Библиотека маркетолога

Маркетинг и интрапренерство в системе предпринимательства

В.В. Томилов, А.А. Крупанин, Т.Д. Хакунов
Оглавление книги

ГЛАВА I. Экономико-организационные основы интрапренерства

1.1. Тенденции развития предпринимательства в условиях переходной экономики России

Развитие предпринимательства в постсоветской России началось с его легализации Законом СССР "О кооперации" в 1986 году, который создал ограниченные возможности для предпринимательства. На его базе стали интенсивно создаваться кооперативы. Предполагалось, что законом воспользуются студенты и пенсионеры для оказания услуг в сфере быта, но в большей степени им воспользовались работники сферы быта и представители теневой экономики.
В августе 1990 года было принято постановление СМ СССР ? 790 "О мерах по созданию и развитию малых предприятий", которое разрешило юридическим и физическим лицам создавать частные предприятия с использованием надомного труда. Льготы для малых предприятий, вводимые этим постановлением послужили поводом: для переоформления кооперативов в малые предприятия; для создания государственными органами, государственными предприятиями и частными лицами малых предприятий.
Российский закон 1991 года "О предприятиях и предпринимательской деятельности" снял последние препятствия на пути предпринимательской деятельности в России.
Создание юридической основы способствовало активному развитию предпринимательства в стране (см. рис. 1.1) [27] .
Предпринимательская деятельность реализуется в рамках создаваемой производственно-хозяйственной структуры, которую можно рассматривать как предпринимательскую единицу ПЕ. В России предпринимательская деятельность осуществляется в основном в рамках малых предприятий МП. Мировой опыт показал, что в настоящее время малое предпринимательство, малые фирмы являются основой динамичного экономического развития в следствии:
организационно-технологической мобильности;
высокого темпа внедрения инноваций;
активной конкурентной политики;
отсутствия жесткой бюрократической структуры и громоздкого управленческого аппарата;
создания новых рабочих мест;
быстрой реакции на потребности рынка;
возможности государства получать доход от их налогообложения.

а) Динамика количества МП в России (всего МП (тыс.))
а) Динамика количества МП в России (всего МП (тыс.))

Рис. 1.1. Развитие малого предпринимательства в России (1991-1996 гг.)
Рис. 1.1. Развитие малого предпринимательства в России (1991-1996 гг.)

Интересы государства, создающего условия для создания и работы малых предприятий были сформулированы в постановлении СМ СССР ? 790 "О мерах по созданию и развитию малых предприятий" следующим образом: "Развитие малых предприятий должно способствовать быстрому насыщению рынка товарами и услугами, преодолению отраслевого и регионального монополизма, расширению конкуренции, внедрению научно-технического прогресса, повышению экспортного потенциала". В постановлении ? 790 предусматривается содействие малым предприятиям в материально-техническом обеспечении, выделении земельных участков, передаче свободных производственных мощностей, законсервированных, недостроенных объектов и сооружений (в первую очередь занятым производством товаров народного потребления и оказанием услуг населению) [21].
Организационная схема создания действующих в настоящее время МП приводится на рис.1.2.
Развитие предпринимательства в России осуществляется двумя основными путями:
1. В качестве субъекта предпринимательской деятельности выступает частное лицо - предприниматель, создающий новые организационные производственно-хозяйственные структуры.
2. В качестве субъекта предпринимательской деятельности выступает действующее предприятие (его руководство).
Первый путь, основанный на частной инициативе и частной собственности, представляется наиболее соответствующим классическому пониманию предпринимательства.
Второй путь заключается в том, что действующее предприятие создает или участвует в создании производственно-хозяйственных предпринимательских структур.

Рис. 1.2. Организационные схемы возникновения МП

Рис. 1.2. Организационные схемы возникновения МП

На основе анкетирования были определены основные трудности на пути развития индивидуального предпринимательства в России. Была разработана специальная анкета и опрошено около пятидесяти предпринимателей. (см. табл. 1.1):
отсутствие стартового капитала (71%);
налоговая политика государства (64%);
отсутствие поддержки государством (67%);
трудности в обеспечении помещением (63%).

Таблица 1.1 Основные проблемы на пути развития индивидуального предпринимательства

N

Проблемы

Ответы (в %)

1.

Отсутствие, труднодоступность стартового капитала

71

2.

Трудности со строительством или получением
помещения

63

3.

Отсутствие единомышленников, команды

36

4.

Большая ответственность, боязнь риска,
незащищенность

34

5.

Налоговая политика государства

64

6.

Сложность регистрации

11

7.

Дороговизна сырья, ресурсов, техники

42

8.

Отсутствие опыта, знаний

28

9.

Отсутствие поддержки

67

Анализируя развитие предпринимательства в стране, необходимо установить, какие цели преследовали все участники этого процесса.
Участниками процесса развития предпринимательства являются: государство, руководители государственных предприятий, персонал государственных предприятий, персонал предпринимательской единицы. Каждый из участников преследует свои цели, которые в идеале должны сочетаться. Цели развития предпринимательства в России представлены на рис.1.3.
Государство, создавая условия для развития предпринимательства, преследовало следующие основные цели:
Повышение эффективности народного хозяйства за счет развития частной инициативы и новаторской деятельности предпринимателей.
Создание новых рабочих мест.
Создание среднего класса мелких предпринимателей и квалифицированных специалистов, являющихся основой демократического общества.
Повышение благосостояния населения.
Целью предприятия является:
Получение дополнительного экономического эффекта от предпринимательства.
Создание условий для его эффективного развития на базе новых технологий, товаров, услуг, разработанных в предпринимательских структурах.
Целью руководства является: получение дополнительных возможностей для поддержания и развития базового предприятия, для удовлетворения своих материальных и социальных потребностей. Целью персонала является обеспеченность рабочими местами и дополнительные возможности в удовлетворении своих материальных и социальных потребностей.
Цели предпринимательской единицы и предпринимателя идентичны:
1. Экономическая эффективность бизнеса.
2. Социальное положение, престиж и т.п.
Цели персонала предпринимательской единицы:
1. Экономическое благополучие.
2. Сохранение рабочих мест.

Рис.1.3. Цели развития предпринимательства в России

Рис.1.3. Цели развития предпринимательства в России

Развитие предпринимательства в определенной степени позволило реализовать поставленные цели.
В настоящее время в России около 900 тыс. МП. Развитие МП позволило в значительной степени ликвидировать дефицит товаров и услуг и в условиях экономического спада и кризиса государственных предприятий создать рабочие места для 8 млн. человек, а с учетом вторичной занятости для 15 млн. человек и довести долю малых и средних предприятий (МСП) во внутреннем валовом продукте до 10%. Причем отдача вкладываемых средств в МСП вдвое выше, чем в целом по российской экономике [3, 27].
В то же время, если сравнивать возможности и достижения МП в мире и в России, очевидно, что возможности реализованы явно недостаточно [38]:
так в Германии на 1000 жителей 37 МСП, в США - 74 МСП, а в России - 6 МСП;
доля МСП в общей численности занятости в Германии 46%, в США - 54%, в России - 10%;
доля МСП в Германии - 53%, в США - 51%, в России - 11%.
Опрос, проведенный на ряде предприятий показал, что для успешного развития предпринимательства необходимы: стабильное экономическое и политическое положение в стране и регионах; доступность финансовых ресурсов.
Многие малые и средние предприятия создают новые предпринимательские единицы. Рассматривая состояние развития предпринимательства на предприятиях следует отметить следующие характерные тенденции:
финансовые ресурсы используются для развития производства;
новые предпринимательские единицы создаются в основном частными лицами (при участии руководства предприятий);
кадры недостаточно подготовлены к новым условиям работы, а четкой системы выдвижения, отбора, стимулирование инициативы и новых идей нет.
Анализируя деятельность традиционных предприятий, государственных и крупных АООТ, можно выделить три типа их деятельности:
Стабильная деятельность по выпуску традиционной продукции. Причем руководство этих предприятий в той или иной мере заключается в повышении организационно-технического уровня производства, в поиске новых рынков сбыта, новых возможностей повышения эффективности производства. Руководство этих предприятий проявляет предприимчивость и новаторство.
Предприятия выпускают традиционную продукцию, не конкурентную, не пользующуюся спросом. Руководство распродает всевозможные ресурсы предприятия. Это не предпринимательство, это коммерциализация ресурсов.
Предприятия (с разным успехом) производят и реализуют традиционную для себя продукцию. Руководство этих предприятий предпринимает усилия по поиску и реализации предпринимательских идей, создающих дополнительные возможности для выживания и развития своего предприятия, то есть занимается предпринимательством.
Предпосылками для развития предпринимательства предприятий являются:
наличие неиспользованных производственных мощностей;
наличие неиспользуемых материальных ресурсов (сырья, полуфабрикатов, отходов и т.п.);
наличие на части крупных предприятий множества мелких производственных структур, выпускающих продукцию общемашиностроительного применения;
потребность в изготовлении комплектующих изделий;
потребность в послепродажном обслуживании своей продукции;
потребность в диверсификации производства с целью увеличения конкурентных позиций предприятия.
Основные направления развития предпринимательства представлены на рис.1.4.
Во-первых, это создание новых малых предприятий на базе своих финансовых и прочих ресурсов: дочерних предприятий, филиалов, совместных предприятий, юридически самостоятельных предприятий.
Во-вторых, создание малых предприятий путем выделения отдельных производственных подразделений: участков, цехов, филиалов и т.п.
Анализируя развитие предпринимательства и создание МСП, необходимо отметить некоторую особенность в их создании и функционировании.
Когда мы анализируем развитие предпринимательства в России, мы должны к нему относить только тот вид деятельности, который соответствует базовым, видовым признакам.
Не все вновь созданные малые и средние предприятия отвечают этим признакам. Это определяется следующими особенностями их создания и функционирования:

Рис. 1.4. Основные направления развития предпринимательства предприятий

Рис. 1.4. Основные направления развития предпринимательства предприятий

1. Нельзя считать синонимом малое предпринимательство и малое предприятие. Необходимо помнить, что согласно Российскому законодательству (постановление ? 790) понятие малое характеризует только масштаб предприятия, и часть из них являются государственными и муниципальными предприятиями.
2. Создание МП государственными предприятиями часто осуществляется для ухода от налогообложения, для использования налоговых льгот, предоставляемых МП и, наконец, как "крыша" для руководства крупных государственных структур, получивших возможность осуществлять через них не только реальные, но и фиктивные сделки. Создание рядом руководителей государственных предприятий малых предприятий для удовлетворения своих личных, корыстных целей являются следствием разсогласованности целей государства и целей руководителя. Эта разсогласованность вызвана критическим положением ряда отраслей народного хозяйства, сложностью вхождения в рыночную экономику крупных государственных предприятий, недостатками в управлении народным хозяйством, низкой корпоративной моралью.
"На среднестатистическом предприятии в автономном режиме ворует каждое подразделение, получившее свободу в период увлечения так называемыми "холлингами", что в переводе с директорского сленга начала 90-х годов означало "спасайся кто как может, а я ни за что не отвечаю". В рамках акции всеобщего спасения цехам и отделам давалась самостоятельность, степень которой определяла фантазия директора" [1].
Рассмотрим более подробно особенности процесса предпринимательства предприятий.
Можно выделить в качестве типичных их три разновидности:
Руководство предприятия создает МП для получения базовым предприятием дополнительных средств на развитие, повышение заработной платы персоналу и т.п. Свои личные интересы он связывает с процветанием своего базового предприятия. Результатом этой деятельности может быть:
а) эффективно действующее МП, которое часть своей прибыли передает предприятию-учредителю:
б) низкоэффективное МП.
Руководство предприятия создает МП с целью своего личного обогащения и перекачивает в него или через него производственные ресурсы и производственную продукцию, то есть предприятие становится донором МП.
Результатом этого процесса является все ухудшающееся экономическое положение базового предприятия, а его руководители обогащаются за счет деятельности МП.
Руководство предприятия создает МП для решения проблемы базового предприятия. Свои интересы он также связывает с базовым предприятием. МП после создания становится все более эгоистично, принимает все доступные меры для получения максимальной самостоятельности и добивается ее.
Очевидно, что МП, образованные по 1-й и 3-й схемам, являются предпринимательскими единицами, хотя МП, действующее по 3-й схеме проигнорировало интересы одного из учредителей МП, МП образованное по 2-й схеме нельзя назвать ПЕ, так как по своей сути оно занимается криминальной деятельностью.
На основе анкетного опроса были изучены проблемы развития предпринимательства предприятий. Было опрошено 20 руководителей МП (см. табл. 1.2). По их мнению основными проблемами развития предпринимательства предприятий являются:
ограничение деятельности предприятия - 63%;
налоговая политика государства - 60%;
эгоизм предпринимательских структур - 54%.

Таблица 1.2 Основные проблемы на пути развития предпринимательства предприятий

N

Проблемы

Ответы (в %)

1.

Трудности финансовые

32

2.

Трудности в обеспечении ресурсами

28

3.

Ограниченная свобода деятельности инициатора и реализатора предпринимательской идеи

63

4.

Эгоистическая политика предприятия-учредителя

52

5.

Эгоистическая политика руководителей предпринимательских структур

54

6.

Налоговая политика государства

60

7.

Низкая экономическая эффективность

37

На основе априорного анализа основных тенденций развития предпринимательства предприятий можно выделить его отрицательные и положительные стороны.
Отрицательными являются:
Создание организационно-экономических возможностей для эгоистически криминального подхода руководства базового предприятия к созданию и использованию МП.
Плохое использование предпринимательских возможностей предприятия для его эффективного развития.
Отсутствие научно-методической базы, дающей рекомендации по обоснованию путей, методов и возможностей предпринимательства предприятий в современных российских условиях.
Преимуществом предпринимательства предприятий является:
Введение в экономический оборот ранее не использовавшихся или использовавшихся плохо ресурсов (отходов) базовых предприятий.
Получение средств базовыми предприятиями от создания ими МП для решения своих экономических проблем, инновационной деятельности и развития (наряду с обычным вкладом МП в экономику страны).