе все возможные эффекты и пути сотрудничества. Но здесь, как и всегда, деятельность в русле "public relations" требует безусловной честности, открытости информации. Так еще раз проявляется важнейшая особенность маркетинга образовательных услуг как маркетинга открытых систем.


Оглавление