Библиотека маркетолога

Стратегия разрешения экологических проблем

Константинова Е.А.

Будущее, возможность дальнейшей жизни и процветания человечества зависят от того, насколько сможет сложиться гармония его взаимоотношений с окружающей средой; в частности - насколько эффективно человечество сможет подойти к решению существующих экологических проблем.

Возникновение этих проблем лежит в существующем конфликте, противоречии между стремлением общества к удовлетворению своих потребностей, которое проявляется в развитии тех или иных сфер производства и потребления, и возникающим  в результате негативным взаимодействием этого развития на окружающую среду - чрезмерном потреблении ее ресурсов, ее загрязнении. Существующий механизм разрешения этого противоречия сводится к трем основным формам:

-"воспитательно-убеждающая" (делать то, что полезно для окружающей среды, во что бы это не стало);

-"запретительно-штрафная" и "ограничивающая" (экономические санкции, плата за загрязнение, ПДК);

- так называемая "экономическая" - это, во-первых, система льгот и кредитов на природоохранную деятельность; во-вторых, все шире распространяющийся "принцип выгодности", то есть повышение конкурентоспособности за счет лучших экологических свойств продукции (включение в цену, этикирование, лицензирование).

При определенной результативности вышеназванных форм изменить кардинально ситуацию они не способны, и не потому что сами по себе недостаточно хороши, а потому, что основаны именно на разрешении противоречия, а не на том, чтобы противоречие не возникало изначально.

В результате экологические проблемы продолжают усугубляться. Более того, неблагополучие экологической ситуации начинает входить в зону экономических интересов определенных хозяйственных структур. Так, в настоящее время все более экономически привлекательной и перспективной для направления инвестиций становится сфера производства и торговли средствами индивидуальной экологической защиты. Процветание этой сферы зависит от неблагополучия экологической ситуации, так как по мере обострения экологических проблем возрастает спрос на подобные средства. Ухудшающаяся экологическая ситуация и отсутствие комплекса мер, направленных на ее изменение к лучшему, в будущем вполне могут ввести средства индивидуальной экологической защиты в разряд товаров первой необходимости. В этом случае экономическая мощь фирм, занимающихся производством этих средств, позволит им активно контролировать экологическую ситуацию.

Наиболее широкое распространение из средств индивидуальной экологической защиты получили бытовые очистители воды, использование которых многими расценивается как довольно эффективный и действенный способ разрешения проблемы неудовлетворительного качества питьевой воды и минимизации экологического ущерба. Главным аргументом сторонников подобных взглядов служит то, что использование фильтров способствует снижению заболеваемости людей и увеличению продолжительности их жизни. Однако, подобная "забота о людях" распространяется лишь на ту часть населения, которая экономически способна пользоваться водоочистителями; эффективность же очистки воды тем или иным водоочистителем, как правило, пропорциональна его стоимости. Самое главное, подобный путь разрешения проблемы неудовлетворительного качества воды имеет все предпосылки к тому, чтобы стать альтернативным комплексу централизованных мер, направленных на улучшение процессов водоподготовки и водоснабжения, ведущему к равной для всех людей возможности употребления чистой питьевой воды.

Капитал, направление которого в ту или иную область всегда определяется выгодой, будет вращаться в сфере производства и торговли средствами индивидуальной экологической защиты до тех пор, пока для него не обозначится еще более выгодная сфера. Эффективное государственное регулирование должно направить поток инвестиций на деятельность по очищению и улучшению окружающей среды, то есть на изменение к лучшему самой экологической ситуации. Этому может способствовать предлагаемая стратегия разрешения экологических проблем.

Первым звеном этой стратегии является создание государственного экологического ("зеленого") фонда. Это достигается путем введения подушного экологического ("зеленого") налога, который будет являться основным источником поступлений в этот фонд.

Аргументацией необходимости именно такого вида налога служит то, что, во-первых, каждый из людей на планете вольно или невольно внес свою лепту в доведение ее до такого состояния, в котором она находится сейчас, и, во-вторых, то, что будущее каждого из людей и его потомков зависит от того, насколько исправится и улучшится состояние окружающей среды.

Разъяснение этого и доведение до сознания каждого человека является важнейшей задачей, как на планетном уровне, так и на федеральном, региональном, городском и локальном уровнях.

Дополнительными источниками поступлений в экологический фонд должны являться экологический налог с предприятий, штрафные санкции к предприятиям-загрязнителям, плата за загрязнение и т.д.

Таким образом, функцией определенной структуры государственной власти становится концентрирование и распределение средств, направляемых на разрешение экологических проблем. Это происходит путем введения государственным законом подушного экологического налога (предварительно разработав методику его расчета и механизм изъятия), а также путем объединения дополнительных источников поступлений в экологический фонд.

Другой ее важнейшей функцией является координирование усилий федеральных, региональных и т.д. экологических структур по разработке программы действий, направленных на разрешение экологических проблем, что является следующим звеном предлагаемой стратегии.

Главная цель такой программы состоит именно в целостном обобщенном обозначении существующих экологических проблем и возможных вариантов их разрешения с поступенчатой детализацией от федерального до локального уровня. Предварительно необходимо собрать и систематизировать уже имеющуюся информацию в данной области, затем ее дополнить и обобщить. В рамках программы должны быть определены приоритеты действий как по объектам хозяйственной деятельности - основным источникам загрязнения, так и по основным компонентам окружающей природной среды. В окончательном же варианте программа должна давать четко обозначенное представление о всем взаимосвязанном комплексе экологических проблем на том или ином уровне; то есть давать конкретный ответ на вопрос, какие проблемы существуют, и на вопрос, что нужно сделать для того, чтобы положение окружающей среды перешло в качественно лучшее состояние.

Вышеназванные два звена обеспечивают реальные предпосылки для начала успешных и эффективных действий по очищению окружающей среды, как новой сферы хозяйственной деятельности. Для этого программой ясно обозначены экологические проблемы и возможные варианты их разрешения, а экологическим фондом сконцентрированы денежные средства, направляемые в целевом порядке на это.

Непосредственная реализация механизма разрешения экологических проблем составляет основное центральное звено предлагаемой стратегии. Суть его состоит в том, что появляется отрасль, если так можно выразиться, "отрасль производства очистки", которая занимет место рядом со всем уже давно существующим спектром отраслей народного хозяйства, таких как машиностроение, нефтепереработка, сельское хозяйство и т.д. и т.п.

Так называемым "сырьем" для этой отрасли выступает та или иная территориальная часть загрязненной окружающей среды - обозначенный программой проблемный экологический узел.

"Предприниматель" (под которым понимается то или иное либо юридическое, либо физическое лицо) авансирует капитал, направляемый на процесс доведения этого "сырья" посредством привлечения рабочей силы, использования различных ресурсов, средств, способов и приемов до состояния "готового продукта", которым является уже очищенная территориальная часть окружаюей среды или же хозяйственный объект с уже разрешенными на нем экологическими проблемами.

Именно "предприниматель" определяет, как разрешить экологические проблемы на принятой им территории. Для этого он может использовать различные приемы и способы - например, внедрение научых экологических разработок, прогрессивных технологий, также непосредственная ликвидация загрязнений с помощью тех или иных технических средств. В функцию "предпринимателя" включается и дальнейшее поддержание качественного состояния окружающей среды на данной территории посредством контроля деятельности хозяйственных объектов, наносящих ущерб природной среде.

Спектр деятельности "предпринимателя" очень широк: от разрешения проблемы переработки промышленных радиоактивных отходов, от разрешения проблемы промышленных выбросов в атмосферу до восстановления маленькой загрязненной речки или превращения заброшенного участка земли в курортную зону.

"Готовый продукт" становится "товаром" на той стадии, когда "предприниматель" продает его населению через возмещение своих затрат и получение причитающейся прибыли из сконцентрированных государством средств экологического фонда.

Порядок определения "цены" предполагает обязательное подтверждение затрат государственной экологической экспертизой. Сумма же прибыли устанавливается путем заключения предварительного договора (также обозначающего сроки выполнения работ и предусматривающего прочие детали их взаимоотношений) между "предпринимателем" и структурой государственной власти, функцией которой является государственное экологическое регулирование и координирование действий структур, занимающихся "производством очистки".

Функции государства, однако, этим не ограничиваются. Например, при разрешении крупномасштабных экологических проблем на федеральном уровне государство может непосредственно выступать инициатором действий, размещая ли государственный заказ на выпуск экологически чистой продукции, или же финансируя глобальные научные разработки в области экологии и их внедрение.

Например, та же проблема загрязнения атмосферы автомобильным транспортом может быть успешно разрешена, если государство произведет заказ на выпуск автомашин, снабженных аппаратурой контроля выхлопных газов, которая еще и не дает работать двигателю, если их концентрация превышает норму (японский опыт). Причем, экономические рычаги должны зафиксировать цену на эту продукцию на том уровне, который бы обеспечивал ее конкурентноспособность не только по качественным характеристикам, но и по доступности потребителю.

Государственной структурой на городском уровне может быть разрешена проблема качества питьевой воды путем заказа на внедрение прогрессивных (безреактивных) методов очистки сточных вод, на замену водопроводных труб и т.д.

Таким образом, характерной чертой механизма разрешения экологических проблем становится сочетание деятельности государства в лице тех или иных государственных экологических структур различного уровня по планированию, регулированию и контролю действий тех или иных юридических (различных форм собственности) или физических лиц - "предпринимателей"- с деятельностью последних по всему широчайшему спектру. Имеется в виду доведение загрязненной окружающей среды до состояния очищенной окружающей среды, которая становится своего рода "товаром", то есть источником экономических интересов с заложенной прибылью, получаемой этими лицами вместе с возмещаемыми затратами из экологического фонда, концентрирующего денежные - в форме налога - взносы всего населения.

Другой важнейшей характерной чертой становится выделение деятельности по очищению окружающей среды в самостоятельную отрасль путем ее отчленения от основной деятельности тех или иных промышленных предприятий. Природоохранные мероприятия этих предприятий часто оказываются малоэффективными в силу того, что по большому счету не представляют для них экономического интереса и порой трудноосуществимы из-за ряда объективных причин. Это можно разрешить, если то или иное промышленное предприятие будет компенсировать ущерб, наносимый своей деятельностью окружающей среде, посредством выплаты налога в экологический фонд, служащий источником существования и развития отрасли по "производству очистки". За любым действием, имеющим негативные последствия для окружающей среды, следует действие, направленное на ликвидирование этих последствий.

Но, конечно, деятельность новой отрасли не сводится только к постоянному ликвидированию все повторяющихся и повторяющихся негативных последствий со стороны хозяйственных объектов. Усилия отрасли "производства очистки" сосредотачиваются и на том, как не допустить таких повторений. Это стимулируется тем, что поддержание "предпринимателем" высоких экологических характеристик своего "товара" на протяжении длительного периода времени, что подтверждается экологической экспертизой со стороны государственных органов, гарантирует ему получение постоянного дохода в форме определенного процента, выплачиваемого из экологического фонда.

Таким образом, обобщая можно сказать, что гарантией того, что предлагаемый механизм способен привести к глобальному улучшению экологической ситуации, является то, что успешность функционирования и процветания входящих в него сруктур зависят не от того, насколько все более необходимо защищаться от негативных последствий производственно-хозяйственной деятельности. Предлагаемый механизм направлен на то, чтобы не создать почву для таких "вторичных" экологических действий, а также на то, чтобы объеденить экономические, социальные и экологические интересы разнообразных слоев и кругов и направить их на безграничную деятельность по очищению окружающей среды, создав тем гармоничные условия сосуществования природы и общества.