Библиотека маркетолога

Региональные розничные сети: состояние и перспективы

Караева Сетлана Вадимовна (Коммерческий директор ТД "Пятачок" (Компания Альянс), г. Нижний Новгород)

Маркетинг розничных сетей

Сеть магазинов "Пятачок" и "Караван" занимает примерно 15 % продовольственного рынка Нижегородского региона.

  1. Нижегородская область, включая Нижний Новгород Розничный товарооборот на душу населения примерно 380 $. в год, емкость продовольственного рынка - 55-56 млн. $.
    В Нижнем Новгороде примерно одинаковое количество магазинов, киосков и павильонов, торгующих продовольственными товарами и напитками (32, 32 и 35%), супермаркетов западного типа насчитывается всего 1%. Тем не менее, в общем розничном обороте продовольственных товаров и напитков (без учета открытых рынков) доля супермаркетов приближается к 3%; почти половина оборота (45%) обеспечивается магазинами.
    Крупнейшие розничные сети и супермаркеты - сеть магазинов "Пятачок" и "Караван", ТД "Народный", магазины ВКТ, сеть социальных магазинов "Саюс", первая иностранная сеть Spar.
  2. Развитие и состояние розничной сети. В начале 1999 года "Компания Альянс", уверенно занимая лидирующее положение на рынке оптовиков (доля рынка - 8%), принимает стратегическое решение о развитии сети экономных продовольственных магазинов самообслуживания в Нижегородском регионе. В течение 1999 года было открыто 3 экономных магазина "Пятачок". Дальнейшее развитие сети требовало серьезных изменений в информационных технологиях и в феврале 2000 г. компания переходит на новую информационную систему, позволяющую в оперативном режиме отслеживать работу всех структур компании. В течение 2000 года было открыто 20 магазинов "Пятачок" в Н.Новгороде и Нижегородской области. На текущий момент в составе сети:
    • экономные магазины самообслуживания "Пятачок", торговая площадь от 250 до 800 кв.м. - 35 магазинов в Н.Новгороде, Дзержинске, Сарове и др. центрах Нижегородской области, ассортимент от 2500 - 4500 наименований, средняя покупка - 3 $, средняя проходимость - 2000-2500 покупателей в день
    • супермаркеты самообслуживания "Караван", торговая площадь свыше 800 кв.м.- 5 магазинов, ассортимент от 8500 наименований, средняя покупка - 5,5 $, средняя проходимость - 2000 покупателей в день
    • экономных магазинов "Пятачок" прилавочного типа -8.

В начале 2001 года был открыт самый большой в Нижегородском регионе Распределительный центр, площадью 30 000 кв.м., осуществлен переход на автоматизированный заказ товара с жестким централизованным управлением на основе планирования. В марте 2002 года осуществляется переход от "традиционной" системы управления к категорийному менеджменту. Это позволило замкнуть в единую управленческую цепочку весь процесс от работы с производителем и поставщиком до непосредственной продажи товара покупателю магазина.