Библиотека маркетолога

Маркетинг на рынке винодельческой промышленности. Россия и зарубежный опыт.

Санкт-Петербургский Университет Экономики и Финансов Кафедра Маркетига аспирант Кузнецов С.В.

В современной экономической ситуации, когда российское национальное производство находится в глубоком кризисе крайне важным является обращение к мировому опыту и опыту отдельных стран, лидирующих в той или иной отрасли производства. Именно анализ успеха других стран, а также осознание и осмысление опыта собственных ошибок поможет вывести отдельные отрасли российской экономики из глубокого кризиса. Это в частности касается и винодельческой промышленности России. Некогда процветавшая, сейчас она практически парализована из-за дефицита отечественного сырья, ввиду массовой вырубки виноградников во времена антиалкогольной реформы 80-х годов.
Необходимо отметить, что по данным Международной Организации по Вину и Виноделию за 1981 год, Россия и современные страны СНГ до начала антиалкогольной реформы являлись в совокупности третим в мире производителем вин, уступая место лишь Франции и Италии. По данным на 1995 год страны СНГ занимают лишь 7-е место в мировой табели о рангах.
Основной отличительной характеристикой винодельческой промышленности в любой стране является сильный фактор инертности. Это означает, что товар, произведенный из сырья нового урожая поступит в продажу как минимум через несколько месяцев или лет. Это подразумевает наличие определенного количества запасов вина в погребах, где оно зреет и "выращивается". Таким образом, производственный цикл в данной отрасли может быть счень долгим. Кроме этого, важно отметить, что посаженный вновь куст винограда может дать хорошее сырье для производства вина не ранее, чем через 10 - 15 лет после высадки.
С учетом массовой вырубки виноградников в России и в странах СНГ в середине и конце 80-х годов и отсутствия национальной программы восстановления виноградников, российская винодельческая промышленность не может работать на полную мощность и вынуждена закупать сырье за рубежом.
Сырье, преобретенное за границей, далеко не всегда оказывается лучшего качества, так как по-настоящему качественных почв, пригодных для выращивания винограда высочайшего качества в мире совсем не много. Дело в том, что на качество конечного продукта влияет не только качество почвы, на которой вырос виноград, но также и климатические условия, способ производства и элитность сорта винограда.
Все эти факторы крайне сильно влияют на реализацию конечного продукта на рынке.
В частности российский рынок вин, по данным Росгоскомстата на 1995 год зависящий почти на 70% от импорта, подвергается сильному влиянию мировых тенденций, связанных со всеми выше перчисленными факторами, а также с фактором урожайности.
Особенностью современного российского рынка вин является большая разрозненность товарных групп и полное отсутствие единых государственных стандартов качества и классификации вин. В данной связи будет уместным привести пример классификации, применяемой всеми основными странами-производителями, основанной на французской классификации, принятой в обращение в качестве государственного стандарта во многих странах, основывающейся в первую очередь на критериях качества вина.
Итак, основные принципы, заложенные во французской классификации опираются на четыре основных фактора, влияющих на качество вина:
1. Почва: тип, состав, способ обработки, использование удобрений и т.п..
2. Сорт винограда: максимально и минимально разрешенное использование того или иного сорта винограда при производстве конкретного типа вина.
3. Способ производства: время сбора урожая, время выдержки сусла и условия его брожения, ограничения по максимальному и минимальному содержанию алкоголя.
4. Климатические условия, они,как правило, зависят от конкретного расположения виноградника: низина, возвышенность, солнечная или теневая сторона и т.п., что, в свою очередь, влияет на качество винограда и вина.
Итак, согласно этим факторам французский Национальный Институт Наименований по Происхождению (INAO) выделяет следующие категории качества вин (категории указаны по возрастающей):
1. Столовые вина.
2. Региональные вина.
3. Марочные вина высшего качества.
4. Вина контролируемых наименований по происхождению (наивысшая категория).
Все вина каждой категории имеют свое соответствующее рыночное и ценовое позиционировнаие. Кроме этого, для обозначения той или иной категории качества производители в любой стрене, где применяется подобная классификация, обязаны покупать государственную лицензию, кроме этого их продукция подвергается обязательному контролю со стороны государства. Чем выше категория, тем жестче критерии контроля.
Для России, где рынок изобилует как импортными, так и, в небольшом количестве, отечественными винами, крайне важно для установления рыночного порядка с точки зрения как качества, так и цен, ввести подобную строгую классификацию, что помомет потребителям сориентироваться в огромном разнообразии вин, а фирмам-производителям и итмпортерам вести более честную по отношению к покупателю ценовую и маркетинговую политику.