Библиотека маркетолога

Взаимодействие бизнеса, консалтинговых компаний с государством

Авдеенко Владимир Николаевич, (Директор департамента инвестиционного консалтинга Abercade Consulting).

Маркетинг инноваций

1. ИДЕЯ ДОКЛАДА: опыт консультирования инноваторов и инвесторов, участие в дискуссии, анализ концептуальных инициатив государства (Минпромнауки)

2. Доклад является, по сути, ПУБЛИЧНЫМ ПРЕДЛОЖЕНИЕМ инновационному сообществу по формированию подсистемы Национальной инновационной системы, связанной с деятельностью инфраструктурных компаний

3. СТРУКТУРА ДОКЛАДА: уточнение терминов; обзор компетенций; предложения по взаимодействию.

4. УТОЧНЕНИЕ ТЕРМИНОВ:

4.1. На рынке инноваций Государство выполняет несколько функций: законотворчество, регулятивная и контрольная деятельность, поддержка науки как предметной области и др. Наше предложение адресовано государству как системному инвестору. Инвестиционная функция задекламирована государством

4.2. Консультанты понимаются не в узком смысле. Для уточнения мы воспользуемся аналогией: на фондовом рынке между Эмитентом и Инвеститором действует целая серия институтов: биржи, инвестиционные компании и фонды, брокерские компании, депозитарии и т.д. Все эти компании составляют инфраструктуру рынка капиталов. В отношении инновационного рынка остается вопросом, какие компании образуют инфраструктуры, каковы компетенции этих компаний. В любом случае, между инноватором и венчурным инвестором должны действовать компании, которые мы объединяем термином "инфраструктурные компании". Традиционно инфраструктурные компании называют Консультационными.

4.3. Таким образом государство реализуя инвестиционную функцию может предоставить капитал во-первых, непосредственно инновационным фирмам, во-вторых выступать со инвестором в частных проектах и наконец, Государство может рассматривать инфраструктурные компании в качестве объекта инвестиций. Наши предложения касаются этой последней возможности.

4.4. Понимание инновационной инфраструктуры как объекта инвестиций требует представления о ключевых компетенциях, создание которой позволит развивать инновационную систему.

5. ОБЗОР КОМПЕТЕНЦИЙ.

5.1. В 2002 году тема инноваций стала предметом широкой дискуссии: серия конференций (Венчурная ярмарка, Конференция Биотехнология и бизнес, Нижегородская ярмарка наша конференция и др) , публичные обсуждения на страницах ведущих экономических изданий, Конкурс русских инноваций, наконец Концепция Мнпромнауки. Общий тон дискуссии - скептический. Ученые - есть перспективные разработки, но некому инвестировать, Инвесторы - есть инвестиционные ресурсы, но некуда инвестировать, промышленный сектор (потребители инноваций) - нет инновационных продуктов, готовых- к употреблению, предпочтение отдается дорогим, но качественным западным продуктам. В этой ситуации государство в лице Минпромнауки выступило с рядом системных инициатив, которые в итоге сформулированы в Концепции.

5.2. Со свой стороны, как участникам обсуждения, мы предлагаем набор предложений касающихся компетенции инфраструктурных компаний:

  • Коммуникации - участие в подготовке "инвестиционных документов" и представительство интересов, ориентирующий консалтинг. Задача: оптимизировать контакты на прединвестиционной стадии.
  • Организация - создание технологических альянсов, обеспечивающих "доставку" технологических разработок до потребителя: поиск сбытовых. Инжиниринговых партнеров, производителей оборудован6ия, поставщиков сырья, финансовых партнеров. Задача - структурировать риск.
  • Креатив - разработка концепции продукта.

5.3. Принципы функционирования инфраструктуры:

  • Активный поиск (инвесторы и разработчики)
  • Систематичность действий - инфраструктура должна функционировать не в прецедентом режиме (в связи с конкретным проектом), инфраструктура должна действовать непрерывно, обеспечивая для разработчиков возможность доступа к инвестициям, для инвесторов - возможность принимать инвестиционные решения.
  • Конкурентный выбор: инвесторы и разработчики не могут действовать в условиях уникальности контрагента, каждая из сторон должна иметь выбор.
  • Интегральный характер компетенций.

6. ПРЕДЛОЖЕНИЯ АБЕРКЕЙД КОНСАЛТИНГ:

Привлечь частные консалтинговые фирмы к подготовке инновационных проектов по направлениям, приоритетным с точки зрения государства.

Государство - финансирует подготовку бизнес составляющей проекта

Консультанты (Инфраструктурные компании) - выполняют работы по "доводке" проектов до уровня, достаточного для принятия инвестиционных решений.

Инвесторы - рассматривают предложения, поступившие от консультационных компаний, и делают выбор по проектам.

Инициаторы проекта - поставляют на рынок коммерчески перспективные технологии.

Таким образом, государство фактически инвестирует те элементы инновационной системы, которые обеспечивают трансформацию технологии в бизнес.

1. Организация тендера на проведение работ по подготовке инновационных проектов к финансированию.

2. Оценка работы консультантов на первом этапе будет иметь две составляющие: а) рецензии инвесторов на представляемые инвестиционные предложения б) про- инвестированные проекты. В конечном счете, эффективность работы будет определяться доходностью инвестиций.

3. Критерии для отбора консультационных компаний: опыт работы по анализу инновационных проектов, подтвержденный участниками проекта; готовность инвесторов работать с предложениями, поступившими от данной консультационной фирмы; наличие персонала, способного выполнять соответствующие виды работ; наличие функциональных партнеров, привлекаемых для реализации проектов; методологический аппарат, позволяющий выполнять соответствующие работы.

4. Финансирование должно иметь целевой характер. Консультационная компания должна гарантировать, что средства, выделяемые на подготовку проектов, не будут направлены на иные цели. С этой целью возможно выделение соответствующих подразделений в отдельные юридические лица.


5. Финансирование должно выделятся в двух формах:
а) финансирование системных задач (создание полнофункциональной системы поиска и отбора проектов) - календарный режим
б) финансирование работ по проектам - "прецедентный" режим.
Такое финансирование должно подтверждаться инициаторами проекта.


7. КОММЕНТАРИЙ.

Таким образом, конечная доходность госинвестиций будет определяться доходностью проектов, которые организуют инфраструктурные организации
Дополнительные эффекты госинвестиций - рабочие места, налоги, собственно появление надежных инфраструктурных организаций, наработка технологий и практики венчурного инвестирования (которую можно кодифицировать).

Наконец - снижение рисков для инвесторов будет заключаться в качестве подготовки проектов (поскольку один из ключевых элементов подготовки как раз и есть - доказательная система распределения и управления риском)

Дополнительно хотел бы отметить, что наш подход не исключает идею создания венчурных фондов с участием государства. Наша концепция А) детализирует процесс создания фонда, а именно предлагает механизм управления фондом на начальных этапах и принципы финансирования менеджмента Б) наша концепция дополняет возможный набор инвестиционных продуктов (поскольку кроме ВФ с госучастием мы предполагаем создавать любые другие типы инвестиционных продуктов, приемлемые для инвесторов)