Библиотека маркетолога

Маркетинг и интрапренерство в системе предпринимательства

В.В. Томилов, А.А. Крупанин, Т.Д. Хакунов
Оглавление книги

ГЛАВА II. Становление и развитие итрапренерства в организационно-производственных структурах

2.1. Основные положения системного подхода к исследованию интрапренерства

Системный подход является наиболее эффективным методом изучения сложных объектов как в статике, так и в их развитии.
Процесс становления интрапренерства представляет собой цепь действий, результатом которой является создание на традиционном предприятии возможностей для предпринимательской деятельности. Его следует рассматривать как одно из направлений развития базового предприятия.
В соответствии с основными фазами становления интрапренерства весь процесс по трансформации базового предприятия в предприятие предпринимательского типа можно разбить на следующие стадии:
Анализ предпосылок для становления предпринимательства.
Создание условий для формирования предпринимательской структуры.
Создание предпринимательской структуры.
Формирование системы взаимосвязи и взаимодействия партнеров в рамках интрапренерства.
Предприятие является сложной экономической производственной системой (Sn), которая описывается множеством партнеров. Последовательное изменение параметров базового объекта следует рассматривать как траекторию развития данной системы [8].
Очевидно, что на этой траектории есть начальная, исходная точка, которая характеризуется параметрами базового предприятия, достигнутыми в результате завершения процесса становления интрапренерства (tu).
В процессе становления интрапренерства базовое предприятие (то есть система SБ) проходит следующие фазы развития:
1-я - начальная (SБ) - предприятие традиционного типа;
2-я - предприятие, на котором созданы условия для создания предпринимательской структуры (SБУ).
3-я - предприятие, на котором создана предпринимательская структура (SБПС).
4-я предприятие, функционирующее на основе интрапренерства. Траектория становления интрапренерства представлена на рис. 2.1.

Рис. 2.1. Фазы развития интрапренерства
Рис. 2.1. Фазы развития интрапренерства

Априорный анализ процесса становления интрапренерства показал, что он включает следующие основные стадии:
1. Создание условия для формирования предпринимательских структур.
2. Создание предпринимательских структур.
Для анализа развития базового объекта целесообразно рассмотреть его координаты в пространстве, описывающие его состояние в начальный, стартовый период (t0), в момент создания условий для формирования предпринимательской структуры (tу) и в момент завершения создания предпринимательской структуры (tnc), который совпадает со временем начала интрапренерства как такового.
Системный подход к исследованию процесса становления интрапренерства принят для того, чтобы построить целостную картину состояния и развития сложного объекта. Нашей задачей является выделить систему, являющуюся базовой для развития интрапренерства, описать ее свойства и элементы, соответствующие объекту нашего исследования, исследовать ее функционирование и изменения под воздействием внешних условий. Это позволит дать ее функционально-параметрическое описание, установить зависимость между отдельными элементами системы и описать закономерности их трансформации в процессе становления интрапренерства.
Становление предпринимательства на предприятии следует рассматривать как одно из направлений его развития. В качестве организационно-производственной структуры, являющейся базой для развития интерпренерства, принимается традиционное предприятие, работающее в стабильном режиме и выпускающее определенную традиционную продукцию. Объектом нашего изучения является процесс зарождения и развития предпринимательства на традиционном предприятии.
Системный подход позволяет проводить анализ всех совокупных факторов процесса и выявить влияние интерпренерства в целом и его отдельных параметров на степень достижения поставленной цели.
Представим предприятие в виде кибернетической управляемой системы (рис. 2.2).

Рис. 2.2. Традиционное предприятие как кибернетическая система
Рис. 2.2. Традиционное предприятие как кибернетическая система

где:
Yu - кортеж показателей, характеризующий импульс (вход) системы, побуждающий ее функционировать;
Хс - кортеж показателей, характеризующий состояние системы;
Zp - кортеж показателей, характеризующих реакцию системы, то есть результаты ее функционирования.
Под кортежем понимается упорядоченный набор элементов любой природы (в отличие от вектора, в котором все компоненты - числа) - числа, характеризующие спрос, социально-псиохологические и побудительные элементы импульса.
Импульс характеризует цели, задачи, потребности, для удовлетворения которых функционирует данный объект (система).
Состояние системы определяется свойствами основных ее элементов, ее возможность функционировать для достижения поставленной цели в ответ на входной импульс [94].
Реакцией системы являются результаты ее функционирования, то есть степень удовлетворения (достижения) поставленных задач.
Рассмотрим становление интерпренерства как метод эффективного развития объекта.
Функционирование предприятия в общем виде можно описать следующим образом:
ZБ(t) = F[X(t0) ; У(t0)]
то есть результатом функционирования предприятия во времени (ZБ) является функция от параметров состояния этой системы (объекта) в данное время и параметров входного импульса в данное время (У).
Параметрический анализ, или параметризация, представленная в данном разделе, является элементом системного анализа и заключается в выделении и описании факторов, наиболее существенно влияющих на процесс становления интрапренерства. Проанализируем последовательно параметры входа, состояния и выхода системы - предприятия, являющегося базой для развития интрапренерства.
Вход, или импульс, изучаемой системы можно представить в виде:
УU =
где:
- потребности внешней среды, которые реализует данное предприятие;
- потребности собственника, реализующего их через руководство предприятия.
В качестве основной объективной потребности внешней среды (), побуждающей предприятие к деятельности в условиях рыночной экономики, является потребность рынка, которую оно призвано удовлетворить.
Потребности собственника носят экономический и социальный характер. Экономический () заключаются в стремлении к решению своих экономических проблем и в первую очередь в получении прибыли. Социальные потребности собственника () заключается в получении средств для решения социальных проблем общества, в сохранении и увеличении рабочих мест, в поддержании социального мира, в утверждении своего статуса, имиджа и т.д.
Состояние системы можно описать следующим кортежем показателей:

где:
Хг - кадровый потенциал (человеческий капитал), то есть показатель, характеризующий интеллектуально-профессиональные возможности персонала предприятия;
ХМТ - показатель, характеризующий материально-технические, производственные возможности объекта;
Хф - показатель, характеризующий финансовое состояние (возможности) объекта;
Хк - показатель организационной культуры объекта.
Кадровый потенциал (Хг) предприятия характеризует его возможность выполнять свои функции по реализации целей предприятия на основе своих профессиональных знаний, опыта и интеллекта, обеспечивающие новаторство и творчество на производстве.
Материально-технические параметры (ХМТ) характеризуются прежде всего количественными и качественными возможностями выпуска продукции, производственной мощностью, потенциалом предприятия.
Финансовое состояние (Хф) характеризуется доходностью предприятия, наличием свободных капиталов, стоимостью предприятия, его ликвидностью и т.п.
Организационная культура предприятия (Хк) характеризуется его системой ценностей, степенью прогрессивности системы управления, стилем руководства и взаимоотношениями персонала.
Реакцию системы можно представить в виде:

где:
- компонента кортежа параметров (или показателей), характеризующего экономические результаты деятельности объекта;
- компонента кортежа, характеризующего социальные результаты функционирования объекта.
Экономическими результатами деятельности объекта являются: степень удовлетворения спроса на продукцию; доля рынка, занятая предприятием, его выручка, прибыль.
Таким образом, система параметров, описывающих базовое предприятие имеет вид:


Набор этих параметров в определенное время создает пространство состояния системы. В наборе параметров можно выделить параметры управления, воздействуя на которые мы изменим ее состояние определенным образом.
Функционально-параметрическая модель традиционного предприятия является основой для изучения процесса его в предприятии предпринимательского типа, работающего на принципах интрапренерства.

Таблица 2.1. Параметрическое списание базового предприятия

Условные обозначения

Характеристики параметров

потребности внешней среды в деятельности предприятия

потребности собственника (руководства), реализуемые через деятельность предприятия

Хг

- кадровый потенциал (человеческий капитал), то есть показатель, характеризующий интеллектуально-профессиональные возможности персонала

ХМТ

- показатель, характеризующий материально-технические, производственные возможности объекта;

Хф

показатель, характеризующий финансовое состояние (возможности) объекта;

Хк

показатель организационной культуры объекта

показатель, характеризующий экономические результаты деятельности объекта

показатель, характеризующий социальные результаты функционирования объекта