Библиотека маркетолога

Отчет по радио

"Бридж-медиа", www.bridge-media.ru

Оглавление


Отчет по исследованию MAS – Media “Весна 2001”

Анализ результатов исследования MAS – Media “Весна 2001”, проводимого сотрудниками РГ “Бридж-медиа” и АРТ “TiREKs””, показал, что за прошедший период конъюнктура рынка электронных средств массовой информации города Ижевска подверглась значительным изменениям.

Прежде всего, необходимо отметить, что показатель обращения аудитории к радиостанциям вырос, по сравнению с прошлым сезоном, на 12,6% и составляет 67,7% от общего числа опрошенных. Вероятно, рост общего числа радиослушателей обусловлен сезонным фактором, предполагающим наличие тенденции к увеличению в зимний период числа обращений к средствам массовой информации как способу проведения досуга.

Самый большой процент прироста аудитории наблюдается у радио ГТРК “Удмуртия” (9,9%), потеснившей все коммерческие радиостанции. Вырос показатель популярности и у радио “Европа+” (на 6,6%). Рейтинги остальных радиостанций увеличились в среднем на 1,5-2%. Единственная радиостанция, рейтинг которой упал (на 4,1%) – это “РДВ”.

В итоге, распределение позиций выглядит следующим образом: первую строку рейтинга занимает радио ГТРК “Удмуртия” (25,8% рейтинга), на втором месте находится “Авторадио” (23,1%), третье место поделили “Русское радио” и “Наше радио” (22,8%). Затем по убыванию рейтингов следуют радио “Адам” (19,8%) и “Европа+” (19,3%). Замыкают список “РДВ” (10%), радио “Модерн” (5,5%), “Эхо Москвы” (4,2%).

Частота и регулярность прослушивания радиостанций

Результаты рейтинга популярности радиостанций могут быть дополнены описанием так называемого рейтинга симпатий, когда респондентам предлагалось выбрать из всех прослушиваемых радиостанций только одну, которую они могли бы назвать любимой.

Самыми преданными оказались слушатели радио ГТРК “Удмуртия” - ему отдало предпочтение самое большое количество опрашиваемых (13,3%). Затем следует радиостанция “Наше радио”, которую могли бы назвать любимой 10,2% респондентов. На третьем месте в числе любимых радиостанций – “Русское радио” (7,5%). Далее расположены “Европа+” (5,2%), “Адам” (5%), “Авторадио” (4,8%).

Полученные результаты коррелируют с данными о частоте и регулярности прослушивания радиостанций, согласно которым большинство опрашиваемых постоянно, т.е. ежедневно слушают радио ГТРК “Удмуртия” (29,4%), “Русское радио” (22%), “Наше радио” (17,6%). Часто (3-6 раз в неделю) слушают радио “Адам” (13,7%) и “Наше радио” (11,5%). Время от времени и редко (1-2 дня в неделю и реже) слушают “Авторадио” (соответственно 10,1 и 10,3%).

Социально-демографический портрет аудитории радиостанций

Учитывая, что радиостанции, работая на конкретную целевую аудиторию, становятся все более узкопрофильными, социально-демографические характеристики слушательской аудитории отличаются сильным разбросом показателей.

Среди слушателей радио ГТРК “Удмуртия” большинство составляют женщины (56,4%) возраста от 45 лет и старше (76,6%), преобладает пенсионная аудитория. Уровень дохода радиослушателей – преимущественно ниже среднего (44,9%).

Свою специфическую аудиторию имеет “Наше радио”: ее можно охарактеризовать как мужскую (67,9%), студенческую (40,9%), со средним и выше среднего уровня доходом. Среди слушателей “Нашего радио” приблизительно в равной степени представлена аудитория всех возрастных категорий от 15 до 34 лет, а в выходные дни доминируют слушатели от 25 до 34 лет (36,1%). Также на долю слушателей “Нашего радио” приходится самое большое число предпринимателей.

Социально-демографические портреты аудитории радиостанций “Адам” и “Европа+” выглядят практически аналогично. Однако в отличие от “Нашего радио”, среди аудитории радио “Адам” и “Европа+” наблюдается некоторое смещение в сторону слушателей более старшего возраста и, соответственно, меньшее количество студентов. В выходные дни можно отметить наличие тенденции к снижению количества молодежной аудитории этих радиостанций и увеличению аудитории старшего возраста, а на радио “Европа+” перекос в сторону мужской аудитории выравнивается. Доход радиослушателей – средний и выше среднего.

Аудиторию “Русского радио” составляют преимущественно женщины (61,7%) практически всех возрастных категорий со средним и выше уровнем дохода. В выходные же дни “Русское радио” слушают приблизительно в равной степени как мужчины, так и женщины, увеличивается количество аудитории 45-54 лет.

Среди слушателей “Авторадио” и “РДВ” явных смещений по половому признаку не наблюдается. Возраст основных слушателей колеблется в интервале от 19 до 44 лет, в выходные же дни увеличивается количество женской аудитории и слушателей от 15 до 18 лет. Уровень дохода основных радиослушателей – средний и выше.

Популярность эфирного времени радиостанций

На протяжении эфира в работе практически всех радиостанций можно выделить несколько пиков популярности, так называемых “прайм-таймов”, характеризующихся максимальным присутствием аудитории в это время.

Наибольшая концентрация аудитории радио ГТРК “Удмуртия” наблюдается в период 6.00-11.00 ч., 16.00-19.00 ч. в рабочие и 8.00-12.00 ч., 18.00-19.30 ч. - в выходные дни. В утренний прайм-тайм радиоканал слушают преимущественно женщины предпенсионного и пенсионного возраста. Вечером в будни количество мужчин и женщин среди слушателей выравнивается, а в выходные дни среди слушателей преобладают мужчины.

В эфирной сетке “Авторадио” в будни наблюдается один более продолжительный всплеск популярности - с 11.00 до 20.00 ч., т.е. практически весь день. В выходные дни на волнах “Авторадио” популярно обеденное и послеобеденное время – с 12.00 до 16.00ч., а также вечернее время – с 21.30 до 22.30 ч. На протяжении практически всего эфира в качестве слушателей присутствуют как мужчины, так и женщины. Исключение составляет вечернее время, когда доминирует женская аудитория.

Максимальный процент аудитории “Русского радио” в рабочие и выходные дни приходится на обеденное и послеобеденное время (11.00-18.00 ч.). В эти часы среди слушателей каких-либо явных смещений по половому и возрастному признаку не наблюдается.

Приблизительно в этот же временной период (с 12.00 до 19.30 ч. в будни и с 10.00 до 18.00 ч. в выходные дни) наблюдается прайм-тайм “Нашего радио”. На протяжении всего эфира преобладает мужская аудитория возраста от 19 до 34 лет.

Радио “Адам” имеет более продолжительный всплеск популярности, приходящийся на 11.00-20.30 ч. как в рабочие, так и в выходные дни. При этом, как и на “Нашем радио” на протяжении всего эфира в качестве слушателей доминируют мужчины практически всех возрастных категорий с небольшим преобладанием слушателей 19-34 лет.

Наиболее популярное время радиостанции “РДВ” приходится в будни на период 8.00-11.00 ч. и 18.30-21.30 ч., в выходные дни – 9.00-15.00 ч. и 18.30-21.00 ч. По социально-демографическому портрету слушателей оба прайм-тайма в будни и утренний прайм-тайм в выходные дни характеризуется наибольшим присутствием мужчин. Однако в будни преобладают слушатели среднего возраста (19-34 лет), а в выходные дни – более молодого (19-24 лет). Основными же слушателями “РДВ” в вечернее время в выходные дни являются женщины возраста преимущественно от 15 до 24 лет.

Пересечение аудитории радиостанций

Максимальный показатель пересечения аудитории (31,4%) демонстрируют радио ГТРК “Удмуртия” и “Авторадио”. Это означает, что около трети слушателей Республиканского радио являются одновременно и слушателями “Авторадио”. Высоки также показатели пересечения радио ГТРК “Удмуртия” и “Русского радио” (21,3%).

Достаточно большое перекрытие аудитории обнаруживается

  • у “Авторадио” с “Русским радио” (23,8%) и радио “Адам” (21,4%);
  • у радио “Адам” с “Нашим радио” (21,7%);
  • у радиостанции “Европа+” с “Русским радио” (21,8%);
  • у “Русского радио” с “Авторадио” (19,6%) и “Нашим радио” (19,6%);
  • у “Нашего радио” с радио “Адам” (21,5%) и “Русским радио” (19,6%);
  • у “РДВ” с “Русским радио” (25,7%) и “Нашим радио” (19,4%).