Рычаги управления продажами через дистрибутора
Дорощук НиколайГенеральный директор консалтинговой компании "Бизнес-Гармония"
Журнал "Управление компанией", № 10 за 2005 год
-
Перед каждым производителем стоит одна и та же задача — увеличить объем продаж. Некоторые видят ее решение в прессинге самого дистрибутора, другие, наоборот, берут под контроль продажи от дистрибутора. Какой путь лучше? В статье рассматривается, с помощью каких рычагов можно управлять продажами через дистрибутора.
Что значит управлять продажами через дистрибутора?
Это значит иметь те рычаги, которые позволят руководить продажами от дистрибутора в торговые точки или от дистрибутора конечному потребителю через торговые точки.
На первом этапе развития производитель стремится продать дистрибутору товар. Региональный менеджер выступает в роли торгового представителя, задача которого — найти нескольких дистрибуторов, заинтересованных в том, чтобы продавать их товар в торговые точки. На этом этапе региональный менеджер видит только склад дистрибутора, цепочку "производитель-дистрибутор". А вот куда и как будет продавать дистрибутор, менеджеру пока не так важно.
На втором этапе развития производитель понимает, что объем продаж в регионе зависит от того, как построены продажи от дистрибутора в торговые точки — "продажа на полку". На данном этапе производитель хочет уже контролировать цепочку "дистрибутор-торговые точки" (см. рис. 2).
Одни производители в качестве рычага управления объемом продаж используют торговый персонал дистрибутора (рычаг "выход-вход"), другие рассматривают в качестве рычага не сам персонал, а систему работы дистрибутора с торговыми точками (рычаг "выход-процесс").
На третьем этапе производитель уже стремится создать управляемые рычаги продаж при дистрибуторе, которые способны дополнить "продажи с полки" продажами из торговых точек конечному потребителю.
В данной статье мы подробно рассмотрим цепочку "дистрибутор-торговые точки" и, соответственно, пути создания рычагов управления "продажами на полку".
Основные этапы создания рычагов управления "выход-вход"
Шаг № 1. Формируем общий объем продаж
Для этого необходимо выяснить, какой объем продаж необходим для покрытия производственных, маркетинговых и других затрат (этикетка, бутылка, акциз, аренда, заработная плата, сырье, реклама, логистика и т. д.). Затем определяем процент желаемой прибыли и в итоге получаем объем продаж, который необходимо выполнить.
ШАГ № 2. Распределяем объем продаж по регионам
Используя статистические данные по населению в регионах и рассчитывая потребление продукции на душу населения, выводим объем продаж для каждого региона. Полученные показатели передаем в торговый отдел или фокусную команду при дистрибуторе, от которых требуется только одно — реализовать желаемый объем.
ШАГ № 3. Распределяем объем продаж по торговым представителям
Руководитель отдела продаж совместно с региональным менеджером начинают распределять объем продаж по торговым представителям. Формирование планов для торговых представителей зачастую происходит на основе анализа прошлых продаж или по принципу количественного покрытия розницы.
ШАГ № 4. Создаем материальную мотивацию для торговых представителей
Как заинтересовать торгового представителя в том, чтобы он продавал именно ваш товар, а не другого производителя? Создайте систему бонусов и поощрений, которые будут мотивировать торгового представителя к изменению его действий (ПРОЦЕССА) по выполнению объема продаж вашей группы товаров. Важно, чтобы ваша система поощрений была более выгодна для торгового представителя, чем система поощрения другого производителя. Для этого многие производители выделяют региональному менеджеру бюджет на поощрение торговых представителей.
ШАГ № 5. Создаем "пресс"
Зачастую действия регионального менеджера сводятся к прессингу дистрибутора, производимому для того, чтобы он не забывал, какой план ему необходимо выполнить и какие недоработки с точки зрения качества дистрибуции у него есть. Но главная цель — объем продаж, объем продаж, объем продаж...
Производитель начинает доказывать дистрибутору, что реализация его продукции в данном объеме — задача выполнимая, если дистрибуция будет и количественной, и качественной. Для этого региональный менеджер определяет цели покрытия розницы. Исходя из них и общего положения дел на настоящий момент, региональный менеджер может настаивать на введении дополнительных торговых представителей либо увеличении эффективности работы ныне действующих путем развития их навыков продаж.
Итак, создан рычаг "выход-вход" для управления объемом продаж через мотивацию и развитие навыков торгового персонала к изменению их поведения (ПРОЦЕССА) при работе с заказчиками.
Плюсы и минусы данного рычага
Плюсы
Минусы
Методы устранения минусов
Если внимательно изучить методы устранения минусов рычага "выход-вход", то можно заметить, что эти методы ликвидируют не саму проблему, а ее симптомы, которые снова создадут проблемы.
Как устранить основные минусы рычага "выход-вход" — "слив" по регионам и зависимость от человеческого фактора?
Изменяйте стратегию продаж — создавайте рычаг "выход-процесс" (см. рис. 2).
Основные этапы создания рычагов управления "выход-процесс"
Если вы хотите увеличить объем продаж, вам необходимо определить, что именно вы собираетесь изменить в самой системе продаж (ПРОЦЕССЕ), а уж затем развить необходимые навыки работы торгового представителя в данной системе.
Значение рычага "выход-процесс" и его отличие от рычага "выход-вход" можно показать на примере действий рабочего, который вытачивает "болванки" на устаревшем конвейере. Например, на сегодняшний день количество болванок, которые он может выточить за смену, составляет 100 шт. Руководство предприятия решило увеличить объем выпускаемой продукции за смену на 15% — до 115 шт.
Как этого можно добиться:
Вариант № 1.
Создать рычаг "выход-вход":
Вариант № 2.
Создать рычаг "выход-процесс":
В чем состоят преимущества рычага "выход-процесс" перед рычагом "выход-вход"?
1. Вы сможете устранить влияние человеческого фактора, так как заказчик привыкает не к торговому представителю, а к организации — не к ритму работы личности, а к процессу работы с организацией. Торговый представитель выступает в роли "связующего" звена между руководителем отдела продаж и заказчиком, а супервайзер — в роли "надсмотрщика", контролирующего, как торговый представитель передает информацию и соблюдает ли он схему работы предприятия с заказчиком.
2. Вы сможете управлять процессом продаж, что позволит избежать "слива" по регионам. Когда начинается "слив"? При установлении нереальных планов продаж на регион. Как определить реальный для данного региона план? Необходимо понять, может ли нынешняя система продаж дистрибутора справиться с большим объемом продаж (см. пример с конвейером). Если нет, то необходимо улучшить ее, иначе она приведет к авариям — "сливам" по регионам.
Общие рекомендации по созданию рычага "выход-процесс"
1. Сегментируйте заказчиков.
Цельтесь точно в цель, а не стреляйте по воробьям из пушки.
2. Разработайте стратегию продаж по каждому сегменту.
Бизнес — это искусство извлекать деньги из чужого кармана, не прибегая к насилию.
3. Развивайте требуемый навык у торгового представителя.
4. Введите систему контроля.
Выполняется то, что контролируется.
5. Оптимизируйте работу торгового представителя.
Как определить, какой рычаг управления вы создали?
Приведем схемы размышлений двух региональных менеджеров, которые ломают голову над тем, как увеличить объем продаж (см. таблицу).
Региональный менеджер с мышлением "выход-вход" | Региональный менеджер с мышлением "выход-процесс" | |
Задача | Увеличить объем продаж | Увеличить объем продаж |
Анализ | Определить, у какого дистрибутора (торгового представителя) произошло падение объема продаж | Определить, в каком сегменте произошло падение объема продаж |
Причина | Почему дистрибутор (торговый представитель) плохо продает? | Почему произошло падение объема продаж в этом сегменте? |
Вывод | Дистрибутор потерял мотивацию к продаже данного продукта. Торговый представитель не заинтересован в продаже данного продукта или не имеет навыка продаж | Стратегия продаж в данном сегменте дала сбой. Активизировался конкурент, который пытается забрать наш "кусок хлеба" |
Действия | Разработать систему поощрения дистрибутора и торгового представителя. Развить навык торгового представителя в работе с возражениями. Обучить торгового представителя навыкам презентации продукта | Разработать новую стратегию продаж в данном сегменте. Обучить торгового представителя навыку продажи в данном сегменте. Ввести новую систему контроля работы торгового представителя |