Библиотека маркетолога

Рынок мыла упал на треть после наступления кризиса

«Академия Сервис»

Российские производители мыла выпускают преимущественно хозяйственное и туалетное мыло, спрос на которое постоянно падает. Большая часть мыла российского производства идет на экспорт в страны бывшего СССР, тогда как в сегменте жидкого мыла, гелей и прочих средств для мытья, пользующихся все большим спросом в РФ, преобладает импортная продукция. Интерес ко всему натуральному и экологически чистому сформировал рынок мыла ручной работы и расширил спектр каналов продаж — мыло стали активно покупать в аптеках и специализированных мыльных магазинах.

Динамика российского рынка мыла с 2005-го по начало 2010 года — рассматриваются показатели производства, импорта и экспорта мыла, структура рынка, основные места продаж — представлена из результатов маркетингового исследования «Российский рынок мыла. 2009г. — начало 2010г. Структура и Динамика».

Ключевые показатели российского рынка мыла в 2005–2010 гг.

  • В 2009 году емкость российского рынка мыла составила 198,5 тысяч тонн, что на 8% меньше показателей предыдущего года
  • К концу 2010 года рынок мыла может составить 166,7 тысяч тонн. Падение объемов потребления может составить 16% за год или на 30% за 3 года
  • Ожидается еще больший рост рынка жидкого мыла в количественном и денежном выражении и падение потребления твердого мыла
  • Более половины экспорта жидкого мыла из России идет на Украину, твердого туалетного и хозяйственного — в Казахстан
  • Наиболее предпочтительным местом покупки мыла являются супермаркеты
  • Потребители все больше стали предпочитать покупать мыло в аптеках, хозяйственных магазинах и специализированных мыльных магазинах
  • Тенденция последних лет — повышенный спрос на мыло ручной работы, формирующийся на интересе ко всему натуральному и экологически чистому

Динамика российского рынка мыла

В 2009 году емкость российского рынка мыла составила 198,5 тысяч тонн. Из них доля отечественных производителей составила 67% — эта величина остается стабильной на российском рынке на протяжении последних трех лет.


Рисунок 1. Динамика емкости рынка мыла в натуральном выражении (2007–2009гг.), тонн

Кризис и снижение спроса на другие средства для мытья (гели, жидкие мыла и т.п.) привели к снижению его емкости. Примерно в равной мере сокращаются показатели производства мыла в РФ (-16%), его экспорта (-16,5%) и импорта (-16,5%). В данном случае примерно в равной степени сказываются вызванные мировым финансовым кризисом нестабильность производства и сокращение спроса со стороны покупателей.


Рисунок 2. Динамика емкости рынка мыла в РФ, 2005 — прогноз на 2010 гг.

Если сложившиеся на отечественном рынке тенденции производства мыла и его продаж сохранятся на протяжении текущего года, к концу 2010-го спад рынка за год может составить рекордные 16% — до 166,7 тысяч тонн.

Структура отечественного рынка мыла

В 2009 году хозяйственное мыло составило основу экспорта мыла из РФ — его за рубеж было продано 46,6 млн тонн. Экспорт туалетного мыла составил 9,6 млн тонн, а средств для мытья кожи, гелей и жидкого мыла — 7,5 миллионов тонн.


Рисунок 3. Структура российского рынка мыла

Несмотря на кризис, происходит постепенное наращивание оборотов экспорта мыла в нашей стране — основными его покупателями являются Украина, Казахстан, Кыргызстан и Афганистан. Страной-экспортером с наибольшим объемом поставок жидкого мыла стала Украина — 56–57% от общего объема экспорта. Твердое туалетное и хозяйственное мыло более других у России покупает Казахстан — 54% туалетного и 48–49% хозяйственного. Последнее в нашей стране производится все больше на экспорт в страны бывшего СССР — внутри страны спрос на него падает.

Что касается импорта, лидером на отечественном рынке оказались жидкие мыла, гели и другие средства для мытья кожи иностранного производства (43,5 млн тонн — 51% от общего объема импорта). Далее следует импорт туалетного мыла — 37,8 млн тонн (43%). Хозяйственного поставляют в нашу страну 5,3 миллиона тонн (6% импорта) — российские потребители постепенно переходят на другие средства бытовой химии.

Поставки мыла в нашу стану идут более чем из 50 стран мира — привлекательность рынка формируют низкие таможенные ставки. Основные импортеры — Польша и Турция.

Что касается дальнейшей динамики различных сегментов российского рынка мыла, ожидается еще больший рост рынка жидкого мыла (как в количественном, так и в денежном выражении), а рынок туалетного мыла, несмотря на большие объемы (до 70%) — будет постепенно сокращаться.

Ожидается рост продаж более дорогих сортов мыла и большее сегментирование рынка — по составу (на глицериновой основе, с увлажняющими / отшелушивающими добавками), производителям (отечественное / импортное, мыло ручной работы), назначению (для рук, ног, интимной гигиены).

Тенденция последних лет — повышенный спрос на мыло ручной работы, формирующийся на интересе ко всему натуральному и экологически чистому, а также моде на оригинальные подарки (чему способствуют привлекательный дизайн и изысканный аромат продукции). Основными его поставщиками в нашу страну стали Латвия (63%) и Болгария (37%), предлагающие на российском рынке продукцию брендов Lush, RoyalSoapDeLaurier, BombCosmetics, L`Occitain, FreshLine, StenderaZiepjuFabrika, RigasZiepjuManufaktura. В России мыло ручной работы производит санкт-петербургская компания Blanche (ООО «Бланш»).

Самые популярные марки мыла в других сегментах, по данным опросов населения — Детское мыло, Dove, Safeguard, Absolute, Fa. Как правило, соотечественники покупают мыло раз в месяц.

Продаются различные виды мыла в Москве как в хозяйственных магазинах, супермаркетах, на рынках и небольших магазинчиках, так и в аптеках, а также специализированных фирменных магазинах. Это говорит не только о развитии рынка, но и о переходе сегмента мыла, как и рынка косметики, в раздел эстетических товаров.


Рисунок 4. Популярные места приобретения мыла (по данным опроса потребителей одного из районов г. Москвы)

На сегодняшний день отечественные производители ориентируются преимущественно на средний и низкий ценовой сегменты. Премиум-сегменты заняты импортной продукцией, отличающейся преимущественно дизайном упаковки и привлекательностью рекламы. В целом, современный рынок мыла, как и смежные рынки косметики и парфюмерии, по мере формирования культуры использования косметических средств, роста доходов населения и ассортимента предлагаемых средств, переживает перерождение. Потребителя начинают интересовать уникальные свойства товара, специализация на конкретных свойствах, появляется потребность в новой продукции, которую на данном этапе охотно предлагают импортеры мыла за неимением достаточных объемов его производства в нашей стране.