Энциклопедия маркетинга, https://www.marketing.spb.ru

Адрес документа: https://www.marketing.spb.ru/conf/2002-02-lbs/press-center.htm
Обновлено: 20.11.2017

PR в условиях “управляемой демократии”: состояние и перспективы

Александр Чумиков Материалы конференции "Маркетинг, Реклама и PR"
Организатор конференции: LBS International Conferences

Этапы развития российского ПР

Начальный этап (формальное возникновение, обучение у США и Европы, мифологизация ПР, имиджмейкерство) – 1990-1995:

  • выход российского издания книги С. Блэка “Что такое “паблик рилейшнз”,
  • возникновение первых ПР-агентств и корпоративных служб ПР,
  • создание РАСО (1991),
  • открытие специализации “связи с общественностью” на факультете международной информации МГИМО.

“Золотой этап” (реальная демократия в политике и псевдорынок в экономике, ПР с российской спецификой, “дикие” ПР-бюджеты, технологизация ПР) – 1995-1998:

  • расцвет московского ПР,
  • закрепление агентств политического консалтинга как реальных политических игроков на выборах,
  • выделение агентств, специализирующихся на бизнес ПР;
  • возникновение большой группы ПР-агентств “второй волны”,
  • начало издания первого периодического специализированного ПР-журнала (“Советник”),
  • появление Национальной премии в области развития связей с общественностью “Серебряный Лучник”,
  • формирование представления о ПР как супердоходной сфере, неадекватно большие ПР-бюджеты.

Этап реального ПР (проверка кризисом, формирование собственного рынка ПР, ПР как рыночная услуга) – 1998-1999:

  • ПР-агентства доказывают свою жизнеспособность и дееспособность на рынке в посткризисный период и в большинстве своем выживают,
  • ПР теснит рекламу,
  • выставки “ПР, консалтинг, выборные технологии”;
  • исследование “Рейтинг российских ПР-агентств”,
  • развитие специализации “связи с общественностью” в российских ВУЗах, всероссийский конкурс студенческих работ по связям с общественностью “Хрустальный апельсин”,
  • появление серьезной отечественной литературы по ПР,
  • рост числа специализированных периодических ПР-изданий,
  • активизация ПР-усилий государственных учреждений,
  • ускоренное развитие корпоративных ПР-служб.

Этап “управляемой демократии” - 2000- н.вр. (2002):

  • инерционное развитие ПР в регионах, возникновение региональных ПР-центров;
  • резкий количественный рост ВУЗов, преподающих специализацию “связи с общественностью”,
  • замедление темпов развития бизнес ПР и корпоративного ПР с их заменой технологиями лоббизма и усилением неценовой конкуренции,
  • упадок государственного ПР с его последовательной заменой технологиями пропаганды,
  • кризис политического ПР с его превращением в эрзац-инструмент ПР-деятельности,
  • увеличение медиабаинга (рекламные и другие заказные материалы, заказные СМИ) вместе с уменьшением материалов СМИ, выходящих на основе реальных информационных поводов;
  • разработка ПР-бюджета вместо зарабатывания ПР-бюджета,
  • укрепление коммуникаций (консолидация) внутри ПР-сообщества, общественная сертификация ПР-специалистов;
  • попытки создания контр-ПР-сообщества (вместе с созданием контр-СМИ-сообщества).

Механизмы адаптации ПР-специалистов к существующим условиям

  • осмысление понятия “интегрированные маркетинговые коммуникации” (ИМК), выдвижение ПР-специалиста на роль идеолога (криэйтера) и координатора системы ИМК;
  • освоение и продвижение технологий формирования корпоративного имиджа (корпоративных коммуникаций, корпоративного контекста) в рыночной среде;
  • создание технологического инструмента для осуществления реального (неформального) диалога “Бизнес – власть”;
  • формирование механизмов правового и этического неприятия заказных (рекламных под видом нерекламных) материалов в СМИ, развитие СМИ как инструмента демократии;
  • апробация методов вхождения (формирования, использования) в новую информационную среду (Интернет-СМИ, Интернет-базы данных, специализированые корпоративные веб-сайты);
  • смысловое позиционирование новостной информации в целях ее естественного продвижения в информационное пространство,
  • вынесение ПР-сообществом “вердиктов” по поводу развития (регулирования) коммуникаций в политической, экономической, образовательной среде;
  • сохранение ПР-сообщества в качестве независимой, самодостаточной, неполитизированной профессиональной структуры.

ЗАО “Международный пресс-клуб” (МПК), координаты для связи и информации:

Центральный офис (МПК-Центр международной торговли) – телефоны/факсы (095) 258-11-51, 258-11-52, 258-11-53, 258-11- 54.

МПК-Центральный дом журналиста – телефоны/факсы (095) 202-34-22, 202-34-23, 202-15-29.

МПК-ПР-библиотека – телефоны/факсы (095) 912-17-36, 912-33-76.


© 1998-2023 Дмитрий Рябых