Библиотека маркетолога

Клейменые Железом

Валентин Перция pertsiya@marketingmix.com.ua
Из материалов проекта MarketingMix.com.ua

"Жизнь так коротка, а большинство покупок так тривиальны, что жаль тратить хотя бы миг ее на размышления что купить..."
Руководство по разработке брэндов рекламного агентства J. Walter Thompson

В 1997 году автору выпала возможность в течение полугода в различных формах принимать участие в работе одного из крупнейших производителей безалкогольных и слабоалкогольных напитков в Украине. По личным наблюдениям, именно эта отрасль народного хозяйства страны сегодня по многим показателям является передовой - остановлен спад производства, ведущие заводы наращивают объемы выпуска продукции и расширяют ассортимент, внедряют передовые технологии и покупают новое оборудование. Эта же отрасль и самая, если так можно выразиться, конкурентноемкая, поскольку, во-первых, в стране уже развернулись и работают ведущие мировые компании по производству напитков - Coca Cola, Pepsico, во-вторых, другие зарубежные компании входят в рынок путем покупки местных заводов, и в-третьих, множество импортеров, легальных и нелегальных, ввозит в страну огромное количество различных напитков. Как это и положено лидерам, все украинские производители напитков первыми столкнулись с проблемами, которые рано или поздно придется решать всем. И если ответы на некоторые краткосрочные задачи, от решения которых зависит сегодняшний день производства (оборотные средства, поставщики комплектующих, дизайн упаковки, рецептура) уже найдены, то зерна правильных ответов на глобальные вопросы, влияющие на дальнейшее развитие предприятий, еще только-только отделяются от плевел сиюминутности, только-только начинают давать ростки. И в этой статье автору хотелось бы подробнее рассмотреть одно из таких зерен, а именно зерно под названием "брендинг" (branding). Что это такое, что бренды и бренд менеджмент дает производителю и нужно ли все это украинским фирмам?

Что общего у тонального крема Max Factor со стиральным порошком Tide?
Многие ли из вас, уважаемые читатели, знают о том, что декоративная косметика Max Factor, средства по уходу за кожей Ellen Betrix, изысканные ароматы Hugo Boss, чипсы Pringles и, наконец, кофе Folgers являются продукцией американской компании Procter&Gamble? А о том, что маргарин Rama, мороженное Magnum, шампунь Organics, запахи Obsession и one от Calvin Klein и крем Vaseline (известный всем жителям СССР как мазь "вазелин") выпускаются европейским гигантом Uniever? Если до сегодняшнего дня вы этого не знали, не грустите, автор уверен, что подавляющая часть потребителей этих товаров во всем мире тоже не догадывается, кем они производятся. Зачем же этим могущественным корпорациям, в зону интересов которых входит вся наша планета, производить множество различных товаров под всевозможными названиями, вкладывать деньги в их рекламу и продвижение на рынок? Не проще ли выпускать кофе, духи и стиральный порошок под одним именем, совпадающим, например, с названием фирмы-производителя, и вкладывать деньги в продвижение только этого имени.
Для того чтобы понять, почему большинство мировых производителей товаров массового потребления (ТМП в постсоциалистическом новоязе и fcmg - fast moving consumer goods в англоязычном мире) пошли по пути создания брендов, необходимо разобраться, что такое бренд, как появилось это понятие, и что оно дает производителю.

Краткая история становления системы управления брендами.
Справка: бренд (англ. brand) - головешка, раскаленное железо, тавро, фабричная марка. Само слово изначально связано со скотоводством. В давние времена хозяева клеймили своих буренок раскаленным железом, чтобы вечером, после выпаса, случайно не подоить чужую. В дальнейшем слово brand приобрело еще одно значение, и сегодня Американская Ассоциация Маркетинга (American Marketing Associations - AMA) трактует бренд как "имя, термин, знак, символ или дизайн или комбинация всего этого, предназначенные для идентификации товаров или услуг одного продавца или группы продавцов, а также для отличия товаров или услуг от товаров или услуг конкурентов".

Система брендов и система управления ими - бренд менеджмент (БМ), берет свое начало с середины прошлого века. Развивался БМ одновременно в нескольких странах, но основной вклад в его становление сделали Великобритания и США. Мы коротко остановимся на развитии бренд менеджмента в Северной Америке, так как именно в этой стране он впервые появился как официальная система управления товарами.

История американского бренд менеджмента разделена на 4 отличные друг от друга, но перекрывающиеся во времени периода.

В течение первого периода, с 1870 по начало 1900-ых, владельцы фирм и их помощники - первые в истории топ-менеджеры, создали первые товары массового потребления, многие из которых впоследствии стали удачными брендами и существуют до сих пор. Параллельно этому процессу, дополняя его, происходят коренные улучшения в качестве выпускаемого товара, в построении каналов его распространения, в рекламном деле.

Лидирующие производители товаров массового потребления закрепляют свой успех в течение второго периода, 1915-1929 гг., путем развития существующих брендов, а так же создавая и внедряя новые. В этот промежуток времени появляется категория менеджеров среднего уровня, которые активно накапливают знания по продвижению товаров на рынок, учатся работать с рекламными и исследовательскими агентствами.

Несмотря на радикальные изменения в жизни страны в продолжение третьего периода (с 1930 года по 1945 год), на который пришлись Великая Депрессия и Вторая Мировая война, существующие методы управления брендами приобретают популярность среди все большего количества фирм. В это время происходит появление формального понятия системы бренд менеджмента, которую вводит в качестве системы управления своей деятельностью Procter&Gamble и некоторые другие фирмы. Однако широкого распространения БМ пока не находит.

В течение четвертого периода, который продолжается с 45-го года по наши дни, большинство фирм, производящих ТМП, вводят у себя систему управления брендами.

Бренды появились в далеком 1870 году как альтернатива огромному количеству товаров с сомнительной репутацией и невысоким качеством, наводнивших США. В то время в Америке, как почти везде в мире, заводчики выпускали безликую продукцию - мыло, крупы, лампы, которые, так и не приобретя имени собственного, выкупались оптовиками для дальнейшей продажи через мелкие лавки и большие магазины. (Нам эта картина достаточно знакома, поскольку еще несколько лет назад мы различали молоко и масло по вкусу и цвету, а не по тому, кто его произвел). Производителю такая ситуация была не выгодна, поскольку его товар ничем не отличался от конкурентного и, следовательно, правила игры задавали оптовики, оставлявшие на свое усмотрение решение вопроса, у какого производителя купить товар. С другой стороны, фабриканты должны были выпускать огромное количество вариантов одной и той же продукции, чтобы удовлетворить любые запросы хозяев магазинов. Так, например, Colgate в 1906 году выпускал 160 различных типов туалетного мыла, 625 парфюмерных запахов и 2000 других наименований продуктов. Постепенное улучшение системы перевозок (облегчение доставки товаров), производственного процесса (большие объемы при низкой себестоимости), упаковки (привлекательность товара и упрощение идентификации его с производителем), изменения в законах (законы о защите торговых марок), усиление эффективности рекламы, новые способы продажи (по почте, сети фирменных магазинов) создали предпосылки для появления "бренда производителя" (Сразу оговоримся, что в этом материале под словом "бренд" мы будем понимать бренд, создаваемый производителем, или "бренд производителя" (manufacturer brand) в отличие от "брэндов продавцов" (retailer brand, store brand или private label), которые являются весьма интересным порождением торговли, и которым автор предполагает в дальнейшем уделить особое внимание).

В то время появление брэндов было встречено с одобрением со стороны массового покупателя, поскольку новинка позволяла потребителю не подвергать себя риску, возникающему при покупке небрендированного товара, а в случае неудовлетворительных качеств бренда, можно было избегать его в дальнейшем.
Мы не будем подробно останавливаться на всех этапах становления брендинга, укажем только основные проблемы, с которыми бренд менеджменту пришлось столкнуться на пути своего становления: а) до 1915 года в основном было преодолено неприятие брендов некоторыми потребителями и сопротивление торговых партнеров, для которых брендированные товары обозначали снижение доходов и усиление влияния производителей, так же в большинстве фирм менеджеры постепенно свыкались с необходимостью введения брендинга как основной формы управления товарами; б) второй и третий этапы становления брендинга ознаменовались в основном борьбой внутри корпораций между тем новым, что символизировали бренды, и старой системой управления предприятиями.

Послушаем одного из основоположников современной рекламы, наиболее известного популяризатора науки под названием "реклама" Девида Огилви: "Бренд - это неосязаемая сумма свойств продукта: его имени, упаковки и цены, его истории, репутации и способа рекламирования. Бренд так же является сочетанием впечатления, который он производит на потребителей, и результатом их опыта в использовании бренда". Последователи мэтра - сотрудники агентства Ogilvy & Mather раскрывают различия между товаром и брендом более подробно: "Товар ощущаем, вы можете его трогать, видеть. Он имеет физические свойства, может существовать в различных моделях, с различными характеристиками, отличаться ценой. Бренд - это большее. Бренд это то, что потребители чувствуют по отношению к продукту; это привязанность к нему; те персональные качества, которые они приписывают продукту, доверие и преданность, которые они испытывают к нему".

Приведем наиболее полное определение бренда, которое, наверное, только можно встретить (его "собрали" из всевозможных источников два исследователя - Leslie de Chernatony и Francesca Dall`Olmo Riley - исследователи из Великобританского The Open University).

Бренд - это:

    1) юридический инструмент;
    2) система отождествления;
    3) компания;
    4) идентификационная система;
    5) образ в воображении покупателей;
    6) личность;
    7) отношение;
    8) добавленная ценность;
    9) эволюционирующая сущность.


Коротко расшифруем все понятия.
Юридический инструмент.
Брендинг является инвестициями со стороны фирмы, обычно предпринимаемой для получения каких-либо экономических результатов.
Способ отличия.
Это объяснение совпадает с определением AMA. Компания. Культура, сотрудники и программа развития организации, производящей продукт, также являются четким отличием и ценностью для потребителей и является базой для создания отношений с потребителями.
Система отождествления.
При разработке бренда специалисты стараются создать совокупность визуальных знаков, в идеальном случае несущих смысловую нагрузку (символ, цвет, слоган, начертание, упаковка и пр.), позволяющие устанавливать связь между брендом и покупателями, задавать четкую позицию бренда в системе ценностей и предпочтений потребителей.
Образ в воображении покупателей.
Товар создает в воображении потребителей множество уникальных для каждого человека ассоциаций, вполне возможно, мало отвечающих реалиям самого товара. Каждый воспринимает товар по-своему и создает себе свой собственный образ товара.
Личность.
Давно замечено, что людям свойственно приписывать вещам, их окружающим, человеческие, личностные характеристики. При выборе товара покупатель предпочитает тот, который, как ему кажется, соответствует его характеру.
Отношение.
В силу того, что бренды могут быть персонифицированы со стороны покупателей, то, следовательно, между людьми и товарами могут устанавливаться взаимоотношения, весьма сходные со взаимоотношениями между людьми. Более того, специалисты отмечают, что сам товар может иметь позицию по отношению к покупателю. (Для понимания, бренды дорогих машин создаются с элементами определенного превосходства над потенциальным покупателем - "попробуй купи меня, я очень дорогая, не для человека из толпы")
Добавленная ценность.
Из всего спектра задач, стоящих перед брендом одними из важнейших являются: отличие его от других, достижение конкурентных преимуществ и возможность устанавливать повышенную (premium) цену. Это все становится возможным, когда мы убеждаем покупателя в преимуществе нашего товара. Потребитель готов заплатить большую цену за лучшее (реальное или воспринимаемое им) качество.
Эволюционирующая сущность.
Пример "научного" подхода к терминологии. В данном случае имеется в виду, что бренд эволюционирует во времени, и, превращаясь из "небрендированного предмета потребления" в "отношение", изменяет связь между подобными, между производителем и потребителем.

Брендинг по J. Walter Thompson
Рекламное агентство J. Walter Thompson за свою более чем вековую историю существования сделало неоценимый вклад в искусство создания брендов. С целью упорядочивания методов и подходов в брендинге в агентстве разработана система под названием Thompson Total Branding. "Хорошо разрекламированный бренд похож на личного друга" - эта фраза, сказанная господином Томпсоном в 1906 году, развилась в гармоничную систему построения брендов. Согласно современным представлениям рекламного агентства JWT, бренд является уникальной композицией трех составляющих: чувственных, или физических ощущений (как бренд выглядит, пахнет, звучит), рациональных (что бренд содержит в себе, как сконструирован, как работает) и эмоциональных (какие настроения вызывает, психологические ощущения от пользования им). Суммируя эти составляющие, мы получаем не что иное, как личность. Ведь людей, с которыми мы ежедневно общаемся, так- же можно описать с помощью чувственных, рациональных и эмоциональных составляющих. Для брендов тоже необходимо включать в себя эти компоненты, поскольку товар только тогда становится брендом, когда он умеет вызывать определенные ощущения у потребителей. Например, "личность" Ford Fiesta можно описать следующим образом: солидный респектабельный гражданин, скорее мужского пола, "белый воротничок", добросовестный, много работающий, амбициозный, но не чрезмерно, ранее любивший играть в футбол, но ныне предпочитающий походы по магазинам, голосующий за консерваторов и читающий "Дейли Мейл". В свою очередь, Renault 5 это любящая эксперименты лихая девушка лет 27-и, которая носит модную, как она считает, современную одежду, читает "Космополитен", пьет "Кампари", не очень задумывается о деньгах и голосует за социал-демократов.

Построение бренда как личности позволяет добиться четкой обратной связи от покупателей, попадающих в целевую группу, на которую направлен бренд. Надо заметить, что сегодня большинство рекламных агентств, консультационных фирм, производителей придерживаются персонифицированного подхода в разработке брендов. JWT предлагает такой взгляд на бренд

Продукт: качество, исполнение, возможности, варианты, цвет, составляющие, дополнительный сервис. Все это находится под контролем производителя и имеет наибольшее влияние на бренд при его создании.

Производитель: репутация производителя или предполагаемого производителя имеет влияние на продукт, как, впрочем, и наоборот.

Имя, упаковка: стиль, преподношение имени, ассоциации, им вызываемые; тип, содержание, комплектация, дизайн внешней упаковки.

Реклама, продвижение и паблисити: значительность, стиль, творческий подход и использование медиа.

Цена, распространение по стране, расположение в местах продажи: как и где представлен продукт, рядом с какими другими товарами находится в магазине, какая цена и как она соотносится с другими товарами из этой категории.

Потребители и контекст потребления: кто, как, где и когда пользуется товаром.

Конкуренты, история: все, относящееся к товару, рассматривается потребителями через призму конкурентных предложений.

История развития бренда так же оказывает достаточно сильное влияние на потребителей.

Таким образом, мы можем видеть, что на покупателя воздействует сумма всевозможных ощущений и знаний, которые формируют в его сознании образ бренда. Ни один из путей поступления информации о товаре нельзя игнорировать, поскольку малейший диссонанс в восприятии может разрушить впечатление. Тем более что за словом "потребитель" скрывается обычный человек со всеми своими радостями и огорчениями. И любой бренд может стать для человека как предметом тихой ненависти, так и всепоглощающей слепой любви.

Бренд и покупатель - любовь слепа.
Эти опыты уже вошли в анналы маркетинга, однако до сих пор каждый раз, встречая их описание в литературе, автор не перестает удивляться, насколько человек любит себя обманывать. Суть опыта проста. Группе испытуемых предлагают попробовать товары, первый раз в таком виде, что их невозможно опознать, второй раз - в их родной упаковке. Люди должны были в обоих случаях выбрать те продукты, которые лучше: в первом случае - стирают грязные вещи, во втором - на вкус. На рисункe 2 и 3 вы можете видеть результаты одного из опытов.

Испытуемые в первом и втором опытах отдали свои предпочтения не качествам товаров (слепой тест), а своим ощущениям по отношению к этим товарам. Так, не зная, что скрывается за безликими пачками, участвующие в испытании отметили моющее средство А как лучшее, но после того, как тот же порошок был предоставлен в упаковке, их "любовь" снизилась на 14%. Картофельные же чипсы С от упаковки только выиграли - упаковка-одежда помогла еще 15-и процентам покупателей обозначить их как самые вкусные. Благодаря этому опыту специалисты подтвердили свои предположения, что любой товар имеет свой образ, является некоторой персоналией с точки зрения потребителя. Если этот образ положительный, то товар получает дополнительные преимущества по сравнению с конкурентами (чипсы С), если нет - отрицательно влияет даже на хорошие товары (порошок А). В этом опыте специалисты столкнулись с добавленной ценностью, которая появляется откуда-то, и не связана с физическими качествами продукта. С той ценностью, которая привлекает потребителя, заставляет его приписывать товару несвойственные ему качества, позволяет создавать образ товара, помогающий отличить его от конкурентов. Рассмотрим два "одинаковых" продукта - Snickers и Kit-Kat.

Еще недавно мы бы сказали, что эти шоколадные батончики имеют схожие потребительские качества, и наша основная задача - придумать что-то исключительное, что бы отличало один товар от другого. (С ходу можно предложить в упаковку одного из них засовывать привлекательные вкладыши). Однако сегодня мы говорим о брендах и, по теории J. Walter Thompson, можем видеть, что они состоят из нескольких уровней восприятия.

Т.е. каждый бренд является суммой нескольких составляющих. И даже если формула продукта не является оригинальной, то позиционирование, направленность и "личность" (персоналия) бренда делают товары совершенно не похожими друг на друга.
Такой подход к построению брендов появился сравнительно недавно. Еще долго после появления понятия бренд они воспринимались лишь как имя, позволяющее отличать один товар от другого. А специалисты из области рекламы и маркетинга придумывали всевозможные теории, с помощью которых можно было бы отличить одни товары от других. Так, достаточно долгое время в умах продавцов господствовала теория "Уникального Торгового Предложения" (УТП). Однако все проходит, и УТП уступила место брендингу.

Доход + Возврат инвестиций + Будущее фирмы = Brand.
Что такое бренд в первом приближении мы разобрались. Естественно, одной небольшой статьей нам не охватить всю глубину этого понятия, поэтому автор планирует в ближайших номерах вернуться к теме брендов, и более подробно остановится на других, аспектах брендов. А сегодня подведем итоги, точно указав, зачем же нужны бренды.

БРЕНД:

1.Позволяет получать дополнительную прибыль.
Мы уже не удивляемся, что бутылка безалкогольного напитка местного завода стоит в 1,5-2 раза дешевле такой же емкости международного производителя. Мы поняли, что это плата за известность, качество, рекламу. И, несмотря на то, что зачастую товары местного производителя, стоящие намного меньше, ничем не отличаются от дорогих товаров, произведенных где-то за морями, многие потребители готовы платить дополнительную, так называемую premium цену, за возможность обладания вожделенным. Это достаточно хорошо известно многим мужчинам, которые хотя бы раз в жизни пытались добиться расположения женщины. Как только объект желания чувствует повышенное внимание к своей персоне, сразу повышаются требования - "машина, дача и шуба". То есть товар из обычного превращается в premium. Это, конечно, шутка. А вот в реальной жизни потребители способны заплатить на $230 больше за компьютер, если на нем будет стоять марка Dell. Таким образом, привлекательность бренда может быть выражена конкретной суммой денег.

2.Защищает производителя в процессе работы с партнерами.
Это преимущество брендов уже вскользь обсуждалось в первой части статьи в разделе, посвященном развитию системы брендинга. Производители, выпускающие безликие товары, зависят от продавца, поскольку последнему все равно, у кого из фабрикантов брать "средство для мытья головы". И если завтра магазин задержит возврат денег за товар одному из таких производителей, и это приведет к разрыву отношений, то на место "обиженного" тут же придет еще пятеро производителей "средства". Другое дело, если P&G предлагает магазину на реализацию бренд Head & Shoulders. Этот товар рекламируется, он отлично упакован. Покупатели приходят в магазин именно за этим товаром. Это значит, что производитель дает магазину для продажи такой товар, на котором продавец может заработать быстро и с минимальными накладными расходами. Это значит, что магазин заинтересован в таком товаре. Это значит, что производитель может диктовать условия, по которым он будет работать с магазином.

3.Упрощает процедуру выбора товара потребителем.
В одном приличном магазине сегодня представлено несколько сотен, а то и тысяч наименований товаров. Яркие, броские, привлекательные флаконы, пачки, тюбики толпятся на полках, закрывая друг друга, сбивая с толку и покупателей и продавцов. Упростить процедуру выбора товара, мгновенно указать покупателю на себя ("я здесь") - одна из важнейших задач бренда. Бренд, также гарантирует покупателю качество. Тот, кто один раз попробовал тот или иной бренд, в дальнейшем не раздумывает о целесообразности покупки. "Понравилось - просто купи. В этой пачке именно то, что тебе нужно. Ты уже убедился", - вот что говорит бренд своему покупателю.

4.Идентифицирует компанию-производителя и другие ее товары среди товаров конкурентов.
Поскольку большинство компаний, выпускающих товары массового потребления, не ограничиваются выпуском одного или двух наименований продукции, то еще одна задача, стоящая перед брендом - указание на фирму- производителя. Потребитель, купивший какой-либо товар, испробовавший его и удовлетворившийся качеством, обязательно обратит внимание на название фирмы-производителя, и в следующий раз постарается купить продукцию именно этого фабриканта.

5.Облегчает выход производителя с новыми товарами на смежные рынки.
Покупая гель после бритья, производства фирмы Gillette, потребитель, как правило, не задумывается о качестве этого товара - он полностью доверяет этой фирме. Но обратите внимание, что первоначально доверие возникло в результате положительного опыта от использования другого товара фирмы, занимающего нишу отличную от средств по уходу за кожей - бритвенных систем Gillette. То есть фирма, создавшая бренд в одной нише рынка, в дальнейшем может с меньшими затратами на рекламу и продвижение выпускать продукцию в других нишах, зачастую отстоящих достаточно далеко друг от друга.

6.Является инвестицией в будущее.
Если производитель выпускает напиток "лимонад" и вкладывает деньги в "раскрутку" товара через десять лет с удивлением обнаружит, что плоды его многолетних усилий равны нулю. Потому, что ни название напитка, ни его упаковка изначально ничего не говорят покупателю. Любой конкурент без особых усилий переманит покупателей на свою сторону, если предложит им более вкусный напиток под тем же названием за меньшую цену. Люди хотят пить не просто "колу", а именно Pepsi-колу, хотя в Америке производителей, выпускающих "коловые" напитки - пруд пруди. Но если производитель создаст хороший напиток с оригинальной упаковкой и названием, то дальнейшие вложения денег в развитие товара будет защищено. Год за годом фирма будет завоевывать все новых и новых потребителей, и в конечном итоге, возможно, достигнет того, что достигли некоторые мировые компании, торговые марки которых в денежном эквиваленте оцениваются значительно дороже, чем все материальные активы.

7.Сам определяет границы, в которых он существует.
Это определение имеет два значения. Бренд не даст вам "спать", для поддержания жизнеспособности бренда во времени вам будет необходимо делать что-то новое, что-то интересное. С другой стороны, бренд будет задавать ваше поведение таки образом, что вы не сможете сделать с ним все, что вы захотите. Например, одна мощная компания производитель алкогольных напитков предложила владельцам торговой марки Starbucks (одна из самых популярных в Америке марок кофе) выпустить под этим именем кофейный ликер. И хотя менеджеры Starbucks не сомневались в оглушительном успехе начинания, было решено отказаться от предложения. Идея торговой марки кофе не сочеталась с ликером. Это был не путь развития Starbucks.

8.Развивает целые отрасли производства и категории товаров.
Nike, Disney, Apple, Xerox - торговые марки, развившие отрасли, в которых они работают. Apple не сделал переворот в компьютерном мире, вычислительные машины существовали и до появления Яблока, он показал, что каждый человек может в индивидуальном порядке стать более информированным, современным, работать более продуктивно. Disney вошел в каждый дом и принес туда веселье и развлечения. Nike, являясь лидером рынка спортивной одежды и обуви, задал новые подходы в работе со спортсменами. Nike первым задумался о том, как спортсмен делает свою работу, что он при этом думает, что думаем о спортсменах мы, что будет со спортом в будущем и что, в конце концов, мы думаем о себе, когда пытаемся достичь новой вершины в своей жизни. Xerox - самая известная у нас в стране торговая марка, не просто положившая начало новой генерации офисных машин, а давшая ей имя, да такое, которое еще долго будет сидеть в головах людей и подталкивать их языки говорить не "копир", а "ксерокс".

9.Обеспечивает эмоциональную связь с покупателем.
Великие компании, создающие великие бренды давно поняли, что единственным мостиком, связывающим их товары с потребителями, являются эмоции. Эмоции управляют большинством, если не всеми, наших поступков. Сидя за пивом с друзьями и обсуждая последнюю баскетбольную игру, подростки не думают о новых динамически подгоняющихся стельках или специальном газе в середине подошв новых кроссовок Джордана. Они с восторгом обсуждают последний бросок Майкла, который принес долгожданную победу в игре с "Ютта Джаз". И все, что есть у них в голове в этот момент - мечта, благоговение и желание быть такими же. И бренды помогают этим мечтам стать реальностью.

10.Является историей, которая никогда не будет рассказана до конца.
Бренд Microsoft - это легенда, ежедневно дающая жизнь тысячам новых дерзких покорителей информационных просторов. Пример Билла Гейтса - кумира миллионов программистов наглядно показывает, что мечту можно ухватить не за хвост, а прямо за горло, оседлать ее и прокатиться до первого места в списках самых богатых людей Америки. Миф о шестнадцатилетнем компьютерном гении, который сумел сидя в самолете, прямо на "коленках" создать самый компактный транслятор языка "Бейсик", а через 20 лет - самую мощную компьютерную корпорацию в мире не дает спать многим начинающим самоучкам и... позволяет продавать все новые и новые копии продукции Microsoft.

В завершение этого материала, приведем 10 величайших брендов 1997 года.

1

McDonald’s

Первый, поскольку этот бренд является квинтэссенцией международного охвата, ценности для потребителей, лидерства в своей индустрии и жизнестойкой личности.

 

2

Coca-Cola

Очень близко расположилась к первому месту и превосходит McDonald’s по широте, отражая тот факт, что Coca-Cola - самый широко представленный в мире бренд.

 

3

Disney

На это место компанию вывело последовательное воплощение в жизнь лозунга “Disney - это интегрированная система, в которой каждый элемент усиливает и укрепляет целое”.

 

4

Kodak

“Нажмите кнопку, мы сделаем остальное”. Этот принцип, которому уже несколько десятилетий, позволил фирме построить устойчивый бренд, признанный во всем мире.

 

5

Sony

Sony удалось создать столь мощный бренд в рекордные сроки в первую очередь потому, что фирма сфокусировалась на четких и понятных для всех пользователей приоритетах - электроника и исследования, позволяющие предлагать на рынке новинки быстрее всех.

 

6

Gillette

Эта фирма попала в список в первую очередь по причине своей способности к изменениям. Компания, еще недавно позиционировавшая себя как производитель лезвий, смогла превратиться в партнера, предлагающего разделить вместе с ним стиль жизни. Бренд Gillette стал моложе и динамичнее.

 

7

Mercedes-Benz

Самый великолепный современный пример бренда - статуса. Воплощение безопасности, преемственности поколений и долговечности.

 

8

Levi’s

“Поэт - Пушкин, Фрукт - яблоко” – эту ассоциативную цепочку можно дополнить еще одним элементом: “Америка и ковбои - Levi’s”. Легендарные джинсы - легендарный бренд.

 

9

Microsoft

Взорвавший мир компьютеров, Билл Гейтс не останавливается на достигнутом. Бренд Microsoft - самый сильный в сфере информационных технологий, теперь стремительно выходит за рамки программного обеспечения.

 

10

Marlboro

Наверное, не стоит ничего особенного говорить о Marlboro, кроме того, что еще десять лет назад, этот бренд занимал бы первую строчку этого списка.

Список взят из книги "The World`s Greatest Brands" (NY University Press,1997), авторы которой проанализировали 350 брендов по четырем показателям: вес (влияние на свою категорию или рынок), длина (расширения брендов за пределы своей оригинальной категории), ширина (как широко он охватывает различные возрастные категории, типы потребителей, международные перспективы), глубина (способность вызывать лояльность со стороны покупателей).