Библиотека маркетолога
Региональные розничные сети: состояние и перспективы
Караева Сетлана Вадимовна (Коммерческий директор ТД "Пятачок" (Компания Альянс), г. Нижний Новгород)Маркетинг розничных сетей
Сеть магазинов "Пятачок" и "Караван" занимает примерно 15 % продовольственного рынка Нижегородского региона.
- Нижегородская область, включая Нижний Новгород Розничный товарооборот
на душу населения примерно 380 $. в год, емкость продовольственного
рынка - 55-56 млн. $.
В Нижнем Новгороде примерно одинаковое количество магазинов, киосков и павильонов, торгующих продовольственными товарами и напитками (32, 32 и 35%), супермаркетов западного типа насчитывается всего 1%. Тем не менее, в общем розничном обороте продовольственных товаров и напитков (без учета открытых рынков) доля супермаркетов приближается к 3%; почти половина оборота (45%) обеспечивается магазинами.
Крупнейшие розничные сети и супермаркеты - сеть магазинов "Пятачок" и "Караван", ТД "Народный", магазины ВКТ, сеть социальных магазинов "Саюс", первая иностранная сеть Spar. - Развитие и состояние розничной сети. В начале 1999 года "Компания
Альянс", уверенно занимая лидирующее положение на рынке оптовиков
(доля рынка - 8%), принимает стратегическое решение о развитии сети
экономных продовольственных магазинов самообслуживания в Нижегородском
регионе. В течение 1999 года было открыто 3 экономных магазина "Пятачок".
Дальнейшее развитие сети требовало серьезных изменений в информационных
технологиях и в феврале 2000 г. компания переходит на новую информационную
систему, позволяющую в оперативном режиме отслеживать работу всех структур
компании. В течение 2000 года было открыто 20 магазинов "Пятачок"
в Н.Новгороде и Нижегородской области. На текущий момент в составе сети:
- экономные магазины самообслуживания "Пятачок", торговая площадь от 250 до 800 кв.м. - 35 магазинов в Н.Новгороде, Дзержинске, Сарове и др. центрах Нижегородской области, ассортимент от 2500 - 4500 наименований, средняя покупка - 3 $, средняя проходимость - 2000-2500 покупателей в день
- супермаркеты самообслуживания "Караван", торговая площадь свыше 800 кв.м.- 5 магазинов, ассортимент от 8500 наименований, средняя покупка - 5,5 $, средняя проходимость - 2000 покупателей в день
- экономных магазинов "Пятачок" прилавочного типа -8.
В начале 2001 года был открыт самый большой в Нижегородском регионе Распределительный центр, площадью 30 000 кв.м., осуществлен переход на автоматизированный заказ товара с жестким централизованным управлением на основе планирования. В марте 2002 года осуществляется переход от "традиционной" системы управления к категорийному менеджменту. Это позволило замкнуть в единую управленческую цепочку весь процесс от работы с производителем и поставщиком до непосредственной продажи товара покупателю магазина.