Библиотека маркетолога

Маркетинговые исследования в системе B-To-B. Проводить или не проводить

Малыхина Марина Александровна (Президент&CEO Magram Market Research).

Маркетинг в системе Business-to-Business

     Презентация PowerPoint, сжатая в zip-файл, размер - 109 Кб

В рамках формирования единой концепции информационно-имиджевой компании политики специализированные маркетинговые исследования занимают особое место.

Пока еще нет четких критериев, которые позволяют определить однозначную потребность компании в определенном типе В2В исследования в каждой конкретной ситуации развития бизнеса. Гораздо более понятна эта связь между бизнес-задачей и исследованиями в случае рассмотрения ситуаций развития торговой марки и ее взаимодействия с конечным потребителем. Тем не менее, круг задач, решаемых компаниями при помощи данного типа исследований, расширяется и становится все более определенным.

Цели, которые компании ставят перед собой, могут быть сфокусированы как на всем комплексе проблем, связанных с их деятельностью в деловом сообществе, так и концентрироваться на каком-то отдельном аспекте.

Если давать общий обзор вопросов, которые в первую очередь необходимо изучать в ходе В2В исследований, то стоит в первую очередь отнести к ним оценку имиджа компании в глазах бизнес-партнеров, конкурентов, специализированных и деловых СМИ. При этом речь идет не только об "образе" компании или ее торговой марки (марок), но и о деловой репутации.

Для решения этой задачи проводится комплексное маркетинговое исследование, призванное описать имидж компании, оценить факторы его формирования, проанализировать его ключевые составляющие. Как правило, оно заключается в двух стадиях: количественного и качественного исследований.

Так качественные исследования позволяют выявить и проанализировать основные факторы, влияющие на формирование имиджа компаний в данной сфере бизнеса в глазах различных подгрупп целевой аудитории, обрисовать ключевые составляющие имиджа изучаемой компании.
На количественной стадии, как правило, устанавливается уровень известности компании, определяется индекс влиятельности компании, ранжируются ключевые характеристики имиджа, анализируется информационное поле компании.

В2В исследования могут также фокусироваться на отдельных проблемах. Например, оценить степени удовлетворенности партнеров основными аспектами взаимодействия с компанией. Или описать удовлетворенность сотрудников. Эти два направления можно обозначить как внешний и внутренний аудит компании.

Первое направление позволяет определить позиции изучаемой компании или ее марки среди конкурентов с точки зрения качества предоставляемых услуг, выявить слабые и сильные стороны сервиса, делового сотрудничества. На основании этих данных делаются выводы, позволяющие компании улучшить взаимодействие со своими партнерами и, как следствие, усовершенствовать взаимодействие с конечным потребителем. Данная процедура помогает также определить компанию, лидирующую на изучаемом рынке, установить степень известности основных игроков данного сегмента, определить степень известности компании в разных областях, определение наиболее перспективных областей развития бизнеса компании.

Внутренние исследования компаний, которые также относятся к области В2В исследований, направлены в первую очередь на повышение эффективность работы компании, факторами которой являются внутренние коммуникации, система мотивации сотрудников, их лояльность и т.д. При этом круг "потребителей" подобных исследований внутри компании расширяется за счет HR-департамента, которые на основании результатов принимает управленческие и организационные кадровые решения.

Подобные исследования также дают уникальный статистический материал для связей с общественностью и прессой.