Библиотека маркетолога

Игровое моделирование процесса принятия маркетинговых решений с использованием ПЭВМ

Алексеев А. А., Дягилева Н. В.
Оглавление книги

Розничная торговля

Сначала, представим средства управления вашим бизнесом в деловой игре. Средства управления упорядочены и имеют логичную навигационную систему. Рассмотрим региональное окно карты (левый верхний угол рабочего поля). Карта региона в "Капитализме" сгенерирована на основе случайных величин, так что она различна в каждой игре. Слова на карте - имена городов, в которых находится население, являющиеся в конечном итоге потребителем всей производимой в регионе и импортируемой продукции. Как и в реальном мире, бизнес процветает, там, где люди прибывают в социуме, в данном случае в городах региона. Область, окруженная блоком подсветки увеличена в детальном окне карты (правый верхний угол рабочего поля). Вы можете выделить любую область региональной карты, чтобы показать эту область в детальной карте. Вы можете также листать детальную карту, используя слайдеры в сторонах окна или щелкая мышью на определенном месте в региональной карте, чтобы отразить это место в детальной карте.

Когда Вы перемещаете курсор в саму вершину игрового поля экрана, появляется главное меню деловой игры, как компьютерной программы. Большинство функций доступно в меню игры, имеется ввиду, что в эти области вы можете попасть и другим образом, например, нажатием на соответствующие объекты и кнопки на игровой карте.

Теперь, когда вы имеете основное понимание мира бизнеса, имитируемого в данной деловой игре, самое время, чтобы сформировать первую компанию. Нажмите кнопку "BUILD" (построить). Вы увидите типы коммерческих предприятий, которые Вы сможете построить в рамках вашего бизнеса (правое нижнее окно). Универмаг (department store) это самый простой элемент коммерческой деятельности, с точки зрения формирования и регулирования функционирования (менеджмента системы), именно поэтому лучше всего начать с него ваш бизнес в игре.

Географическое расположение универмага может значительно влиять на его рентабельность. Имеются несколько предложений для географического базирования универмага:

  • Выбрать город с достаточным населением, чтобы поддерживать большой объем продаж.

  • Здание универмага расположить близко к городскому центру - это будет привлекать большее количество клиентов.

Не забудьте, впрочем, что хорошее расположение всегда имеет более высокую стоимость земли. Теперь выберите расположение для вашего универмага в детальном окне, учитывая вышесказанное. При этом в правом нижнем окне вам будет показано, сколько будет стоить строительство универмага в этом месте. Обычно эта сумма не превышает $6,000, Вы имеете $10,000,000 наличным и можете свободно выделить эту сумму. Теперь нажмите кнопку с надписью "BUILD" (построить), чтобы формировать вашу первую фирму. Вы только что установили ваш первый универмаг.

Теперь нажмите информационную кнопку "Information", чтобы рассмотреть вашу компанию. В правом нижнем углу появилась диаграмма. Эта область показывает некоторую ключевую информацию относительно вашего универмага. Справа вы видите график дохода для вашей компании. Область слева показывает доход от вашего товара(ов), в зависимости от выбранного (подсвеченного) товара.

Нажмите кнопку "Layout" (Планировки), чтобы видеть внутреннюю планировку вашей компании, построенного торгового центра. Это - изображение внутренней потенциальной структуры вашего универмага. Здесь имеются девять позиций. Каждая позиция представляет место, где Вы можете устанавливать деловую функциональную единицу. Давайте установим закупочную (purshasing unit) единицу. Для этого дважды нажмите на любой из девяти позиции. Вы также должны установить торговую единицу (sales unit). Дважды нажмите на позиции, находящейся рядом с закупочной единицей и выберите торговую единицу (sales unit) из раскрытого списка. Теперь Вы имеете, и закупочные и торговые единицы. Но Вы все еще должны сообщить рабочим в закупочной единице, что необходимо передавать приобретенные товары в торговую единицу. Скомпонуйте эти две единицы вместе, включая линию связывания между ними, для этого дважды щелкните курсором мышки между двумя единицами. Теперь, компания готова функционировать и зарабатывать деньги. Давайте закупим у поставщиков-импортеров продукции товары, которые в свою очередь будут продаваться клиентам универмага. Выделите на схеме, нажатием мыши, закупочную единицу (purshasing unit). Затем, нажмите кнопку в левом нижнем окне, с надписью "Link Supplier" ("Связать с поставщиком"). В "Капитализме", вы можете производить товары локально, то есть в своем регионе, или импортировать их из заграничных стран. В начале игры, не имеется слишком много хороших местных поставщиков, так что мы будем импортировать некоторые товары через морской порт. В этой игре, правительство "сформировало" несколько морских портов. Они поставляют потребительские товары и другое сырье.

 

Дважды нажмите на изображение морского порта (значок на побережье), чтобы высветить морской порт. В нижнем правом углу появилось изображение товаров доступных для закупки из морского порта. Перед выбором изделия, необходимо рассмотреть несколько факторов. Наиболее важные ценовой, качество, и марка (price, quality, brand). Цена показывается здесь же (в правом нижнем углу), но общая стоимость также включает стоимость фрахта, связанную расстоянием между вашим универмагом и морским портом. Качество и марка изделий представлены как числа. Так как марка импортируемых товаров - вероятно неизвестна местным покупателям, их оценка марки - всегда ноль, если вы, конечно, не устраиваете рекламную компанию для них. Общая оценка рассчитана основываясь на цене, качестве, и уровне марки. Низкая цена, высокое качество, и высокая оценка марки гарантирует высокую общую оценку. Общая оценка отображается здесь как индикатор. Каждая часть представляет различный аспект изделия, и их объединенная оценка становится общей оценкой изделия. Желтая часть столбчатой диаграммы, отображаемой под товаром, представляет ценовую привлекательность изделия для покупателей. Кажется, что можно бы просто выбрать изделие для закупки с самой высокой общей оценкой. Но нужно рассмотреть другие факторы, типа стоимости фрахта, спроса на изделие в городе, и изделий, предложенных вашими конкурентами. Нажмите кнопку с надписью "Link" ("Связь"), чтобы заключить контракт по поводу закупки с поставщиком. Теперь закупочная единица будет закупать это изделие, а торговая продавать. В настоящее время, товары, которые Вы заказали в порту у импортера все еще продвигаются к вашему универмагу, они разгружаются и перемещаются к торговой единице.

Как только товары достигают торговой единицы, начинается розничный бизнес. Чтобы выяснить торговую информацию для данного изделия, нажмите Информационную (Information) кнопку. В этом окне просмотра показывают изделия, которые продаются в универмаге. При выделении каждого изделия внизу показываются все финансово-экономические показатели относительного данного изделия. Читая эти индикаторы, Вы выясняете, как хорошо изделие продается. Ниже изображения изделия, имеется две горизонтальных линии. Верхняя синяя - линия предложения и более низкая красная является линией спроса. Другой индикатор, который Вы видите здесь - индикатор владельца марки. Это показывает общий цвет владельца марки каждого изделия. Информация о продаже для высвеченного изделия в окне просмотра показывается также здесь. Три типа графов доступны: доход, объем продаж и валовая прибыль. Выберите граф, который Вы хотите видеть, нажимая соответствующую кнопку выше графа.

Вы теперь имеете основное понимание о том, как универмаг функционирует. Это - ваш бизнес розничной продажи. Пробуйте устанавливать большее количество отделов закупки и торговых единиц в вашем универмаге и предлагать вашим клиентам большее количество различных товаров.