Библиотека маркетолога

Игровое моделирование процесса принятия маркетинговых решений с использованием ПЭВМ

Алексеев А. А., Дягилева Н. В.
Оглавление книги

Анализ конкурентов и рыночных позиций

В предыдущем учебном примере мы создали наш первый универмаг и начали наш корпоративный бизнес. Однако успешно вести свой бизнес на насыщенном конкурентном рынке можно только полностью поняв рыночное состояние вашей компании, а также состояние своих конкурентов. Чтобы помочь Вам в этом, "Капитализм" имеет несколько инструментальных средств анализа рыночной ситуации. Первый, который мы должны рассмотреть - "репортаж о состоянии изделия" (product detail report). Щелкните мышью на изображении изделия, чтобы открыть "репортаж о состоянии изделия" (product detail report).

"Репортаж о состоянии изделия" (product detail report) вносит в список все изделия одного и того же типа, в настоящее время продаваемого в городе, включая изделия ваши и ваших конкурентов. Цена, оценка качества, и оценка марки (price, quality rating, and brand rating) каждого изделия показывается в этом же репортаже. Чтобы получить большее количество информации относительно определенного изделия, просто высветите это изделие в окне просмотра, выделив его курсором мыши. Теперь вы видите подробности, связанные ценой, маркой, и качеством (price, brand, and quality), отображаемым в более низком по уровню разделе доклада (то есть в разделе подробностей). В верхней части доклада, имеется два графика. Левый показывает объединенной объем продаж текущего выбранного по всем изделия по всем фирмам в течение прошлых 12 месяцев, в то время как правый график показывает продажу только по высвеченному изделию. По умолчанию данные дохода показываются в виде графика. Если Вы нажимаете кнопку "Qty Sold Graph" ("График объемов продаж"), тогда вышеуказанные графики преобразуются в графики, демонстрирующие объемы продаж. Справа от графиков расположена пара круговых диаграмм. Левый показывает долю каждого производителя на рынке и правее долю каждого розничного торговца на рынке. Вы можете идентифицировать корпорацию, показанную, как сектор круговой диаграммы посредством идентификации индивидуального цвета той или иной корпорации. Белый раздел представляет объединенную долю на рынке всех местных конкурентов в городе. Как было упомянуто, имеются местные конкуренты в каждом городе. Хотя их фирмы (местные конкуренты) не показываются в готовой карте, они конкурируют непосредственно с корпорациями в игре. Иногда они могут даже быть главной конкурирующей силой на рынке. Вы можете оценить эту область как среднюю по стоимости, оценке качества, оценке марки и, в конечном итоге по общей оценке товаров, которые местные конкуренты в городе продают.

За информацией относительно местных конкурентов, Вы видите среднюю стоимость, оценку качества, оценку марки, и общую оценку всех изделий, и по корпорациям и по местным конкурентам. Сравнивая ваши номера к составляющим в среднем, Вы получаете краткий обзор вашей конкурентоспособной позиции в городе.

Когда потребители покупают изделие, они обычно рассматривают несколько факторов. Три наиболее важных фактора цена, качество, и марка (price, quality, and brand). Важность этих трех факторов, однако, изменяется от изделия до изделия. Например, при закупке пары спортивных ботинок, потребителя волнуют больше вопросы относительно торговой марки, чем цены товара. Напротив, при покупке замороженного мяса, потребитель обычно заинтересован больше уровнем цены и меньше относительно торговой марки. Базируясь на этом поведении потребителя, игра назначает набор предопределенных значений для каждого изделия. Они - "ценовой интерес", "заинтересованность качеством" и "заинтересованность торговой маркой" ("price concern" "quality concern" and "brand concern"). Их показывают как проценты; но их сумма (трех факторов) - всегда равна 100%. Например, когда потребитель покупает изделие с 50% "ценовым интересом", 30% "заинтересованностью качеством", и 20% "заинтересованность торговой маркой", передовом критерием в потребительском выборе ценовой, с качеством как вторым параметром и "заинтересованность торговой маркой" в качестве последнего критерия.

Вы можете отметить, что эти номера предприятия (интереса) также показываются на вершине окна просмотра, за их описаниями. Это позволяет Вам становить быстрым, бросают взгляд номеров предприятия (интереса), в то время как Вы читаете информацию в окне просмотра.

Другой важный показатель - индекс необходимости (necessity index). Высокое значение индекса означает, что изделие является необходимым людям в их повседневной жизни. Спрос на необходимые товары довольно постоянен, поскольку люди должны покупать их даже, если их стоимость неадекватно высока.

Привлекательность изделия в целом представлена общей оценкой (overall rating). Напротив, спрос на товары, "предметы роскоши", например, драгоценности, жестко связан с привлекательностью товаров и имеют низкий индекс необходимости (necessity index). Таким образом, иногда, при сокращении цены это не приводит к сокращению прибыли, поскольку это может стимулировать спрос в данной группе товаров с низким индексом необходимости (necessity index). Увеличение спроса может быть больше чем смещение разницы между себестоимостью и продажной ценой. Этот доклад также позволяет рассмотреть рыночную информацию для других городов. Вы можете выбирать город из предложенного списка. Население каждого города показывается в списке за названием города в скобках.

"Суммарная информация по товару" (product summary report) показывает аналогичную информацию, но на несколько изделий одновременно. Полезно, когда Вы хотите рассмотреть общую информацию относительно нескольких изделий сразу. Этот репортаж имеет много общего с репортажем "суммарной информации по товару" (product summary report). Наиболее очевидное подобие информационных форм - коммерческий график.

Это показывает объединенный объем продаж по текущему городу в течение последних 12 месяцев, точно так же как в репортаже "суммарной информации по товару" (product summary report). Круговые диаграммы также аналогичны. Левый показывает долю каждого производителя на рынке и правый сообщает долю каждого розничного торговца относительно рыночной ситуации. Имеются несколько дополнительных особенностей в этом репортаже. Одна из наиболее полезных особенностей - фильтрация показа. Вы можете фильтровать по типу изделия, выбирая из внесенных в список в репортаже. Имеются четыре фильтра показа в этом докладе. Первый фильтр - "Фильтр Доступности Изделия" (Product Availability Filter). Если Вы устанавливаете фильтр в позицию "Вторичная продукция" ("Has Trade Sales") вы увидите репортаж только по изделиям, предлагаемым на вторичном рынке. Если Вы устанавливаете фильтр в позицию "Розничные продажи" ("Has Retail Sales") вы увидите репортаж только по изделиям, предлагаемым на розничном рынке. Второй фильтр - "Фильтр Категории Изделия" ("Product Category Filter"). Установка его в подпозицию "Потребительские товары" ("Consumer Goods"), определяет возможность рассмотрения только потребительских товаров. Установка в позицию "Индустриальные Товары" позволяет рассмотреть только индустриальные товары. Третий фильтр - "Фильтр Корпорации" ("Corporation Filter"). Если этот фильтр установлен в отношении к определенной корпорации вместо позиции "Все" ("All") корпорации, доклад будет вносить в список только те изделия, которые производятся или продаются выбранной корпорацией. Последний фильтр - "Городской Фильтр" ("City Filter"). Если этот фильтр установлен в позицию "Все Города" ("All Cities") репортаж показывает объединенный объем продаж всей номенклатуры изделий во всех городах. Если это установлено в позицию к определенному городу, тогда только коммерческую информацию этого определенный города вы увидите. Чтобы просматривать данные, используйте слайдер, или нажмите интересующую вас область окна просмотра. Изображение изделия непосредственно - кнопка гипертекста. Нажмите кнопку, чтобы показать "репортаж о состоянии изделия" (product detail report). После чтения докладов и их анализа, могут быть приняты некоторые действия, чтобы успешно конкурировать на рынке. Вы можете реагировать на конкуренцию, регулируя продажную цену ваших изделий.

Чтобы изменять продажную цену изделия, используйте указатель "Новая Цена" ("New Price") и нажмите "Подтверждающую" ("Confirm") кнопку, чтобы подтвердить изменение. Но учтите, что ценовое сокращение вероятно самый лучший путь превзойти по быстродействию ваших конкурентов.