Библиотека маркетолога

Приветственное слово участникам конференции

Греф Герман Оскарович, министр экономического развития и торговли РФ.

Пленарное заседание

Уважаемые коллеги!

Я с удовольствием принимаю участие в вашем сегодняшнем форуме.

Вспоминаю как мы с моим коллегой А.А. Браверманом, примерно года четыре назад пытались созвать съезд оценщиков. Зал был большой, людей было мало: самоучки из числа оценщиков, люди, каким-то образом получившие западное образование и понимающие, что такое оценка (как раз только - только приняли, закон об оценочной деятельности). Нам задавали вопросы - достаточно квалифицированные. Но большинство людей сидели и думали - о чем идет речь. А мы пытались как-то стимулировать это дело со стороны государства, привлечь интерес к этому процессу. Говорили, что настоящий рынок, настоящая демократия без оценки невозможны. Что рыночная оценка - это один из ключевых институтов рынка и без его становления о полноценном рынке говорить невозможно. Но настоящий рынок, настоящая демократия невозможны и без маркетинга.

Итак, сегодня на рынке побеждает тот, кто максимально вооружен современным инструментарием и вовремя принимает решения. Вовремя принять правильное решение можно только при условии достаточности информации. Достаточность информации обеспечивает достаточное изучение и понимание того, каким образом можно построить управление компании на этом рынке. Но существует и объективная сложность в анализе информации - выведен информационный закон, по которому количество информации, необходимой для принятия решения менеджеру (не важно какому государственному или частному), каждые 20 месяцев удваивается.

Я прекрасно помню, как еще мне читали лекции по рыночной стратегии, по маркетингу. Тогда рассказывали про то, что еще некоторое время назад, 20 лет назад, можно было рассчитывать бизнес-план предприятия с объемом инвестиций, допустим, в миллион долларов, в котором не бралась в учет инфляция. Просто не рассчитывалась при построении такого рода бизнес-стратегии. А, скажем, построить стратегию предприятия на 20 лет вперед по производству металла или по продаже зерна, как считалось, можно было с достаточной точностью. Рынки были стабильные, на 20 лет вперед можно было знать, какую ставку отдачи на капитал ты получишь с достоверностью до 1%.

Сейчас все в мире меняется. Тех рыночных стратегов уже нет, и времена те уже далече. Нам с вами не грозит жизнь в условиях такой стабильности. Очевидно, что в этих условиях будет побеждать тот, кто сможет наиболее быстро адаптироваться к постоянно меняющейся рыночной среде. И ни у кого не может возникнуть ощущение, что в какой-то момент действий на рынке можно расслабиться, перевести дух, остановиться для принятия решения. Сегодня это уже невозможно, это непозволительная роскошь, которая приводит к проигрышу.

Маркетинг - это один из ключевых институтов рынка, анализа рынка. Без становления маркетинга о полноценном рынке говорить невозможно. Но сегодня возможности маркетинга используются далеко не полностью - многие компании находятся на данном направлении в состоянии спячки.

Те, кто не проснется, будут вынуждены с рынка уйти. Наверно, хорошо будут жить только естественные монополии, которых не очень интересует маркетинг. Но и эти самые монополии "будут жить хорошо, но не долго", как говорил классик. На мой взгляд, важность того, что делает Российская Ассоциация Маркетинга, с точки зрения привития вкуса к нормальным рыночным инструментам, развития института маркетинга в стране, переоценить сложно.

Несколько слов о макроэкономической ситуации в стране. Макроэкономическая ситуация скорее благоприятная. В этом году мы прогнозируем, в зависимости от того, как сложится ситуация в последние два месяца, рост промышленности в объеме 4,2 %. А рост ВВП составит 4%. Это несколько превышает наши первоначальные прогнозы. Связано это как с благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой, так и с благоприятным настроением внутренних инвесторов, с их поведением на внутреннем рынке. Подчеркну, что глобальные экономические факторы отнюдь не свидетельствуют, что наша страна движется к экономическому кризису.

Инфляция в России может слегка выйти за прогнозируемые 14%. Но, хотя в ноябре и декабре инфляция всегда немного разгоняется, годовой показатель не превысит 15%.

Еще один фактор, свидетельствующий о благоприятных изменениях - настроение предпринимателей. Это показывает ежемесячный опрос, на основании которого выводится "индекс предпринимательской активности". Итоги опроса зачастую очень правильно показывают среднесрочные перспективы бизнеса. По этому индексу мы сейчас опережаем предыдущие годы: оптимизм у нашего бизнеса - как результат устойчивого развития последних трех лет - присутствует в полной мере.

Сегодня мне всё реже и реже задают вопросы о приближении очередного кризиса. Можно даже сказать, что вопросы о возможности экономического кризиса в России в последнее время перестали задавать. Макроэкономические факторы не показывают движения в эту сторону. Профицит бюджета в этом году более 2%. 2003 год, планировавшийся ранее тяжелым с точки зрения погашения внешнего долга, не вызывает опасений - мы справимся.

Основные параметры развития экономики: инфляция, по итогам ноября-месяца, будет не более15%. По итогам 9-ти месяцев, золотовалютные резервы впервые превысили цифру 48 миллиардов долларов США. Мы видим рост реальных доходов населения. Заработная плата за последние 9 месяцев выросла почти на 18%. Оборот розничной торговли увеличился на 9%.

За 9 месяцев получено порядка 8 миллиардов долларов США совокупных иностранных инвестиций. Пока, к сожалению, эти инвестиции по большей части портфельные. Прямых инвестиций не так много. Инвесторы пока присматриваются к России, есть недоверие к качеству работы ряда институтов. Надеемся, что в ближайшее время, мы сумеем также констатировать увеличение прямых иностранных инвестиций.

Еще один из позитивных индикаторов - снижение оттока капитала. За последние 9 месяцев это снижение составило порядка 8 миллиардов долларов. В прошлом году было вывезено около 12 миллиардов долларов, в этом году - порядка 3 миллиардов долларов. Ведь самый надежный индикатор - это внутренний инвестор. Если внутренний инвестор перестал вкладываться в зарубежные активы, перестал выводить из страны деньги, то это значит, что инвестиционный климат в России явно потеплел.

Помню дискуссию двухлетней давности, по поводу бессмысленности насильственного удержания капитала внутри страны. Удержать капитал насильно мы все равно не сможем. Главное - заниматься развитием качественных институтов. Будут качественные институты, будет снижено налоговое бремя, увидят инвесторы и другие благоприятные условия - деньги останутся в России. Полное подтверждение этого мы видим в этом году. Ведь, с точки зрения контроля за денежными потоками, либерализации валютного законодательства, ослабление контрольных позиций уже произошла.

Наша главная цель - создать все условия, для того, чтобы бизнес как российский, так и зарубежный, комфортно чувствовал себя в России. Для этого нужно, чтобы качество работы государственных институтов неуклонно повышалось. На это уйдут годы. Для этого нужна серьезная реформа власти, которая запланирована. Надеюсь, с участием бизнес- сообщества, под давлением бизнес-сообщества, реформа будет успешной.
Надеюсь, что все наши усилия создадут условия для того, чтобы такие уникальные для России специалисты как маркетологи были востребованы на рынке, разбогатели и стали нашей опорой в произведении экономических реформ.