Библиотека маркетолога

Возможные "роли" государства в инновационном процессе именно на этапе принятия инвестиционных решений

Мартынов Вадим Давидович (Начальник департамента перспективного развития, Министерство Промышленности, Науки и Технологий РФ), Бойченко Виктор Степанович (Заместитель руководителя Сводного департамента Министерства Промышленности, Науки и Технологий РФ).

Маркетинг инноваций

План доклада.

  1. Основные направления развития государственной инновационной политики.
  2. Инновационные проекты государственной значимости как инструмент реализации государственной инновационной политики.
  3. Опыт Министерства по подготовке к реализации 1-ой очереди инновационных проектов государственной значимости.
  4. Перечень важнейших инновационных проектов государственного значения на период 2003-2006 годы и основные требования к ним (I очередь)
  5. Критерии отбора исполнителей проектов

Вступление.

На весеннем совместном заседании Совета безопасности, президиума Государственного совета и Совета по науке и высоким технологиям, были утверждены Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу. Важно, что в России впервые появился документ такого рода. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий разрабатывались Госсоветом, Советом безопасности, Академией наук РФ и ведущими российскими министерствами. 30 марта 2002 года документ был утвержден президентом Российской Федерации Владимиром Путиным. В Основах зафиксировано 9 основных научных направлений и 53 технологии, определенных как приоритетные, на которые будет нацелена государственная поддержка научно-технологического сектора экономики.

1. Основные направления развития государственной инновационной политики.

Согласно принятой концепции, главной задачей государственной политики в области развития науки и технологий является переход нашей страны к инновационному пути развития - на основе избранных приоритетов, которые определены как с учетом общемировых тенденций развития науки и технологий и имеющихся в России заделов в научно-технической и образовательной сферах, так и исходя из современных тенденций развития рынков. Базисом для создания национальной инновационной системы является развитие фундаментальных исследований и системы образования в целом как приоритетов социально-экономической политики государства, а государственная инновационная политика строится на принципе гармонизации интересов государственного и частного секторов экономики и реализуется независимо от отраслевой принадлежности и формы собственности предприятий и организаций.

В основах политики в области науки и технологий до 2010 года конкретно расписаны действия государства и большое внимание уделено финансированию. Так на 2003 год финансирование по сравнению с текущим годом уже увеличено на 33-35% по разным направлениям научно-технической политики.

Исходя из современного состояния научно-технической и производственно-технологической сфер российской экономики, основными направлениями государственной инновационной политики являются:

  • развитие имеющихся структурных звеньев российской национальной инновационной системы и создание недостающих;
  • укрепление и гармонизация связей между отдельными звеньями национальной инновационной системы;
  • обеспечение необходимых условий для деятельности как целостной системы и реализации её конкурентных преимуществ.

Реализация государственной политики в области развития науки и технологий прежде всего нацелена на эффективное функционирование целостной, способной к воспроизводству и саморазвитию национальной инновационной системы, включающей как научно-техническую, так и производственно-технологическую сферы экономики, ориентированные на интенсивную разработку и производство товаров и услуг, конкурентоспособных на мировом рынке.

Проведение активной государственной инновационной политики, решит главную задачу: преодолеть разрыв между научно-технической сферой, олицетворяемой, в основном, государством, и промышленной сферой, олицетворяемой частным бизнесом и создать эффективную систему трансформации научно-технических заделов в наукоёмкую, конкурентоспособную продукцию. Существенно увеличится доля отечественной высокотехнологичной производственно-технической продукции и продукции потребительского спроса, как в экспорте, так и во внутреннем потреблении.

Возрастёт и приобретёт современные формы взаимодействие науки и производства, благодаря чему наука получит дополнительные стимулы для своего развития, а промышленность - новый ресурс для роста производства - инновации.

Реализация "государственной инновационной политики", как составной части социально-экономической политики государства, представляющей собой совокупность целей и инструментов их достижения, в области инновационной деятельности позволит стимулировать увеличение ВВП страны и благосостояния населения на основе роста производства и реализации на мировом рынке конкурентоспособной высокотехнологичной продукции. Роль государства в развитии инновационной экономики заключается в создании необходимой инфраструктуры и правовой среды, урегулировании вопросов использования результатов интеллектуальной деятельности, создание условий эффективного применения научно-технических достижений для производства коммерческого продукта российскими предприятиями. При этом государство обязано думать в первую очередь не о получении прямых дивидендов, а о возврате денег в виде налоговых поступлений, о создании новых рабочих мест.

Важную роль в инновационном процессе играют предприятия малого бизнеса, которые в основном осуществляют начальную стадию перехода от идеи к коммерческому продукту. По этой причине государство должно создать для малого бизнеса льготные условия получения и использования новых технологий, разработанных, в том числе, за счет федерального бюджета. Проведение государственной инновационной политики является достаточно сложной задачей, и ее решение зависит от согласованных действий всех заинтересованных структур и их политической воли.

Для решения задач по реализации государственной инновационной политики Минпромнауки России в настоящее время разрабатывает комплекс мероприятий, нацеленных как на развитие инновационной инфраструктуры, так и на поддержание приоритетных направлений научно-технологической сферы, создание особой, инновационно-ориентированной среды во всех секторах российской экономики.

Одно из перспективных направлений - развитие национальной венчурной индустрии. Для расширения ресурсной базы венчурных фондов готовятся нормативно-правовые акты, которые предоставят возможность участия в них пенсионных фондов, страховых компаний и коммерческих банков. Будут разработаны и правила совместного участия в венчурных фондах частных инвесторов и государства (за счет средств из бюджетных и внебюджетных источников). В настоящий момент нашим министерством совместно с Российской ассоциацией венчурного инвестирования начато создание системы специализированных центров по венчурному предпринимательству. Они обеспечат информационную поддержку и консультирование, проведение венчурных ярмарок, подготовку специалистов венчурных фондов и персонала инновационных предприятий для совместной деятельности с венчурными инвесторами.

2. Инновационные проекты государственной значимости как инструмент реализации государственной инновационной политики

Другим из основных направлений инновационной политики является работа с важнейшими инновационными проектами государственного значения, призванными решать амбициозные задачи захвата различных секторов национального и международного рынков высокотехнологичной продукции. В соответствии с решениями совместного заседания Совбеза, президиума Госсовета и Совета при президенте РФ по науке и высоким технологиям Минпромнауки России организовало и ведет работу по их отбору и реализации. Впредь эта работа будет вестись Министерством на постоянной основе.

Под важнейшим инновационным проектом государственного значения понимается комплекс взаимоувязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления мероприятий, который направлен на достижение необходимого уровня национальной безопасности, получение экономического эффекта, имеющего значение на уровне экономики в целом или крупных секторов экономики; решение наиболее актуальных задач в социальной сфере, в первую очередь, связанных с повышением качества жизни населения, включающий прикладные научные исследования, опытно-конструкторские и технологические разработки, освоение производства и вывод продукции на рынок, на реализации которого концентрируются ресурсы и который обеспечивается государственной поддержкой.

Инновационные проекты государственной значимости представляют собой новый для России инструмент государственной инновационной и промышленной политики, направленный на реализацию конкурентных преимуществ науки и промышленности, связанных с результатами исследований и разработок, полученных в государственном и частном секторе науки по заказу и при финансовом участии государства. Такие проекты должны удовлетворять системе критериев, многие из которых не применяются для обычных проектов, финансируемых из государственного бюджета. Эта система критериев отражает такие основные требования как значительные масштабы влияния проекта на развитие промышленности и экономики, коммерческую эффективность реализации проекта (окупаемость вложений в короткие сроки), направленность на развитие высокотехнологичных отраслей обрабатывающей промышленности и/или значительный рост конкурентоспособности в отдельных секторах (подотраслях) экономики.

Очень важна роль экономических критериев при отборе проектов, имеющих особо важное государственное значение. Финансовая (как впрочем, и любая другая) поддержка этих проектов со стороны государства должна быть обусловлена софинансированием со стороны частного капитала, а результат должен состоять не только в экономическом и технологическом эффектах национального масштаба, но и в создании методологии и возникновении "команд" исполнителей, способных далее самостоятельно организовывать и вести подобные проекты.

Не менее важно, чтобы эти проекты не только опирались на существующую инфраструктуру, но и создавали мотивацию для выращивания крупных корпоративных структур. Такие структуры в конечном счете должны стать базисом новой экономики России.

3. Опыт Министерства по подготовке к реализации 1-ой очереди инновационных проектов государственной значимости.

Для отбора проектов Министерством были сформулированы следующие основные требования к важнейшим инновационным проектам государственного значения:

  • Важнейшие инновационные проекты государственного значения должны быть направлены на ускоренное развитие российской экономики и достижение необходимого уровня национальной безопасности и обеспечивать получение экономического эффекта, имеющего значение на уровне экономики в целом или крупных секторов экономики; решение наиболее актуальных задач в социальной сфере, в первую очередь, связанных с повышением качества жизни населения.
  • Главной экономической целью проекта должно быть усиление конкурентных позиций отечественных товаропроизводителей на внутреннем (в рамках активной политики импортозамещения) и внешнем рынках. Проект должен решать ключевые проблемы конкурентоспособности, в том числе снижения издержек производства за счет ресурсосбережения (в первую очередь, энергосбережения), увеличения доли продукции высокой степени переработки, повышения эффективности использования сырьевой базы, обеспечение гибкости производства.
  • Проект должен быть основан на научных результатах, определяющих мировой уровень исследований в соответствующих областях перспективного направления развития науки и техники, в первую очередь, в рамках критических технологий федерального уровня.
  • Первым этапом работ по проекту должно быть проведение предпроектных исследований, включающих разработку бизнес-плана.
  • В рамках проекта должен быть реализован полный инновационный цикл "прикладные научные исследования - опытно-конструкторские и технологические разработки - освоение производства" в период не более 3-4 лет.
  • В результате выполнения проекта должны быть обеспечены промышленный выпуск и коммерческая реализация конкурентоспособной продукции в объемах, не менее чем в пять раз превышающие бюджетные средства, представленные исполнителю по государственному контракту.

На предварительном этапе был сформирован исходный массив предложений по проектам - всего 220 предложений, представленных министерствами, ведомствами, научно-исследовательскими организациями и промышленными предприятиями. Была организована предварительная (научно-техническая) экспертиза представленных предложений силами специализированной экспертной организации Министерства - "РИНКЦЭ".

Экспертной группой с учетом заключений "РИНКЦЭ" было отобрано 24 проекта, принимаемых к рассмотрению на втором этапе, который предусматривает углубленный анализ проектов с точки зрения их экономической эффективности и реальных возможностей производства конечной наукоемкой продукции, обеспеченной платежеспособным спросом. Для проведения такого анализа были привлечены организации, профессионально занимающиеся оценкой инновационных проектов.

Окончательное решение по перечню инновационно-технологических проектов, имеющих особо важное государственное значение, принималось специально созданным Экспертным советом Министерства, с привлечением в него видных ученых, специалистов и представителей крупного бизнеса. На заседаниях этого совета был произведен отбор 11 направлений, по 9 из которых в настоящее время объявлен конкурс на право заключения государственных контрактов на выполнение в 2003-2006 годах важнейших инновационных проектов государственного значения, финансирование которых осуществляется из средств федерального бюджета и внебюджетных источников финансирования

4. Перечень важнейших инновационных проектов государственного значения на период 2003-2006 годы и основные требования к ним (I очередь)

I. "Разработка технологий и освоение серийного производства
нового поколения уплотнительных и огнезащитных материалов общепромышленного применения"

Цель проекта:

Создание промышленного комплекса технологий, обеспечивающих производство нового поколения графитсодержащих, экологически чистых и ресурсосберегающих уплотнительных и огнезащитных материалов.

Реализация проекта должна привести к замещению экологически опасных асбестосодержащих материалов, повышению надежности и эффективности эксплуатации особо ответственного оборудования различных отраслей экономики и коммунального хозяйства, обеспечение противопожарной защиты помещений промышленных и гражданских объектов, предотвращения техногенных катастроф, возникающих в результате аварий на атомных и тепловых электростанциях, нефтеперерабатывающих заводах, химических комбинатах, а также на объектах спецтехники и массового скопления людей, повышению конкурентоспособности созданных изделий. Объем продаж в результате реализации проекта в размере 3,5 млрд. руб. в год, начиная с 2006 года.

Лимит бюджетного финансирования

Всего - 400,0 млн. руб., в том числе на 2003 год - 140,0 млн. руб.

II. "Разработка и освоение производства приборов и оборудования
для нанотехнологий"

Цель проекта:

Оснащение научно-исследовательских организаций и промышленных предприятий современным нанотехнологическим базовым комплексом приборов и оборудования, использующим технологию сканирующей зондовой микроскопии, и увеличение доли присутствия российских производителей на соответствующем сегменте мирового рынка до 20%. В результате выполнения проекта исполнитель должен обеспечить реализацию продукции на сумму 2,3 млрд. рублей в год к 2006 г.

Лимит бюджетного финансирования

Всего - 400,0 млн.руб., в том числе на 2003 год - 120,0 млн.руб.

III. "Разработка биотехнологий и промышленное освоение производства семенного материала высоких репродукций генетически модифицированных сельскохозяйственных растений"

Цель проекта:

Повышение эффективности сельскохозяйственного производства за счет культивирования новых сортов генетически модифицированных сельскохозяйственных растений российской селекции, в том числе сортов картофеля, устойчивых к колорадскому жуку, и сортов сахарной свеклы, устойчивой к гербицидам и вирусам, для снижения потерь урожая картофеля и увеличения доли отечественного сырья на российских сахарных заводах. Должна быть создана система продвижения продукции на рынок с объемом продаж, начиная с 2007 года:

  • семян генетически модифицированной сахарной свеклы не менее 140 млн. руб./год;
  • семенного картофеля генетически модифицированных сортов не менее 1 млрд. руб./год.

Лимит бюджетного финансирования:
всего - 150,0 млн.руб., в том числе на 2003 год - 80,0 млн.руб.

IV. "Разработка и освоение производства перспективных матричных фотоэлектронных модулей для создания конкурентоспособной отечественной инфракрасной техники"

Цель проекта:

Удовлетворение растущих потребностей в конкурентоспособных тепловизорах, теплопеленгаторах и другой инфракрасной оптико-электронной аппаратуре по доступным ценам. В результате выполнения проекта должно быть создано и действовать коммерчески эффективное серийное производство фотоэлектронных модулей (ФЭМ) различных форматов для инфракрасной оптико-электронной аппаратуры, предназначенной для круглосуточной, всепогодной навигации речных, воздушных, морских судов и автотранспорта, экологического мониторинга окружающей среды, нефтяной и газовой промышленности, средств связи, медицинского оборудования. Объем продаж ФЭМ должен составлять не менее 1 млрд. руб. в 2006 году, 2 млрд. руб. в 2007 году и 3 млрд. руб. в 2008 году и быть подтвержден потребностью, согласованной с их будущими покупателями

Лимит бюджетного финансирования:

Всего - 300,0 млн.руб., в том числе на 2003 год - 120,0 млн.руб.

V. "Разработка и промышленное освоение катализаторов
и каталитических технологий нового поколения
для производства моторных топлив"

Цель проекта:

Повышение эффективности использования природных ресурсов путем увеличения глубины переработки нефтяного сырья за счет внедрения нового поколения отечественных катализаторов и каталитических технологий. В результате реализации проекта должны быть разработаны катализаторы и каталитические процессы нового поколения для производства моторных топлив, промышленное освоение которых повысит эффективность существующих процессов крекинга и риформинга, в том числе за счет вовлечения в производство бензина сжиженных нефтезаводских газов, по следующим показателям. В результате реализации проекта на отечественных предприятиях-участниках проекта с привлечением внебюджетных средств должно быть:

  • создано промышленное производство катализаторов нового поколения с объемом продаж, начиная с 2005 года, не менее 600 млн. руб./год;
  • модернизировано существующее промышленное производство моторных топлив с использованием катализаторов и каталитических процессов нового поколения с объемом продаж, начиная с 2005 года, не менее чем на 2500 млн. руб./год.

Лимит бюджетного финансирования:

всего - 500,0 млн. руб., в том числе на 2003 год- 190,0 млн. руб.

VI. "Разработка и промышленное освоение технологии производства
новых видов высококачественного картона
с использованием вторичного волокна"

Цель проекта:

Максимальное удовлетворение потребностей российских изготовителей картонной тары и упаковки в современных видах высококачественного картона, производимого с использованием вторичного волокна за счет внедрения ресурсосберегающей технологии, обеспечивающей эффективную модернизацию ранее созданных мощностей. Объем продаж отечественного мелованного тарного и коробочного картона, производимого по разработанной технологии, должен составить в последний или более ранний год выполнения проекта не менее 1,5 млрд.руб.

Лимит бюджетного финансирования:

Всего - 150,0 млн. руб., в том числе на 2003 год - 60,0 млн. руб.

VII. "Разработка и освоение производства семейства
высокоэффективных парогазовых энергетических установок
единичной мощностью более 200 мегаватт"

Цель проекта:

Повышение эффективности энерго- и теплообеспечения промышленных и административных центров, модернизация генерирующих мощностей крупных тепло-энергетических объектов путем перехода к эксплуатации нового типа энергетического оборудования отечественного производства - парогазовых установок большой мощности, повышение конкурентоспособности и развитие экспортного потенциала отечественного энергетического машиностроения. Фактический объем продаж разработанных парогазовых энергетических установок, выпускаемых на отечественных предприятиях, должен составить в последний либо более ранний год выполнения проекта не менее 2,5 млрд. рублей.

Лимит бюджетного финансирования:

всего - 450,0 млн. руб., в том числе на 2003 год - 150,0 млн. руб.

VIII. "Создание технологий и освоение промышленного производства конструкционных металлических материалов
с двукратным повышением важнейших эксплуатационных свойств"

Цель проекта:

Разработка промышленных технологий производства новых металлических материалов с высокопрочностными, высококоррозионностойкими, хладостойкими и специальными электромагнитными характеристиками. Реализация проекта должна быть направлена на повышение конкурентоспособности судостроительной, нефтегазовой, автомобильной, железнодорожной, медицинской и электротехнической промышленностей. Объем продаж конструкционных металлических материалов в результате реализации проекта после выхода на полную мощность должен составить в 2007 году не менее 1,0 млрд. руб. в год.

Лимит бюджетного финансирования:

Всего - 200 млн. руб, в том числе на 2003 год - 60 млн. руб.

IX. "Развитие промышленности синтетических
кристаллов-диэлектриков и изделий из них"

Цель проекта:

Повышение конкурентоспособности отечественной промышленности за счет перевода элементной базы на кристаллические материалы нового поколения на основе научно-технологических разработок российских ученых и увеличение доли России на мировом рынке изделий из синтетических кристаллов. Ко времени окончания проекта созданное промышленное производство и система продвижения на рынок кристаллов-диэлектриков и функциональных элементов из них должны обеспечить объем продаж не менее 2 300 миллионов рублей в год.

Лимит бюджетного финансирования:

всего - 460 млн. руб., в том числе 110 млн. руб.

5. Критерии отбора исполнителей проектов

Для определения исполнителей конкурсных работ по конкретным проектам устанавливаются следующие критерии:

  • соответствие исполнителей требованиям к исполнителям согласно конкурсной документации;
  • соответствие предлагаемого проекта требованиям конкурсной документации;
  • прогрессивность технических и технологических решений (технический уровень разрабатываемых технологи и продукции);
  • уровень рисков;
  • энерго- и ресурсоэффективность;
  • сроки реализации проекта;
  • отношение совокупного объема реализации продукции по проекту за соответствующие годы к объему запрашиваемых бюджетных средств;
  • степень негативных воздействий на окружающую среду.