PR в условиях “управляемой демократии”: состояние и перспективы
Александр Чумиков
Материалы конференции "Маркетинг, Реклама и PR"
Организатор конференции: LBS International Conferences
Этапы развития российского ПР
Начальный этап (формальное возникновение, обучение у США и Европы, мифологизация ПР, имиджмейкерство) – 1990-1995:
- выход российского издания книги С. Блэка “Что такое “паблик рилейшнз”,
- возникновение первых ПР-агентств и корпоративных служб ПР,
- создание РАСО (1991),
- открытие специализации “связи с общественностью” на факультете международной информации МГИМО.
“Золотой этап” (реальная демократия в политике и псевдорынок в экономике, ПР с российской спецификой, “дикие” ПР-бюджеты, технологизация ПР) – 1995-1998:
- расцвет московского ПР,
- закрепление агентств политического консалтинга как реальных политических игроков на выборах,
- выделение агентств, специализирующихся на бизнес ПР;
- возникновение большой группы ПР-агентств “второй волны”,
- начало издания первого периодического специализированного ПР-журнала (“Советник”),
- появление Национальной премии в области развития связей с общественностью “Серебряный Лучник”,
- формирование представления о ПР как супердоходной сфере, неадекватно большие ПР-бюджеты.
Этап реального ПР (проверка кризисом, формирование собственного рынка ПР, ПР как рыночная услуга) – 1998-1999:
- ПР-агентства доказывают свою жизнеспособность и дееспособность на рынке в посткризисный период и в большинстве своем выживают,
- ПР теснит рекламу,
- выставки “ПР, консалтинг, выборные технологии”;
- исследование “Рейтинг российских ПР-агентств”,
- развитие специализации “связи с общественностью” в российских ВУЗах, всероссийский конкурс студенческих работ по связям с общественностью “Хрустальный апельсин”,
- появление серьезной отечественной литературы по ПР,
- рост числа специализированных периодических ПР-изданий,
- активизация ПР-усилий государственных учреждений,
- ускоренное развитие корпоративных ПР-служб.
Этап “управляемой демократии” - 2000- н.вр. (2002):
- инерционное развитие ПР в регионах, возникновение региональных ПР-центров;
- резкий количественный рост ВУЗов, преподающих специализацию “связи с общественностью”,
- замедление темпов развития бизнес ПР и корпоративного ПР с их заменой технологиями лоббизма и усилением неценовой конкуренции,
- упадок государственного ПР с его последовательной заменой технологиями пропаганды,
- кризис политического ПР с его превращением в эрзац-инструмент ПР-деятельности,
- увеличение медиабаинга (рекламные и другие заказные материалы, заказные СМИ) вместе с уменьшением материалов СМИ, выходящих на основе реальных информационных поводов;
- разработка ПР-бюджета вместо зарабатывания ПР-бюджета,
- укрепление коммуникаций (консолидация) внутри ПР-сообщества, общественная сертификация ПР-специалистов;
- попытки создания контр-ПР-сообщества (вместе с созданием контр-СМИ-сообщества).
Механизмы адаптации ПР-специалистов к существующим условиям
- осмысление понятия “интегрированные маркетинговые коммуникации” (ИМК), выдвижение ПР-специалиста на роль идеолога (криэйтера) и координатора системы ИМК;
- освоение и продвижение технологий формирования корпоративного имиджа (корпоративных коммуникаций, корпоративного контекста) в рыночной среде;
- создание технологического инструмента для осуществления реального (неформального) диалога “Бизнес – власть”;
- формирование механизмов правового и этического неприятия заказных (рекламных под видом нерекламных) материалов в СМИ, развитие СМИ как инструмента демократии;
- апробация методов вхождения (формирования, использования) в новую информационную среду (Интернет-СМИ, Интернет-базы данных, специализированые корпоративные веб-сайты);
- смысловое позиционирование новостной информации в целях ее естественного продвижения в информационное пространство,
- вынесение ПР-сообществом “вердиктов” по поводу развития (регулирования) коммуникаций в политической, экономической, образовательной среде;
- сохранение ПР-сообщества в качестве независимой, самодостаточной, неполитизированной профессиональной структуры.
ЗАО “Международный пресс-клуб” (МПК), координаты для связи и информации:
Центральный офис (МПК-Центр международной торговли) – телефоны/факсы (095) 258-11-51, 258-11-52, 258-11-53, 258-11- 54.
МПК-Центральный дом журналиста – телефоны/факсы (095) 202-34-22, 202-34-23, 202-15-29.
МПК-ПР-библиотека – телефоны/факсы (095) 912-17-36, 912-33-76.