Библиотека маркетолога

Новое поколение шин для российских автомобилей

Басс Юрий Павлович (Заместитель директора ФГУП НИИШП, д.т.н.).

Маркетинг инноваций

Традиционная технология шинного производства практически исчерпала резервы качественного совершенствования шин и снижения издержек шинного производства и нуждается в концептуальном обновлении на базе новых технических идей.

В этой связи ряд ведущих шинных фирм (Мишлен, Гудьир, Бриджстоун, Пирелли и Континенталь), занимающих первые 5 мест в мировом рейтинге производителей и обладающих консолидированной долей на рынке шин около 70%, в последние годы вкладывают существенные инвестиции (сотни миллионов USD) в работы по нетрадиционным, концептуально новым шинным технологиям, при этом ряд разработок доведен до реализации. Так автоматизированная технология "С3М" ф.Мишлен реализована на 7 шинных предприятиях Европы и США, интегрированная шинная технология "IMPAKT" ф. Гудьир прошла опытно-промышленную апробацию на двух заводах фирмы в Европе и США.. Фирма "Бриджстоун" пустила в эксплуатацию мини-завод в Точигу мощностью 2500 шин/сутки (Япония), работающий по новой автоматизированной технологии. Опытный образец модульной интегрированной роботизированной системы "MIRS" ф. Пирелли реализован на заводе Бикокка, а новая модульная технология производства шин "ММР" ф. Континенталь прошла опытную апробацию на заводе в г. Корбах.

Этот всплеск технологических новинок ожесточил конкурентную борьбу в шинном мире, к которой в некоторых публикациях применяют термин " войны в области шинных технологий".

Хотя все названные шинные технологии имеют существенные отличия по основным процессам и типажу оборудования, однако их объединяет ряд следующих базовых принципов: концентрация производства в сравнительно небольших модулях, высокая степень автоматизации, минимизация транспортных потоков и промежуточного складирования деталей, исключение или минимизация окружных стыков деталей, формирование шины на тороидальном дорне (обеспечивающем неизменность формы и взаимного расположения деталей) и др.

ФГУП НИИШП разработал оригинальную технологическую концепцию "МоНаЛиТ", которая по техническому уровню конкурентоспособна с названными новыми шинными технологиями.

Сущность новой технологической концепции - агрегатная сборка и вулканизация шин на жестком тороидальном дорне с использованием для изготовления эластичных элементов литьевой технологии, а для армирующих элементов - метода намотки корда. Внедрение предлагаемой технологии позволит реализовать в шинной промышленности широко применяемый в машиностроении прогрессивный метод автоматизированной машинной сборки изделий из деталей и их агрегатов, что позволит существенно повысить культуру производства, в 2-3 раза снизить удельные капзатраты и издержки производства, автоматизировать производственный процесс и повысить качество шин (снизить расход горючего при эксплуатации до 5%, повысить на 20-30% скоростные характеристики и ресурс работоспособности шин, улучшить устойчивость и управляемость автомобиля и др.). Шины по предлагаемой технологии можно изготавливать как из традиционных шинных материалов, так и из олигомеров.

Внедрение технологии "МоНаЛиТ" целесообразно начать с опытно-промышленного производства агрегированной олигомерной легковой шины. Олигомерные детали шин, вышедших из эксплуатации, можно повторно перерабатывать во вторичное сырье для производства новых шин и тем самым снизить негативные экологические последствия производства и эксплуатации шин, а также добиться цветовой гармонии автомобиля и шин за счет использования цветных шин.

В ФГУП НИИШП имеется экспериментальное производство легковых олигомерных шин. Шины, изготовленные по предлагаемой технологии, успешно прошли межведомственные испытания в России (с участием НАМИ), сертифицированы, а также испытаны в США (Смизерс), Финляндии (Нокиа), Корее (Кумхо) и др. странах.

Разработан бизнес-план инвестиционного проекта, предусматривающий создание на базе технического перевооружения опытного участка ФГУП НИИШП опытно-коммерческого производства легковых агрегированных олигомерных шин мощностью 15 тыс. шин в год.

Основные экономические показатели проекта:

  Необходимые капиталовложения 470 тыс. USD  
  Срок окупаемости проекта 3,4  
  Срок окупаемости проекта с момента пуска 2,0  
  ЧДД 527,33  
  Индекс доходности 2,12  
  ВНД на привлеченные средства годовая 33,6%  
 

Реализация проекта позволит инвестору не только сравнительно быстро окупить затраты, но и получить экспериментально отработанную в условиях регулярного опытно-коммерческого производства принципиально новую для шинной промышленности экологически безопасную ресурсосберегающую технологию "МоНаЛиТ", предназначенную для последующей реализации на заводах РФ.