Библиотека маркетолога

Обзор рынка труда в сфере «Маркетинг, реклама, PR» в Петербурге и Москве

HeadHunter

Служба исследований HeadHunter Северо-Запад специально для «Энциклопедии маркетинга» проанализировала рынок труда в профобласти «Маркетинг, реклама, PR» во втором полугодии 2017 года в Москве и Петербурге.

В ходе исследования была проанализирована 43 620 вакансий и 83 162 резюме, созданных на портале hh.ru работодателями и соискателями в сфере «Маркетинг, Реклама, PR» в Москве и 14 183 вакансии и 24 780 резюме, созданных на портале hh.ru работодателями и соискателями в сфере «Маркетинг, Реклама, PR» в Санкт-Петербурге в период с 1 июля по 31 декабря 2017 года.

Сфера «Маркетинг, реклама, PR» входит в топ-5 по количеству вакансий

По аналитике hh.ru, в третьем и четвертом кварталах текущего года сфера «Маркетинг, Реклама, PR» закрепила позиции в топ-10 в структуре вакансий в Северной столице. Доля предложений о работе для специалистов из этой профобласти составила 7,9% от общего количества вакансий за анализируемый период. По числу опубликованных работодателями вакансий лидируют профобласти «Продажи», «IT, интернет, телеком», «Производство», «Начало карьеры, студенты» и «Административный персонал».

В Москве на долю профобласти «Маркетинг, реклама, PR» приходится 10,4% от общего числа предложений о работе в столице. В итоге сфера занимает третью позицию в структуре вакансий в Москве во втором полугодии 2017 года. Больше предложений, традиционно, было опубликовано в профобласти «Продажи» - 26,8%, и сфере информационных технологий (16,2%).

Рынок вакансий в Петербурге вырос в среднем на 15%, в Москве – на 12%

Прирост количества вакансий в сфере «Маркетинг, реклама, PR» во второй половине 2017 года относительно стабилен. Согласно аналитике hh.ru, в среднем рынок предложений от работодателей во втором полугодии в сравнении с аналогичным периодом прошлого года вырос на 15% в Санкт-Петербурге, и на 12% - в Москве. Если смотреть по месяцам, максимальное увеличение числа вакансий год к году в Северной столице отмечено в декабре (29%), минимальное – в июле (3%). В Москве наблюдалась иная динамика: в июле 2017 года было опубликовано на 9% меньше вакансий, чем в июле 2016, однако ближе к концу года количество предложений от работодателей год к году росло с каждым месяцем. В августе прирост был равен 3%, в сентябре - 9%, в октябре – 18%, в ноябре – 23% и в декабре он составил 28%.

В январе 2018 года на hh.ru в Санкт-Петербурге насчитывается более 2,7 тысяч актуальных вакансий для специалистов сферы «Маркетинг, реклама, PR», в Москве – 8,5 тысяч.

Соискательская активность увеличилась на 10%

Изменения в динамике резюме были менее заметны. С июля по декабрь текущего года средний прирост резюме по сравнению с тем же периодом 2016 года в обеих столицах составил 10%. Начиная с августа, активность кандидатов в сфере «Маркетинга, рекламы, PR» постепенно снижалась. Для сравнения: вход резюме в октябре уходящего года к октябрю 2016-го увеличился на 6% в Санкт-Петербурге, на 9% в Москве, однако к концу года соискательская активность снова возросла (12% и 10% в декабре к аналогичному месяцу 2016 года соответственно).

Уровень конкуренции: четыре резюме на вакансию

Увеличение спроса на специалистов влияет на уровень конкуренции в сфере. В среднем на одну вакансию в Петербурге приходится четыре резюме – в декабре hh.индекс равнялся 4,3 п., что незначительно ниже оптимального показателя (5-6 п.). В столице этот показатель в конце года оказался равен 3,4 п.

Сезонный рост соискательской активности осенью спровоцировал повышение количества кандидатов в профобласти «Маркетинг, реклама, PR» на одно вакантное место, однако дефицит профессиональных кадров с высоким уровнем мотивации и большим потенциалом по-прежнему ощутим.

Кто востребован

В большей степени у петербургских работодателей с июля по декабрь 2017 года были востребованы специалисты в области PR и маркетинговых коммуникаций (23,2% от общего количества вакансий в исследуемой профобласти), менеджеры по работе с клиентами (23%) и интернет-маркетологи (21%). Спросом на hh.ru также пользовались профессионалы в области продвижения и специальных мероприятий (16,8%), а также мерчендайзинга (12,5%). Еще по 11% вакансий были ориентированы на специалистов в области управления маркетингом и управления проектами.

Структура спроса в Москве, примерно, та же. В большей степени были востребованы специалисты в PR и маркетинговых коммуникациях (23% от всех предложений в сфере маркетинга, рекламы и PR во втором полугодии 2017 года). Почти столько же вакансий было размещено для специалистов в области интернет – маркетинга. Еще 19% предложений работодателя сводились к поиску менеджеров по работе с клиентами и, чуть меньше, к поиску специалистов в области продвижения и организации специальных мероприятий. Также, работодатели искали управляющих проектами (15%) и управляющих маркетингом (14%).

Работодателям не хватает мерчендайзеров и менеджеров по продажам

Кому из представителей сферы «Маркетинг, реклама, PR» в ноябре 2017 года было сложнее найти работу? Высокий уровень конкуренции в Петербурге и в Москве наблюдался среди event-менеджеров и арт-директоров (20 и 14 резюме на одну петербургскую вакансию, 14 и 10 резюме на московскую). Значительно выше нормы в Северной столице также уровень конкуренции среди копирайтеров (hh.индекс равен 10,9 п.) и директоров по маркетингу (9,8 п.); а в Москве – директоров по маркетингу (9,5 п.) и менеджеров по рекламе (6,9 п.).

Дефицитными на рынке труда обеих столиц оказались интернет-маркетологи, менеджеры по продажам, промоутеры.

Средняя заработная плата

Что касается доходов специалистов из профобласти «Маркетинг, реклама, PR», то, по информации «Банка данных заработных плат HeadHunter», средний совокупный доход (гросс) с учетом бонусов и премий работников в сфере «Маркетинг, связи с общественностью, реклама» уровня «специалист» в четвертом квартале 2017 года в Петербурге составил 50 тыс. рублей, тогда как в Москве этот показатель оказался равен 69 тыс. рублей.

Заработная плата (совокупный доход) линейного руководителя отдела/группы маркетинга в Северной столице в этот период равнялась 101,2 тыс. рублей (гросс) в месяц. Специалисты в области маркетингового анализа могли рассчитывать на совокупный доход в размере 53 тыс. рублей (гросс), а PR-менеджер (того же уровня «специалист») – на 52 тыс. рублей. Меньшую заработную плату в Петербурге предлагали менеджерам по рекламе – 41,2 тыс. рублей (гросс).

В Москве уровень оплаты труда линейного руководителя отдела/группы маркетинга за аналогичный период был равен 150 тыс. рублей (гросс, совокупный доход) в месяц. Специалист в области PR в среднем мог рассчитывать в четвертом квартале 2017 года на 70 тыс. рублей. Большую заработную плату московские работодатели предлагали менеджерам по рекламе – 77,7 тыс. рублей (гросс, совокупный доход).