Библиотека маркетолога
Особенности защиты брендов в России
Шульга Иван Евгеньевич (Ведущий эксперт Департамента стратегического анализа аудиторско-консультационной компании "ФБК").Брендинг в России
В последние годы отмечается значительный рост числа заявок, поданных в Российское агентство по патентам и товарным знакам. Ряд факторов указывает на то, что такой всплеск - только начало взрывного процесса активизации представителей бизнеса в данном направлении.
Тенденция роста экономики в целом вкупе с возрастающим пониманием роли товарных знаков в современной экономике российскими участниками рынка может дать мультиплицирующий эффект, многократно увеличив число регистраций, количество сделок и экономических споров, связанных с использованием прав на товарные знаки. В этой связи важно понять насколько сами предприниматели окажутся в состоянии эффективно решать вопросы защиты своих брэндов.
По мнению ФБК, в условиях непредсказуемости российской административной и судебной практики важной задачей является организация мер по комплексной защите брэндов со стороны самих предпринимателей.
Под комплексной защитой брэндов мы понимаем не только защиту от недобросовестных конкурентов, но и выработку мер, позволяющих "застраховаться" от несовершенства российского законодательства и непредсказуемости практики его применения. Несмотря на то, что процесс выработки рекомендаций по комплексной защите брэнда в каждом конкретном случае требует индивидуального подхода со стороны профессиональных консультантов, можно представить ряд рекомендаций общего характера.
- На этапе создания брэнда необходимо выбрать сильное охраноспособное название. Название не просто должно удовлетворять требованиям, предъявляемым Роспатентом, но и отличаться оригинальностью, позволяющей в случае необходимости легко доказать факт имитации. В этом смысле наиболее охраноспособными являются фантазийные словесные обозначения, такие как Wimm-Bill-Dan, Kodak и др.
- Коммерческое обозначение необходимо регистрировать в Роспатенте. Следует помнить, что в России правовая охрана товарных знаков предоставляется исключительно по факту регистрации.
- На этапе регистрации товарного знака необходимо сделать правильный выбор в отношении запрашиваемых классов товаров и услуг. Следует помнить о необходимости регистрации товарного знака для сопутствующих услуг (рекламы, розничной торговли).
- Регистрацию словесного и изобразительного обозначения зачастую целесообразно производить сразу по нескольким направлениям (товарный знак, промышленный образец, объект авторского права). Комплексная правовая охрана позволит значительно эффективнее бороться с подделками.
- Защиту товарного знака в случае возникновения конфликта во многих случаях также целесообразно осуществлять по нескольким направлениям (обращаясь в антимонопольные и таможенные органы, органы внутренних дел, судебные органы).
- Все действия по защите брэнда желательно сопровождать мощной PR-компанией. Тем самым, Вы укажете потенциальным нарушителям на серьезность своих намерений по защите брэнда.
- Страховая защита брэндов. По мнению консультантов ФБК, в условиях нестабильности российского правового поля перспективным видом защиты брэндов является их страхование. В этой связи важную роль в защите брэндов в ближайшем будущем могут сыграть страховые компании, которым удастся предложить рынку нетривиальные страховые продукты. Несмотря на то, что пока, к сожалению, российские страховые компании уделяют незначительное внимание данной проблеме, опыт консультантов ФБК показывает, что спрос на соответствующие виды услуг весьма значителен, а, значит, появится и предложение. В случае развития данного вида деятельности страхование может быть рассмотрено как еще один важный элемент комплексной защиты брэндов.
- Мониторинг брэнда. С учетом меняющейся институциональной среды на каждом этапе жизни брэнда необходимо осуществлять анализ и моделирование слабых сторон брэнда и возможных внешних угроз и разрабатывать (корректировать) на основе результата анализа эффективную стратегию защиты брэнда.
- Разработка брэнд - стратегии предприятия должна войти обязательным разделом в программы стратегического развития компаний. Такая включенность обеспечит должное место институту брэндирования в ряду мер, направленных на успешное решение задач конкурентной борьбы, позволит рассматривать комплексную защиту брэндов как необходимое условие успешного развития компании в целом.