Библиотека маркетолога

Методики создания рейтингов и рынок рейтинговых услуг в России

Кабалинский Дмитрий Игоревич (Руководитель отдела корпоративных рейтингов, рейтинговое агентство Эксперт РА).

Проблемы рынка маркетинговых исследований

     Презентация PowerPoint, сжатая в zip-файл, размер - 314 Кб

Не взирая на привычность слова "рейтинг", реально в нашей стране рынок рейтинговых услуг находится на начальной стадии развития. Что же есть на самом деле?

Ежегодно российские издания публикуют десятки, если не сотни ранжированных списков, начиная от перечня крупнейших компаний до выборки лучших ВУЗов страны. По традиции они называются рейтингами, независимо от количества показателей и качества используемой в них информации. На Западе такой список носит название "рэнкинга" или он публикуется как "list". Составителями таких списков преследуются различные цели. В частности, подготовка "рэнкингов" часто помогает в решении сравнительно узких прикладных задач, например, при проведении маркетинговых исследований, помогая определить влияние тех или иных компаний на рынке, проанализировать позиционирование его участников. В зависимости от этого определяются методология и критерии списков (показатели производства, экспорта-импорта, качество предоставляемых услуг и т.д.). В других случаях целью подготовки являются более масштабные экономические исследования. Так, список 200 крупнейших компаний России "Эксперт-200" призван проанализировать роль крупного бизнеса в отечественной экономике, структуру крупного бизнеса и основные тенденции его развития.

Однако такие продукты не вполне соответствуют термину "рейтинг" в западном понимании этого слова. Предпосылки для формирования рынка услуг по подготовке классических рейтингов появились в России лишь в последние годы. При этом в данном случае речь идет о кредитных рейтингах или рейтингах надежности, то есть комплексной оценки способности и юридической обязанности субъекта экономики к полному и своевременному выполнению их кредитных или иных обязательств. Подготовка таких рейтингов невозможна без комплексного анализа различных аспектов деятельности и требует разработки специальной методологической базы. Поэтому участниками рынка классических рейтингов, как правило, являются специализированные рейтинговые агентства.

Начиная с середины 90-х годов услуги по подготовке рейтингов предоставлялись международными рейтинговыми агентствами. Однако, как показала практика, их продукты ориентированы прежде всего на западные рынки, и не всегда пригодны для отечественных компаний. Их методики основаны на преимущественном учете финансовых показателей деятельности компаний. Это вполне обосновано для зарубежных корпораций, однако в российских реалиях бухгалтерская отчетность не может однозначно характеризовать положение дел у отечественных компаний. Посткризисное экономическое оживление вызвало рост спроса на независимые рейтинговые оценки со стороны российских корпораций. Соответственно выросло и число компаний, стремящихся к работе на этом рынке. Сейчас более 20 компаний оказывает те или иные услуги, которые они именуют рейтинговыми. Среди них по пальцам одной руки можно пересчитать организации, у которых существуют собственные методические разработки, и имеется хоть какой-то опыт выставления рейтинговых оценок.

В 2001 г. на рынок рейтинговых услуг вышло российское независимое рейтинговое агентство "Эксперт РА". Его деятельность в этом направлении началась с подготовки рейтинга надежности страховых компании, до сих пор не имеющего аналогов в России. В настоящее время оценки Агентства получили свыше 20 страховых компаний, контролирующих почти половину российского рынка страхования. С весны 2002 г. Агентство присваивает рейтинг надежности корпоративных облигаций. При этом в оригинальной методологии проведения рейтинговой оценки, разработанной специалистами "Эксперт РА", особое место занимает анализ позиций эмитента на рынке и конъюнктуры целевых для компании рынков сырья и готовой продукции. Это позволяет максимально достоверно учитывать риски, свойственные эмитенту. С этой точки зрения преимуществом рейтингового агентства "Эксперт РА" является многолетний опыт подготовки маркетинговых исследований и глобальных баз данных, характеризующих ситуацию в различных отраслях российской промышленности. По состоянию на середину ноября 2002 г. рейтинг "Эксперт РА" присвоен 10 облигационным займам. До конца года планируется выставить рейтинговую оценку еще 2-3 компаниям. Постепенное формирование рейтинговой культуры в России позволяет рассчитывать на становление и развитие российского рынка рейтинговых услуг.