Библиотека маркетолога

Рынок недвижимости в России

Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ)

Оглавление

  • Источники данных, используемые понятия, аббревиатуры
  • Спрос на жилье
    • Жилищное строительство: чего ждать по итогам 2017 года?
    • Каждый шестой покупатель квартир в новостройках готов инвестировать на стадии «котлован» при наличии госгарантий
    • Ипотечное кредитование: рекордный рост за счет низких ставок
    • Россияне выбирают квартиру по цене, а застройщика - по репутации
  • Экология и качество среды
    • Отношение россиян к экологичным способам сбора мусора и утилизации отходов
  • Улучшение жилищных условий
    • Треть россиян планируют ремонт в ближайшие несколько лет
    • Спрос на услуги аренды складов для индивидуального хранения вещей
  • Коммерческая недвижимость
    • Коммерческая недвижимость стала доступнее
  • Информационно-медийный фон рынка недвижимости
    • Внимание СМИ к рынку недвижимости
    • Мониторинг упоминаемости брендов застройщиков
  • Публикации НАФИ по теме обзора в СМИ. Комментарии экспертов
  • Об Аналитическом центре НАФИ
  • Real estate market trends: social studies, statistics and publications
    • Contents

Наметившаяся стабилизация экономики России после кризисных явлений пока не повлияла на темпы строительства жилья: в I полугодии 2017 года объем ввода жилья продолжил снижаться, инвестиции в строительство жилья также сокращаются, а объем кредитования отрасли хотя и показывает положительную динамику, но пока он недостаточный. Динамика числа ипотечных сделок растет за счет вторичного рынка. Цены на рынке жилья продолжают оставаться в замороженном состоянии в ожидании положительных сдвигов в экономике.

Государство предпринимает ряд усилий для обеспечения граждан доступным жильем.

В 2004 году был принят 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве», который защищает участника долевого строительства от так называемых «двойных продаж». С 2014 года этот же закон обязал всех застройщиков страховать ответственность перед гражданами, инвестирующими в строительство нового жилья. Еще одна инициатива - создание механизма страхования, сравнимого с системой гарантирования вкладов в банковской сфере (218-ФЗ о защите прав граждан - участников долевого строительства).

Закономерно, что основным фактором, влияющим на отношение покупателей квартир к застройщикам, является репутация. Весомый вклад в поддержку репутации, помимо ответственного отношения к дольщикам, вносит внимание застройщика к экологичности и созданию инфраструктуры для раздельного сбора мусора.

Улучшать свои жилищные условия за счет ремонта или регорганизации пространства пла нируют немногие. А те, кто готовы, не будут тратить значительные средства.

На рынке коммерческой недвижимости отмечается стабилизация цен на аренду, увеличи лась также доля компаний, для которых недвижимость сегодня доступна.

Источники данных, используемые понятия, аббревиатуры

Основные источники данных

Социологические данные получены посредством ежемесячных инициативных всероссийских опросов Аналитического центра НАФИ, проводимых по национальной репрезентативной выборке в размере 2000 человек. Опрос проводился не менее чем в 46 регионах Российской Федерации, в 152 населенных пунктах. Статистическая погрешность данных составляет не более 2,7%. Опросы проводятся в форме личного (face-to-face) интервью с россиянами старше 18 лет. Ни при каких обстоятельствах данные заказных исследований в обзоре не приводятся.

Статистические данные получены из официальных источников: базы данных Всемирного банка DataBank (http://databank.worldbank.org), базы данных и публикаций Международного валютного фонда, информационных ресурсов ОЭСР, статистики Росстата, публикуемой отчетности Центрального банка, Рос-реестра.

Данные анализа СМИ и социальных сетей получены из базы данных Interfax-SCAN (https://scan-interfax.ru).

Если в тематическом обзоре использованы данные из других источников, ссылка на источник данных указана в тексте, под таблицей или диаграммой, либо в форме постраничной ссылки.

Комментарии к данным

Все данные, за исключением Индексов, представлены в процентах от количества опрошенных или количества описываемой группы.

Сумма всех ответов может быть больше 100% в тех случаях, когда предусмотрена возможность выбора нескольких вариантов ответа.

Все представленные взаимосвязи между переменными протестированы на статистическую значимость, которая установлена на уровне не ниже p = 0,05.

Используемые понятия

Генеральная совокупность. Суммарная численность объектов наблюдения (социальные и профессиональные группы, предприятия, населенные пункты и т.д.), обладающих определенным набором признаков (пол, возраст, доход, численность, и т.д.), ограниченная в пространстве и времени.

Выборка. Часть объектов из генеральной совокупности, отобранных для изучения с целью сделать заключение обо всей генеральной совокупности. Для того, чтобы заключение, полученное путем изучения выборки, можно было распространить на всю генеральную совокупность, выборка должна обладать свойством репрезентативности.

Ошибка выборки. Отклонение результатов, полученных с помощью выборочного наблюдения, от данных генеральной совокупности. Ошибка выборки бывает двух видов – статистическая и систематическая.

Статистическая ошибка (S.E.). Зависит от размера выборки. Чем больше размер выборки, тем она ниже. Например: для простой случайной выборки размером 400 единиц максимальная статистическая ошибка (с 95% доверительной вероятностью) составляет 5%, для выборки в 600 единиц – 4%, для выборки в 1100 единиц – 3%. Обычно, когда говорят об ошибке выборки, подразумевают именно статистическую ошибку.

Статистически значимое различие (diff.). Отличия в значениях параметра у представителей выборочной совокупности в размере, превышающем статистическую погрешность (ошибку выборки).

Репрезентативность. Свойство выборки (выборочной совокупности) корректно отражать параметры генеральной совокупности с определенной погрешностью. Одна и та же выборка может быть репрезентативной и нерепрезентативной для разных генеральных совокупностей.

Омнибус НАФИ. Ежемесячное всероссийское репрезентативное исследование в форме опроса, проводимого по выборке из 2000 респондентов по анкете, включающей разные тематические блоки вопросов.

Бизнес-омнибус НАФИ. Ежемесячный всероссийский телефонный опрос 500 руководителей предприятий и их заместителей, принимающих финансовые решения, по репрезентативной выборке, построенной на основе данных Росстата о региональном распределении предприятий разных видов деятельности.

NPS (Net Promoter Score). Индекс определения приверженности (лояльности) потребителей товару или компании (индекс готовности рекомендовать) используется для оценки готовности к повторным покупкам.

Customer Satisfaction Index (CSI). Индексный показатель, который используется для оценки уровня удовлетворенности клиентов работой компании и предоставляемыми ею услугами. При расчете учитывается не только уровень удовлетворенности потребителей отдельными параметрами продукта/услуги, но и важность этих параметров для потребителя.

Спрос на жилье

Жилищное строительство: чего ждать по итогам 2017 года?

Строительная отрасль - одна из наиболее чувствительных к изменениям макроэкономической ситуации. Однако наметившаяся стабилизация экономики России после кризисных явлений пока не повлияла на темпы строительства жилья: в I полугодии 2017 года объем ввода жилья продолжил снижаться, инвестиции в строительство жилья также сокращаются, а объем кредитования отрасли хотя и показывает положительную динамику, но пока он недостаточный.

Восприятие ситуации в отрасли ее участниками остается настороженным. Активность строительства концентрируется в отдельных регионах России.

Восстановление продаж новостроек приостановилось. Усиливается концентрация платежеспособного спроса на новостройки, как и активность строительства, в наиболее экономически активных регионах страны.

Динамика числа ипотечных сделок растет за счет вторичного рынка.

Цены на рынке жилья продолжают оставаться в замороженном состоянии в ожидании положительных сдвигов в экономике.

Строительная отрасль пока не реагирует на изменения макроэкономической ситуации. В I-м полугодии 2017 года экономика России стабилизируется после кризисных явлений и демонстрирует осторожный рост. В рассматриваемый период отмечен рост валового внутреннего продукта, продолжившийся с IV-го квартала 2016 года. Так, по предварительным данным, за М-й квартал 2017 года данный показатель вырос на 2,5% и составил 21 691,1 млрд рублей.

Индекс деловой активности в промышленности (PMI) также демонстрирует рост по сравнению с аналогичным периодом 2016 года: его среднее значение за I-е полугодие 2017 года составило 52%, тогда как в I-м полугодии 2016 года оно колебалось у отметки 49%. Максимальное значение индекса было зафиксировано в январе 2017 года, когда он составил 55%.

В ситуации с занятостью на рынке труда обозначился позитивный тренд: уровень безработицы в I-м полугодие 2017 года составил 5,2% и снизился по сравнению с аналогичным периодом 2016 года на 0,5 п.п. Несмотря на это, отрицательным фактором для экономики все еще является продолжающееся с 2014 года падение доходов населения. При этом темпы снижения доходов населения замедляются. Так, в I-м полугодие 2017 года снижение реальных располагаемых денежных доходов населения к соответствующему периоду 2016 года составило 1,4%, тогда как в I-м полугодии 2016 года аналогичный показатель составил 4,8%.

Несмотря на наметившуюся стабилизацию экономики, в I полугодии 2017 года продолжился спад темпов ввода жилья. Ввод жилья в России, достигнув пика в 2015 году (85,3 млн кв. м), начал снижение в 2016 году. Суммарный объём ввода жилья за I-е полугодие 2017 года составил 28 млн кв. м., или 88,7% от аналогичного значения 2016 года.

С начала кризиса сокращаются абсолютные объёмы ввода как многоквартирного жилья, так и жилья, построенного индивидуальными застройщиками (далее - индивидуальное жилищное строительство или ИЖС). Однако темпы сокращения объемов ввода ИЖС выше, чем в многоквартирном домостроении. В I-м полугодии 2017 года объем ИЖС сократился относительно аналогичного периода 2016 года на 16,7%, а многоквартирного домостроения -на 6,7%. На долю индивидуальных застройщиков пришлось 41% от общего объема ввода в I-м полугодии 2017 года, что соответствует 11,5 млн кв. м жилья. Соответственно удельный вес многоквартирного домостроения с I-го полугодия 2015 года по I-е полугодие 2017 года вырос на 6 п.п.: с 53% до 59%.

Такое сокращение доли индивидуального жилищного строительства объясняется, в первую очередь, тем, что меры государственной поддержки в период кризиса адресованы в большей степени строительным компаниям. Потребители же, столкнувшись со снижением своих доходов, оперативно среагировали на изменения в экономической ситуации и пересмотрели свои планы - отложили строительство до «лучших времен».

Читать далее >>>