Библиотека маркетолога

Контрактно-ценовая политика в маркетинге

Солошенко М.В.курс лекций - слайд лекция

Назад...Дальше...

ТЕОРИЯ ИГР И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ ОРИЕНТИРОВАННОЕ НА КОНКУРЕНЦИЮ

С точки зрения конкурирующих между собой участников ценообразование обладает всеми чертами состязания (contest) или игры (game). Фирмы - игроки. Каждый стремится выиграть выбирая ход (конкретный уровень цены), который обеспечит максимизацию результата (прибыли, доли рынка, объема продаж и т.п.).

Наглядное представление об игре может дать построение матрицы результатов (payoff matrix) в случае олигопольного рынка. Матрица показывает прибыли (объем спроса) первой (перед запятой) и второй фирмы для каждой пары возможного уровня цен.

Задача каждого игрока состоит в том, чтобы выбрать ход (цену), максимизирующую его результат, принимая в расчет ходы других игроков. При принятии решения по ценам необходимо найти такую комбинацию цен, которая решает проблемы каждого игрока. Такая пара образует стабильное решение, т.е.ни один из игроков не будет изменять свою цену при заданной цене оппонента - равновесие по Нэшу.

Когда фирмы - конкуренты за отраслевую прибыль, в ситуации, когда один конкурент может получить выигрыш за счет другого, равновесие по Нэшу с ценой $ 103 будет особо привлекательным. Если фирма 2 назначит цену в 128, то фирма 1 улучшит свое положение, назначив цену в $ 103 (получив прибыль в 123 000 против 112 000). Если фирма 2 назначает цену в $ 103, то фирме 1 также следует назначить цену в 103 (91 000 против 58 000, если она поднимет цену до 128). Цена 103 доминирует над ценой 128, т.к. это более прибыльная реакция вне зависимости от того, какой стратегии придерживается игрок. Фирма 2 следует той же логике.