Библиотека маркетолога
Маркетинг розничных сетей - общая характеристика
Сазанов Олег Юрьевич (исполнительный директор «АКОРТ»)Маркетинг розничных сетей
За последние 4 года структура розничного рынка России претерпевает изменения в направлении увеличения доли организованной торговли в совокупном объеме розничных операций и характеризуется:
- формированием розничных сетей,
- повышением качества торгового сервиса,
- оптимизацией товарно-денежных потоков,
- адаптацией новых схем маркетинга и промышленно-сбытовой интеграции.
С 1999 года начала активно меняться структура торговли и, прежде всего в крупнейших промышленных центрах - Москве и Санкт-Петербурге. Здесь географическую экспансию осуществляют новые игроки розничного рынка - крупные торговые сети. Доля совокупных продаж сетей супермаркетов, гипермаркетов, дискаунтеров, сетевых компаний торгующих непродовольственными товарами составляет около 10% от розничного товарооборота. По темпам развития торговые сети являются безусловными лидерами розничного рынка.
Тим Амблер в своей книге "Практический маркетинг" дает известное,
наверное всем руководителям торговых компаний определение трех главных
секретов успешного ведения торгового бизнеса - это "размещение, размещение
и еще раз размещение торговой точки".
Оставим в стороне вопрос размещения торгового предприятия, и рассмотрим другой значимый фактор успеха, а именно маркетинг.
Одним из существенных отличий функционирования маркетинга розничной торговли в России и за рубежом является различие в уровне конкуренции. В странах развитого капитализма рынок розничной торговли давно разделен, и торговые предприятия работают в условиях жесткой конкуренции. К задачам маркетинга относится разработка и реализация все более изощренных моделей взаимодействия компании с рынком, создание конкурентных преимуществ. В России рынок еще окончательно не поделен и к основным бизнес задачам торговых компаний относятся:
- расширение своей рыночной доли,
- построение эффективной системы распределения,
- снижение уровня издержек и т.д.
Исходя из обозначенных общих задач, можно сформулировать цели маркетинга и маркетинговых исследований для российских розничных сетей:
- определение "лица" покупателя,
- определение неудовлетворенного спроса,
- разработка маркетинговых программ,
- определение методов конкурентной борьбы,
- узнаваемость марки,
- улучшение качества обслуживания покупателей,
- улучшение ассортимента,
- эффективность рекламы и маркетинговых акций и др.
В отдельный блок задач можно выделить:
- маркетинг для открытия новых магазинов,
- маркетинг для развития торговых марок СЕТЕЙ магазинов (брэндинг).