Библиотека маркетолога

Маркетинг розничных сетей - общая характеристика

Сазанов Олег Юрьевич (исполнительный директор «АКОРТ»)

Маркетинг розничных сетей

За последние 4 года структура розничного рынка России претерпевает изменения в направлении увеличения доли организованной торговли в совокупном объеме розничных операций и характеризуется:

  • формированием розничных сетей,
  • повышением качества торгового сервиса,
  • оптимизацией товарно-денежных потоков,
  • адаптацией новых схем маркетинга и промышленно-сбытовой интеграции.

С 1999 года начала активно меняться структура торговли и, прежде всего в крупнейших промышленных центрах - Москве и Санкт-Петербурге. Здесь географическую экспансию осуществляют новые игроки розничного рынка - крупные торговые сети. Доля совокупных продаж сетей супермаркетов, гипермаркетов, дискаунтеров, сетевых компаний торгующих непродовольственными товарами составляет около 10% от розничного товарооборота. По темпам развития торговые сети являются безусловными лидерами розничного рынка.

Тим Амблер в своей книге "Практический маркетинг" дает известное, наверное всем руководителям торговых компаний определение трех главных секретов успешного ведения торгового бизнеса - это "размещение, размещение и еще раз размещение торговой точки".

Оставим в стороне вопрос размещения торгового предприятия, и рассмотрим другой значимый фактор успеха, а именно маркетинг.

Одним из существенных отличий функционирования маркетинга розничной торговли в России и за рубежом является различие в уровне конкуренции. В странах развитого капитализма рынок розничной торговли давно разделен, и торговые предприятия работают в условиях жесткой конкуренции. К задачам маркетинга относится разработка и реализация все более изощренных моделей взаимодействия компании с рынком, создание конкурентных преимуществ. В России рынок еще окончательно не поделен и к основным бизнес задачам торговых компаний относятся:

  • расширение своей рыночной доли,
  • построение эффективной системы распределения,
  • снижение уровня издержек и т.д.

Исходя из обозначенных общих задач, можно сформулировать цели маркетинга и маркетинговых исследований для российских розничных сетей:

  • определение "лица" покупателя,
  • определение неудовлетворенного спроса,
  • разработка маркетинговых программ,
  • определение методов конкурентной борьбы,
  • узнаваемость марки,
  • улучшение качества обслуживания покупателей,
  • улучшение ассортимента,
  • эффективность рекламы и маркетинговых акций и др.

В отдельный блок задач можно выделить:

  • маркетинг для открытия новых магазинов,
  • маркетинг для развития торговых марок СЕТЕЙ магазинов (брэндинг).